Наталья Садовская
Методическая разработка коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе «В гостях у Душечки-Ватрушечки»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №42 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе :
«В гостях у Душечки-Ватрушечки».
Подготовила:
воспитатель
Садовская Наталья Валерьевна
Санкт-Петербург
2016 г.
Возрастная группа : старшая-подготовительная
Количество детей, участвующих в занятии: 6 человек
Публикация «Методическая разработка коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе „В гостях у Душечки-Ватрушечки“» размещена в разделах
Дата проведения занятия: 26 апреля 2016 г.
Продолжительность: 25-30 минут
Цель: Развивать у детей сенсорные эталоны: слух, обоняние, вкусовые ощущения, зрительное внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
-закрепление обобщающего понятия «Хлеб и хлебобулочные изделия»;
-закрепить умение узнавать и называть хлеб и хлебобулочные изделия;
- закрепить умение узнавать и называть чайную посуду;
-закреплять знания о структуре ткани;
-пополнение вкусовых ощущений;
-побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;
-воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;
Образовательная область «Физическое развитие» :
- способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.
Образовательная область «Речевое развитие» :
-расширять, уточнять лексику по темам: «Хлеб, хлебобулочные изделия», «Чайная посуда»;
-расширение словарного запаса.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» :
-развитие культурно-гигиенических навыков: умение правильно накрыть на стол;
-пробудить желание помочь другим.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного взаимодействия.
Материал.
Раздаточный: карточки с напечатанными загадками и заданиями; образцы ткани (шерсть, кожа, клеёнка, трикотаж, фольга, лен); льняная скатерть; стаканчики красного цвета со сладкой водой (6 штук, стаканчики зеленого цвета с кислой водой (6 штук, стаканчики синего цвета с соленой водой (6 штук, лист с картинками: лимон, сахар, соль (6штук, одноразовые ложечки (18 штук); разрезная картинка формата А3 с чайной посудой, настоящая чайная посуда; 6 баночек с содержимым (кофе, чай, чеснок, корица, мята, ваниль); 4 шумовые баночки с содержимым - фасоль, сахар, мука, жидкость; карточки-чеки формата А5 с буквами «Б» и «П»; бублики, баранки, печенье, пирожки, булочки из соленого теста, выложенные на блюде, ватрушка из соленого теста, миска с перемешаными между собой: изюмом, курагой, орехами, макаронами, пуговицами, фасолью.
Ход НОД.
I. Организационный этап.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня нас пригласила к себе в гости Душечка Ватрушечка, и мы оправимся к ней домой. Вы готовы?
Воспитатель с детьми входят в дом (специально оборудованное для занятия помещение, видят пустой, не накрытый стол и много приглашенных гостей. Все очень удивлены и расстроены. Они зовут хозяйку, но она не отзывается.
Воспитатель: Смотрите ребята, а мы не одни приглашены… Сколько сегодня гостей… Давайте поздороваемся и познакомимся с ними! (дети здороваются, знакомятся с гостями).
А где же сама хозяйка? Вы ее не видели? Может у нее что-то случилось? Давайте ее позовём…
Звучит музыка, входит Душечка Ватрушечка.
Душечка Ватрушечка : Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас всех видеть! Вы, наверное, удивлены, что у меня ничего не готово? Но сегодня день загадок и волшебства! У меня есть волшебный сундучок, он помогает накрывать на стол. Но только тем, кто умеет отгадывать загадки, самым умным, находчивым и умелым.
Воспитатель: Дети, мы справимся с загадками и с заданиями Душечки Ватрушечки?
Дети: Да!
II. Основной этап.
1. «Подбери ткань для скатерти».
ДВ: (достаёт первое задание, написанное на карточке-ватрушке, из сундука). Слушайте первую загадку:
Вышит кружевом подол,
Что постелем мы на стол?
Дети: Это скатерть.
ДВ: Скатерть правильно. А какой она должна быть?
Воспитатель:
Закрывайте глазки смело,
Пусть вступают ручки в дело.
Пальчики помогут,
Отгадать вам, что тут.
Детям предлагается на ощупь, с закрытыми глазами, выбрать из кусочков разной материи (шерсть, кожа, цилофан, фольга, лён, бумага) лён. Дети, поочереди, ощупывают каждый материал, называют его.
Шерсть, ткань какая?- шерстяная
Кожа, ткань какая? – кожаная
Лен, ткань какая? – льняная.
Дети находят нужный материал, из сундука достают скатерть и застилают стол.
ДВ: какие же вы молодцы!
2. «Почини посуду».
Воспитатель: Скатерть у нас уже есть. Что дальше нам понадобиться для чаепития?
ДВ: слушайте мою следующую загадку (достаёт из сундука следующую карточку).
К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся.
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же?
Дети: Чайный сервиз.
ДВ (достаёт из сундука разрезную картинку «Чайный сервиз») :
Что такое, что случилось?
Вдруг посуда вся разбилась…
Глазами внимательно вы посмотрите,
Сервиз из осколков скорей соберите!
Воспитатель: Дети, попробуем починить разбившуюся посуду?
Дети: да!
Детям предлагается сложить из разрезанных кусочков (пазлов) картона посуду, которая нужна для сервировки стола к чаю (чайный сервиз).
Как только дети складывают картинки,
Душечка Ватрушечка :
Все осколки собрались
В сундучке моем сервиз – ПОЯВИСЬ!
