Темирова-Скороходова Ольга-Александровна
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Словарик эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Конспект
коррекционно – развивающего занятия
«Словарик эмоций»
Подготовила
Педагог-психолог
Темирова-Скороходова О. А.
Городской округ город Выкса
2015 год
Цели:
1. Закрепление и обобщение знаний о чувствах (радости, грусти, гнева, удивления, обиды, вины, страха, стыда, спокойствия).
2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Словарик эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
4. Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умение понять и простить.
Задачи:
1. Развивать слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.
2. Развивать целостное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез).
3. Развивать произвольное внимание, а также его свойства (концентрацию и переключение).
4. Развивать зрительную память.
5. Развивать способности выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики.
Предварительная работа:
Цикл занятий по изучению таких эмоциональных состояний : как радость, гнев, удивление, обида, вина, страх, стыд, робость, спокойствие; через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление.
В занятия были включены коррекционные игры и упражнения на формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.
Продолжительность занятий : 20–25 минут.
Возраст участников: старший дошкольный возраст.
Материалы:
Магнитная доска, шкатулка, нарисованные ключи, карандаши, медали. Карточки с изображением пиктограмм: «радость», «грусть», «гнев», «удивление», «обида». Бланки с заданиями и разрезанная на 4 части пиктограмма «радость» (для каждого ребенка).
Ход занятия
1 этап. Организационный
Приветствие «Страна Настроений»
Педагог-психолог
В страну Настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Друг другу приветствие скажем по кругу.
(Дети передают по кругу приветствие.)
2 этап. Мотивационный
Педагог-психолог. Ребята Фея страны Настроения подарила нам чудесный ларец, который закрыт на 5 волшебных замков. Замки откроются лишь тогда, когда мы выполним задания Феи – вспомним все чувства и эмоции, о которых мы узнали раньше. За каждое выполненное задание мы будем получать ключик. А в ларце для вас лежит подарок от Феи. Ну что, хотите открыть чудесный ларец? (Да)
3 этап. Практический
1. Выполнение первого задания Феи
Упражнение «Разрезная картинка - радость»
Цель: развитие целостного восприятия, мыслительных операций (анализ, синтез).
Дети собирают картинку с изображением чувства радости, разрезанную на 4 части и называют чувство, которое на картинке изображено.
Педагог-психолог. Вот мы и справились с первым заданием Феи и получили волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).
2. Выполнение второго задания Феи
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Выполняется за столами.
Пошли пальчики гулять.
(Пальцы рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
Задание «Сказочные герои».
Цель: развивать свойства произвольного внимания (концентрации).
Каждому выдается бланк с заданием.
Педагог-психолог. Кто из нарисованных героев грустный, веселый, добрый, злой? Грустных героев обведи синим цветом, веселых – желтым, сердитых – черным. Добрых героев подчеркни зеленым цветом.
Педагог-психолог. Вы справились и со вторым заданием Феи и получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку).
3. Выполнение третьего задания Феи
Рассказ - задание «Новая игрушка»
Цель: развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, диалогическую речь.
Дети рассаживаются полукругом на коврике.
Педагог - психолог. Дети, родители и близкие часто делают вам разные подарки. Некоторые из вас приносят их в детский сад, чтобы поделиться с товарищами, вместе с ними поиграть. Одним детям это нравится, другие не включаются в игру по разным причинам. Сегодня я хочу как раз прочитать вам рассказ о девочке, которая решила поделиться своей радостью с ребятами из группы детского сада. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете. Когда будете слушать, постарайтесь представить себя на месте разных детей, о которых говориться в рассказе. А также постарайтесь запомнить все эмоции и чувства героев рассказа.
На день рождения Маше подарили куклу. Кукла была такой красивой, что девочка не могла на нее наглядеться. Как-то принесла она свою новую игрушку в детский сад, чтобы показать девочкам. Девочки наперебой расхвалили куклу. Маше это было приятно. Она испытывала удовольствие от того, что хвалят ее любимую куклу. Только Наташа куклу не хвалила. Она недовольно поджала губки и сердито сказала:
- Подумаешь, обыкновенная кукла. Нечего тут хвалиться. У меня сто таких дома!
Маша возмущенно спросила:
- Почему тебе не нравится кукла, которая нравится всем!
А потом с обидой добавила:
- Ты просто мне завидуешь! Ну и у холи от нас. Ты не будешь играть с моей куклой!
Девочки стали играть в «Дочки-матери» с новой куклой Маши, а Наташа осталась одна. Ей было грустно и одиноко. Некоторое время она сторонилась девочек, но чувство любопытства взяло верх. Наташа подошла к девочкам и стала смотреть, как они играют.
- Можно я буду с вами играть? – виновато спросило она.
- А у тебя же есть сто таких кукол, - с иронией ответила Маша.
- Я соврала, - грустно промолвила Наташа, - у меня никогда не было такой куклы.
Маша посмотрела на виноватое лицо Наташи и уже по доброму сказала:
- Ну ладно. Иди к нам. Будешь родной тетей моей дочки
Вопросы
1. Чему Маша радовалась? Какие чувства она испытывала, когда в детском саду девочки хвалили ее куклу?
2. С какими эмоциями Наташа оценила куклу? Как вы думаете почему?
3. Какие эмоции это вызвало у Маши? Как она среагировала на оценку Наташи?
4. Какие эмоции испытывала Наташа, оставшись одна? Почему она все же подошла к девочкам?
5. Какое чувство испытывала Наташа, когда попросилась к девочкам в игру? С какой эмоцией ей ответила Маша? Что такое ирония? Чем закончилась история?
Педагог-психолог. Вот мы получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку)
Физкультминутка
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
(Соответствующие движения.)
4. Выполнение четвертого задания Феи
Задание «Дорисуй эмоции»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Дорисуй эмоции у котика, мишки и Петрушки согласно образцу.
5. Выполнение пятого задания Феи
Игра «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти
Пиктограммы выкладываются в линейку. Дети запоминают последовательность. Закрывают глаза, а психолог меняет местами 2 карточки. Дети открывают глаза и угадывают, что изменилось. (Игра повторяется).
Педагог – психолог. Вот последний ключик!
4 этап. Рефлексивный
Подведение итогов, ритуал прощания.
Педагог – психолог. Открылись все замки. А в ларце лежит подарок от феи – медали. Теперь вы многое знаете об эмоциях и умеете справляться с ними, за это Фея награждает вас медалями.
Игра «На цветочной поляне»
Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.
Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.
Педагог-психолог. На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)
Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)
Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)
Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)
Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)
Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)
Упражнение «Молодцы»
Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы!»
На этом наше занятие завершается, до свидания!
Литература:
1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. – (Сказки – подсказки).
2. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик -семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 218 с.
3. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М. : национальный книжный центр,2013. – 72 с. (Психологическая служба.)+CD.