Титарева Наталья
Конспект коррекционного занятия в старшей группе «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочное путешествие
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №40 г. Липецка
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему «Сказочное путешествие»
(образовательная область «Речевое развитие»)
Разработал:
учитель-дефектолог Титарева Н. С.
Образовательная область (доминантная) : «Речевое развитие»
Публикация «Конспект коррекционного занятия в старшей группе „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
• Направление: «Приобщение к художественной литературе»
• Цели:
- развивать художественное восприятие при знакомстве со сказками, загадками:
- формировать понимание образного содержания и идеи сказки;
- замечать образные слова и выражения в тексте;
- формировать понимание и умение оценивать характеры героев;
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки;
- поощрять творческие проявления в инсценировках, выразительном чтении стихов и продуктивной деятельности
• Целевые ориентиры дошкольного образования:
- проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность;
- задает вопросы;
- самостоятельно объясняет поступки персонажей;
- интересуется причинно-следственными связями
- обладает начальными знаниями о себе, социальном и культурном мире, в котором живет
• Освоение содержания образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
• Задачи к образовательной области «Речевое развитие» :
Связная речь:
- развивать диалогическую речь;
- способствовать составлению описательных рассказов;
Формирование словаря:
- активизировать разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы;
Грамматический строй речи:
- формировать умения у детей соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения;
Звуковая культура речи:
- формировать навыки интонировать звуки
- формировать темп речи
Развивающая речевая среда
Предлагать для рассматривания книг и репродукций художников по мотивам «Русских сказок», использовать в общении образные выражения сказочных героев, русские народные поговорки и пословицы
• Задачи к образовательной области «Познавательное развитие» :
- Формировать представления о животных, их внешнем облике;
- тренировать в узнавании животных по контурному изображению;
- формировать умения соотносить силуэтные изображения сказок с цветными;
- формировать навыки сравнения предметов по величине;
- Продолжать формировать навыки узнавания соотнесения геометрических фигур в процессе предметно-практической деятельности;
- Развивать комбинаторные способности;
- Тренировать в обводке объектов по контуру в зашумленном изображении;
- Поощрять исследовательский интерес;
- Расширять кругозор детей.
• Задачи к образовательной области «Социально-комуникативное развитие» :
- Развивать общение и взаимодействие детей в процессе деятельности
- Воспитывать активность, самостоятельность инициативность;
- Формировать позитивные установки к различным видам творчества
- Формировать навыки безопасного передвижения в окружающем пространстве;
• Задачи к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
Развивать продуктивную деятельность посредством:
- выкладывания цветного изображения из частей на фланелеграфе;
- обводки объектов по контуру в зашумленных изображениях;
• Музыкально-художественная деятельность
- Развивать у детей способность эмоционально воспринимать музыку;
• Задачи к образовательной области «Физическое развитие» :
- Развивать двигательный опыт детей.
- Развивать бинокулярное зрение;
- Развивать прослеживающие зрительные функции;
- Тренировать глазодвигательные мышцы;
- Развивать сохранные анализаторы;
- Формировать зрительные и осязательные способы обследования
и узнавания животных;
- Стимулировать зрительно-поисковую деятельность;
- Развивать мелкую моторику;
- Формировать навыки зрительно-моторной координации;
- Развивать ритмичность движений
- Продолжать укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством: релаксационных упражнений,зрительной гимнастики;
пальчиковой гимнастики, динамической паузы, зрительных пропедевтических упражнений
• Виды детской деятельности:
игровая, двигательная, познавательно-исследовательская
• Форма проведения ООД: подгрупповая
• Методы и приемы: словесный, наглядный, практический (беседа, метод генерации идей, рассматривание иллюстраций)
• Применяемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающая, развивающего обучения, ТРИЗ, проблемного обучения, исследовательская деятельность (частично).
• Участники образовательного процесса: воспитатель, учитель-дефектолог, дети (подгруппа 7 человек)
• Средства реализации и коррекции :
- Контурные изображения животных;
- Силуэтные и цветные иллюстрации сказочных эпизодов;
- Мягкие модули геометрических фигур;
- Работа на интерактивной доске:
- с лабиринтами; с демонстрационным материалом по мимики и пантомимики;
- Пособие по развитию осязания «Чья шубка?»;
- Пособие «Составь из частей целое»;
- Аудиозапись «В гостях у сказки»;
- Набор посуды (по размеру)
Предварительная работа:
• Литературная викторина по русским народным сказкам : «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»;
• Чтение произведения К. Ушинского «Петушок»;
• Д/И «Определи наощупь»
• Д/И «Составь из частей целое
Длительность: 25 минут
Содержание
организованной образовательной деятельности
Звучит музыка «В гостях у сказки»
Педагог: Вы любите сказки? Скажите, как путешествуют сказочные герои?
Дети: Куда глаза глядят, на коне, на метле, на гусях- лебедях, на Карлсоне, на ковре-самолете.
Педагог: Приглашает вас в полет необычный самолет,
Он нас в сказки привезет.