И достает из волшебного сундука настоящие: чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарницу. Посуду ставят на стол.
ДВ: Спасибо, дорогие дети. А что мы все будем пить? Давайте отгадаем следующую загадку (достает из сундука карточку) :
Испекли мы угощенье,
Тортик, пряники, печенье.
Поскорей друзей встречай,
Что нальёшь друзьям, ты?
3. «Определить по запаху».
Дети: чай
ДВ:
Чай, чеснок, ваниль, корица -
Все в хозяйстве пригодится!
Носик должен потрудиться:
По запаху найди, где чай?
Угадал? Так отвечай!
Воспитатель предлагает детям понюхать 6 баночек с содержимым (кофе, чай, чеснок, корица, мята, ваниль, и выбрать, в какой находится чай.
Дети находят по запаху баночку с чаем. ДВ достаёт из сундука и ставит на стол чай.
ДВ: Как здорово! Молодцы дети! А что нужно сделать, чтобы чай был вкусными? Угадайте мою следующую загадку (достает карточку).
Этот камень хоть и бел,
Но, однако же, не мел.
Залежаться он не сможет –
Быстро в чай его положат!
Воспитатель: А мы с детьми знаем!
Дети: Это сахар. Нужно, чтобы он был сладким.
4. «Определи на вкус».
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним, какой еще бывает вкус? (ответы детей) Что бывает кислое, что соленое, а что сладкое?
Дети: кислое – лимон
Соленое – соль
Сладкое – сахар, конфеты.
ДВ. Вот вам следующее задание:
С язычком играет в прятки
Вкус: соленый, кислый, сладкий!
Где какой, определи!
Сладкий сахар ты найди!
Воспитатель: Перед вами разноцветные стаканы. В них налита вода, но не просто вода, а соленая, сладкая и кислая. Ваша задача определить в каком стаканчике находится сладкая, в каком кислая, а в каком соленая водичка. Стаканчики со сладкой водой мы поставим на карточку с нарисованным сахаром, стаканчики с кислой – на карточку с нарисованным лимоном, а соленую воду – мы разместим на картинке с нарисованной солью.
ДВ: Какие же вы молодцы! Как ловко у вас все получается.
5. «Определи на слух».
Д. В.
Вы послушайте ребятки,
Вот вам новая загадка:
Баночками потрясите,
Ушки ваши навострите,
Сахар в них вы отыщите!
Д. В. достаё т из сундука 4 банки с содержимым: фасоль, сахар, жидкость, мука.
Воспитатель: Попробуйте, определить на слух, в какой баночке находится сахар. Дети с воспитателем трясут баночками и стараются определить содержимое. Дети находят сахар, высыпают в сахарницу.
ДВ: Какие же вы детишки молодцы! Мы нашли то, что мы будем пить. А что мы будем кушать? (достаёт из сундука карточку-ватрушку с заданием).
Нет угощения, как же нам быть?
Можно испечь, а можно купить.
В магазинчик вы сходите,
Угощенье там купите!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где продается угощение к чаю (булочки, печенье, пирожки, пирожные?
Дети: В магазине, в кондитерском отделе, в булочной.
6. Речь с движениями. «Поход в магазин или в булочную».
Мы шагаем дружно, дружно -
Душечке помочь нам нужно!
Через лужи мы шагаем,
Выше ноги поднимаем!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Воспитатель: Вот мы и в магазине.
7. Фонематический слух (различение звуков Б, Бь и П, Пь) Лопухина «Булочная» стр. 39.
Воспитатель:
Магазин-то не простой
Он волшебный – вот какой!
Я сейчас вам раздам карточки-чеки, каждому по две. На одной написана буква «Б», на другой «П». Я буду читать стихотворение. Если вы услышите в словах звуки Б или Бь, то поднимете карточку с какой буквой? (карточку с буквой Б). Если вы услышите в словах звуки П или Пь, то поднимете карточку с какой буквой? (карточку с буквой П).
Мы с тобой в слова играем.
Сладости мы покупаем.
Если Б и Бь услышим в слове,
С буквой «Б» мы чек готовим.
Если в слове П и Пь узнаем,
С буквой «П» чек поднимаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, пай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Берем в импровизированном магазине заранее приготовленные из соленого теста хлебобулочные изделия. «Возвращаемся из магазина» с покупками.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали,
И быстрее побежали!
Выставляем вместе с детьми, блюдо с угощением.
Воспитатель: Ну что, Душечка Ватрушечка, ты довольна? Помогли тебе дети?
ДВ: Да, конечно. Они молодцы!
А пока я вас ждала,
Вам ватрушку испекла…
Украсить только не успела…
Принимайтесь-ка за дело!
8. Развитие тактильных ощущений, игра «Укрась ватрушку».
Воспитатель: Дети, давайте выберем из этой миски только то, что понадобится нам для украшения нашей ватрушки.
В миске перемешаны между собой: изюм, курага, орехи, макароны, пуговицы, фасоль. Детям предлагается выбрать все, что понадобится для украшения ватрушки (изюм, курага, орехи) и украсить ее.
Душечка Ватрушечка благодарит детей за проделанную работу.
III. Итог
1. Обобщение
- Что больше всего понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
- Что удивило?
2. Оценка и приглашение всех на настоящее чаепитие.