Зоя Глотова
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Хлеб» в подготовительной к школе группа компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Лексическая тема: «Хлеб»
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Хлеб“ в подготовительной к школе группа компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация, уточнение и расширение словаря по теме «Хлеб». Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Совершенствование грамматического строя речи
(образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов).
Коррекционно- развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, памяти, логического мышления, зрительного внимания, общих речевых навыков, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно —воспитательные задачи. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви к природе, бережного отношения к хлебу.
Оборудование. Колосья пшеницы, ржи; плакаты, сюжетные картины по теме; хлебобулочные изделия, тарелка с мукой; карандаши, бумага, ножницы.
Предварительная работа. Рассказы о труде хлеборобов. Чтение рассказов и заучивание стихов: А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб», Е. Трутнева «Золотой дождик», С. Дрожжина «Каравай», Н. Семенова «Хлебушко». Рассматривание иллюстраций в альбомах «Кубань — житница России», «Славен труд хлебороба». Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Экскурсия в хлебобулочный магазин. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста для использования в сюжетно-ролевой игре «Магазин».
Ход занятия
Групповая комната оформлена в виде мини — музея «Все о хлебе».
1. Организационный момент
Логопед.
Каждому знакомы мудрые слова:
«Хлеб — хозяин дома, всему он голова!».
Он дороже злата, серебра ценней.
Крепкого булата хлебушек сильней.
- Ребята, скоро наш детский сад будет отмечать юбилей. Нам с вами нужно подготовиться к встрече гостей, а у нас на Кубани принято встречать гостей хлебом - солью. А почему?
Дети. Хлеб — наш достаток и богатство. Хлеб — всему голова. Хлеб — хозяин дома. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб — главный продукт питания. Без хлеба не обходится ни одно застолье.
2. Объявление темы
Логопед. Длинна дорога от зернышка до булочки, каравая. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари, чтобы хлеб появился у нас на столе! Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма «Битва за большой урожай на Кубани». (2 минуты).
3. Дидактическая игра «Узнай профессию»
Логопед. Ребята, кто же выращивает хлеб? Посмотрите внимательно на картинки. Послушайте мое предложение и закончите его нужным словом.
Дети.
На тракторе работает (тракторист).
На комбайне. (комбайнер).
Пашет землю. (пахарь, землепашец).
Работает на мельнице. (мельник).
Работает в пекарне. (пекарь).
Выращивает хлеб. (хлебороб).
Логопед.
А какую работу они выполняли? Расскажите, к какой картинке подходит слово ПАХАТЬ? (боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молотить, выпекать).
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет предложение.
Дети.
Тракторист на тракторе пашет поле.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе и т. д.
Логопед. Дети, интересные получились у вас предложения!
4. Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Логопед показывает булку хлеба.
Хлеб готов, а какой он? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите.
Дети.
Хлеб по запаху (какой) - … пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб по вкусу — … вкусный, приятный, аппетитный.
Хлеб на ощупь — … свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.
Логопед. Молодцы, ребята. Я знаю, что вы будете дорожить каждым кусочком хлеба.
5. Зрительная гимнастика с элементами психогимнастики
Логопед. Дети, представьте, что сейчас весна, а вы маленькие зернышки. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Посмотрите вверх. Вам тепло, приятно. Спряталось солнышко, зернышку холодно. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно, посмотрите вниз. Убежала тучка. Опять засветило солнышко. Радуются колоски теплу. (2-3 раза).
6. Дидактическое упражнение «Назови пословицу о хлебе и хлеборобах»
Логопед. О хлебе слагают стихи, песни, загадывают загадки. Много пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах. А вы их знаете?
Дети.
Будет хлеб - будет и песня.
Без труда хлеб не родится никогда.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
За обедом хлеб — всему голова.
Каша - мать наша, а хлеб — отец — кормилец.
Не трудится - хлеба не добиться.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Логопед. В пословицах и поговорках вся мудрость человеческой мысли, а вы их знаете так много.
7. Дидактическая игра «Один — много»
Логопед. Перед нами витрина магазина. Как много хлебобулочных изделий представлено здесь!
Дети.
Бублик - много бубликов.
Пряник -
Булочка -
Торт -
Баранка -
Кекс -
Пирожок -
Блин -
Пирог -
Логопед. Молодцы, ребята!
8. Дидактическая игра «Слова — родственники»
Логопед. Ребята, много слов начинается со слова «хлеб». Вы знаете эти слова? Назовите их.
Дети.
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница)
Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы)
Человек, который печет хлеб. (Хлебопек)
Прибор для нарезания хлеба. (Хлеборезка)
Завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод)
9. Физкультминутка «Золотая рожь»
Логопед. Ребята, представьте — перед нами хлебное поле.
Дети выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Ветерок спросил, пролетая:
«Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колосья шумят:
«Золотые руки растят!»
10. Слушание рассказа Я. М. Тайца «Все здесь»
Логопед. Дети! Послушайте, вот какая история произошла однажды.
ВСЕ ЗДЕСЬ
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
Логопед. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду? (Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия делают из муки.)
Логопед. Молодцы, ребята!
11. Рисование хлебного поля
Логопед. Ребята, давайте нарисуем хлебобулочные изделия для девочки Нади, чтобы она смогла представить, что можно испечь из муки.
Дети рисуют на отдельных листах булки, пирожки, пряники, бублики и т. п. ; вырезают рисунок и объединяют в общую композицию. Логопед приклеивает рисунки детей на плакат с изображением хлебного поля. (Во время работы тихо звучит музыкальное произведение «Песня о хлебе» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина)
12. Итог занятия
Логопед. Я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Дети. Труд земледельца нелегок, но почетен. Хлеб - наш достаток и богатство. Логопед. Берегите хлеб! Я уверена — вы вырастите настоящими людьми, любящими и уважающими труд. А сейчас я угощу вас вкусным караваем, испеченным из нашей кубанской пшеницы.