Анна Афанасьева
Знакомство с миром эмоций. Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с миром эмоций
(конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы)
Программное содержание.
1. Обучать детей снижению уровня тревожности, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения.
2. Развивать у старших дошкольников пространственное восприятие, произвольное внимание, воображение, совершенствовать монологическую речь.
3. Воспитывать положительный эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к живой и неживой природе.
Публикация «Знакомство с миром эмоций, Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Оборудование: ребристые сенсорные дорожки, малый бассейн с водой, куб «Твизлер», аквалампа, зеркальный шар, растение – фонтан, подвески «Веселки», музыкальный центр, набор аудиокассет.
Ход занятия.
(Ритуал «вхождения» через туннель.)
Воспитатель: «Ребята наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
Дети: «Здравствуйте «веселки», как у вас дела?», «Привет «веселки».
Воспитатель: «А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого водопада (рассматриваем пейзаж на фотообоях). А рядом еще один водопад (шумовая картина). Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы.
(Дети слушают шум воды и рассказывают о своих ощущениях).
Дети: «Мне кажется, что вода сверкает как звездочки на ночном небе», «А я ощущаю свежесть морской воды», «А мне кажется, что вода в водопаде чистая и теплая».
Воспитатель: А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса»). (Дети рассказывают какие птички живут в лесу).
Дети: «В нашем лесу живут соловьи, кукушки, щеглы, иволги».
Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам). Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки.
(Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, где рядом находится водопад). (Звучит аудиозапись «Наедине с природой). Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу.
Дети: «В этом лесу живут только добрые животные», «В лесу живут зайцы, лисы, медведи, волки, ёжики. Они дружат и помогают друг другу во всем», «Вокруг нас много деревьев, кустарников», «Здесь растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы».
Воспитатель: Представьте себе, что мы спокойно отдыхаем… Но, что это! Хрустнула ветка, вот еще одна… Кто это! Нам стало страшно:
- мы сжались в комочек и застыли;
- брови поднялись вверх, глаза широко раскрыли;
- рот приоткрыли;
- боимся пошевелиться и вздохнуть;
- голову втянули в плечи, глаза закрыли.
(Звучит аудиозапись)
«Ой, как страшно! Что это за огромный зверь? И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!». Один глаз открыли, - а это котенок! Возьмите своих «котят» в руки. Погладьте их. Вот какие ласковые котята! А вы думали, кто это? Кого вы себе представляли?»
Дети: «Мы себе представляли огромного медведя», «А я себе представил лесное чудовище».
Воспитатель: «Не даром говорят: «У страха глаза велики!» Вы сильно испугались. А теперь давайте ляжем на спину и расслабимся. Вы лежите в мягкой высокой траве. Сделайте глубокий вдох, поднимите голову; на выдохе опустите голову и подумайте о чем – нибудь приятном, улыбнитесь. Мы хорошо отдохнули и нам нужно двигаться дальше. А сейчас нам надо будет преодолеть пропасть по волшебным канатам. Я назову цвет каната, по которому вы будете перебираться на противоположную сторону пропасти (Куб «Твизлер»).
Дети: Первый ребенок в строю проходит по резинке определенного цвета, с помощью яйца из «киндер-сюрприза».
Воспитатель: «Молодцы, вы успешно преодолели пропасть. Вам жарко, вы стали все пыльные. Давайте смоем с себя эту пыль под водопадом. Но прежде, чем добраться до водопада, нам надо пройти ручей.
(Дети проходят «ручей» и рассказывают, что чувствуют их ноги). (Малый бассейн с водой).
Дети: «Я чувствую плеск воды», «А я вижу, что вода прозрачная», «А я ощущаю, как солнышко нежно гладит моё лицо».
Воспитатель: «А вот и волшебный водопад. Смойте с себя всю накопившуюся пыль, грязь, слезы, обиды, тревоги, огорчения. (Растение-фонтан).
(Дети стоят с закрытыми глазами (1-2 минуты, описывают то, что они «видят» рядом с водопадом).
Дети: «Мне кажется, что вода смыла все мои беды и страхи», «Мне кажется, что вода унесла с собой все огорчения и слезы».
Воспитатель: «Ребята, мы с вами долго путешествовали, трудный день позади, а впереди тихая летняя ночь. Сейчас мы с вами будем устраиваться на ночлег. Давайте, мы с вами ляжем, закроем глазки и уснем глубоким сладким сном, ведь завтра нам предстоит продолжить наш не легкий путь. (Звучит релаксационная музыка). Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включается проектор, который направляется на зеркальный шар). Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро.
Зеркальный шар – это солнышко, которое посылает нам солнечных зайчиков. Зайчики «гладят» вас по лицу, рукам и ногам.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать.
Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день».
(Дети не спеша поднимаются, потягиваются.)
Воспитатель: «Ребята, вы не забыли, что по утрам надо умываться? Бегом умываться!»
Дети спешат умываться, но замирают, при виде морского дна. Они наблюдают, под музыку «Ласковый океанский прибой», за изменением цвета воды и движениями шариков. Взрослый, обращает их внимание на то, что цвета воды яркие, красочные, веселые – на морском дне праздник, и такое же радостное, веселое настроение должно быть у них. (Сухой бассейн и аквариум с рыбками). (Дети описывают свои впечатления).
Дети: «У меня такое ощущение, что я сам рыбка и у меня выросли плавники и хвостик», «А мне кажется, что я плаваю над самым дном моря и вижу красивые водоросли, камешки на дне и других разноцветных рыбок».
Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем утреннюю разминку и немного побегаем по пляжу и по золотистому песочку.
Дети бегают «по пляжу» и неожиданно на своем пути встречают песочницу.
Дети: «Ой, смотрите что это?», «Ребята, посмотрите, что же это может быть?»
(Дети и ведущий садятся на ковер, вокруг песочницы.)
Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Где-то далеко-далеко, а может быть, и совсем рядом, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим её вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку, есть и горы (дети строят горы, есть темные дремучие леса и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для леса и сажают деревья; луга и сажают цветы, есть топкие коварные болота (ребята создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали её своими руками, мы – творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас.
Правит этой страной Король (воспитатель достает фигурку Короля и показывает ребятам, пуская её по кругу). У него есть множество слуг и придворных. Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше всего, и оценивает её по достоинству.
Как вы думаете, где живет Король?»
Дети: «Король живет во дворце».
Воспитатель: «Конечно же во дворце!»
(Воспитатель детям подаёт картонный дворец Короля. Дети его ставят в песочнице.)
Воспитатель: «А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствующие почести.
(Это действие обыгрывается следующим образом. Одному из участников группы достается почетная роль Короля. Признак исполняемой роли – фигурка Короля и корона, которую он держит в руках. Участники группы выстраиваются в две шеренги перпендикулярно песочнице, образуя символический «королевский путь». По нему величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняющий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести, сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия Короля могут быть подсказаны воспитателем или придуманы самими участниками группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся группа размещается вокруг.)
Воспитатель: «Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с Королем, Совет Архитекторов выбрал место для дворца, Король был торжественно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт из нашей Сказочной страны и волшебного путешествия. Для этого протяните руки над Страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают полукруг, как будто в ладонях появился шар). В наших руках золотистый шар, в котором находится наш бесценный опыт. Поднесите шар к своему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми совместно с воспитателем).
(Выполняется ритуал «выхода» из Сказочной страны.)