С виду вот ковер обычный, но летает он отлично.
Ребята, а самолет неисправен, он дырявый. А вот части от нашего ковра-самолета. На что они похожи? (на геометрические фигуры). Давайте подберем к каждой дырочке подходящую фигуру и починим наш ковер-самолет.
(Дети вставляют в прорези соответствующие геометрические фигуры.)
Воспитатель: Ковер-самолет сможет лететь, если мы произнесем волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика «Сказки называем»
Будем пальчики считать
Будем сказки называть.
Это сказка «Теремок»,
Это сказка «Колобок»,
Это сказка «Репка»,
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят».
Этим сказкам каждый рад.
Педагог: Вот мы и на месте. Звучит музыка и появляется Фея.
Фея: Здравствуйте дети! Рада вас видеть в моем сказочном царстве. Вместе со мной вас встречают сказочные герои
(Дети рассматривают зашумленные контурные изображения по сказке «Заюшкина избушка»)
Воспитатель: Назовите, кто изображен на рисунках. Из какой сказки они? Как начинается сказка?
Дети: «Жили-были Лиса и Зайчик…»
Фея: Давайте оживим лису зайчика.
(Дети выполняют обводку по контурных изображений Лисы и Зайчика. На экране интерактивной доски появляется цветное изображение Зайчика).
Фея: Зайчик грустный или веселый? Что с ним случилось? Кто в сказке помог Зайчику?
Давайте оживим Петушка, чтобы он помог и нашему Зайчику.
Дети выкладывают на вертикальной плоскости (магнитной доске) из частей изображение Петушка. Рассматривают изображение и вместе с педагогом и произносят слова из произведения Ушинского:
«Ходит по лесу Петушок: на голове - красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры.
Фея: Наш Петушок бодрый, смелый. А Зайка какой стал, посмотрите?
Ответы детей.
Педагог: Вернемся на ковер самолет, чтобы перелететь в другую сказку.
Фея: Взлетим с помощью волшебных слов и поможет нам в этом ветерок.
Зрительная гимнастика:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
С ветерком играем
Глазками моргаем.
Фея: Прилетели!
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Воспитатель: Мы попали в гости к трём медведям.
(Дети рассматривают иллюстрацию, где изображены рассерженные медведи).
Фея: Медведи радостно встречают нас или нет? Кто их огорчил?
(Ответы детей)
Воспитатель: Помогите, пожалуйста, медведям разобрать посуду и накрыть стол.
(Дети расставляют по размеру миски и ложки, проговаривая при этом слова из сказки : «Это миска большая – для Михайло Потапыча, эта поменьше – для Настасьи Петровны, а эта – маленькая синенькая для мишутки» и т. д.)
Воспитатель: Какое настроение теперь у медведей?
(Ответы детей)
Фея: Наш полет продолжается. Взлетим с помощью волшебных слов и поможет нам в этом солнышко.
Зрительная гимнастика.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
С солнышком играем,
Глазки прикрываем:
Солнечные лучики
Светят на нас,
Солнечные лучики
Согревают нас.
Глазки расслабляются,
Детки улыбаются.
Воспитатель: Куда же мы теперь попали? В какую сказку?
Что за домик это странный,
Необычный и забавный.
В нем живет медведь, лягушка,
Волк, лиса и мышь-норушка.
Стоит в поле теремок-теремок. Кто же здесь живет? Потрогайте шубки зверей и определите, какой сказочный герой здесь живет.
Дети вместе с педагогом зрительно-осязательным способом определяют, что:
• Шубка зайчика – серая, пушистая, с коротким мехом, теплая
• Шубка медведя – коричневая, мех жесткий, длинный, теплая;
• Шубка мышки – серая, бархатистая
• Шубка лягушки – зеленая, гладкая, скользкая, холодная.
Воспитатель: два окошка остались пустые. Кого из жителей теремка мы еще не назвали?
(Ответы детей)
Фея: помогите лисе и волку вернуться в теремок. Проведите их по лабиринту с помощью волшебной палочки.
(Дети на интерактивной доске работают с лабиринтами и картинки с изображением лисы и волка так же помещают в теремок.)
Фея: Весело стало всем жильцам в теремке. Повеселимся вместе с ними.
Динамическая пауза:
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться, любят долго потянуться,
Обязательно вздохнуть, ну и хвостиком вильнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то сразу долго топчется на месте.
Воспитатель: Давайте, пригласим всех сказочных героев теперь к нам в гости, в детский сад, чтобы все детки знали много сказок. (Подходят к ковру-самолету) посмотрите, а ведь сказочные герои раньше нас уже прыгнули на ковер самолет. Я вижу их тени. Давайте угадаем, какие герои, из каких сказок решили вместе с нами путешествовать. (Дети подбирают к силуэтным изображениям знакомых сказок цветные).
Вместе со сказочными героями дети возвращаются из путешествия.
Воспитатель подводит итог занятия и предлагает продолжить игру «Угадай сказку» в группе с другими детьми.