Лариса Щеголева
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости в Арктику»
▼ Скачать + Заказать документы
Вводная часть (мотивационный этап-создание проблемной ситуации)
Содержание НОД
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства
у детей Образовательные
задачи Место расположения
детей
1. Сюрпризный момент –письмо для детей от полярного жителя.
Педагог показывает детям письмо, попавшее в воду, на котором не читается обратный адрес и отправитель.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „В гости в Арктику“» размещена в разделах
Пишет Вам мать, у которой пропал любимый сыночек. Он у меня самый хороший. Маленький, белый,пушистый, у него острые зубки и мокрый черный нос. Он очень любит бегать по снегу, который лежит у нас круглый год.
И вот сегодня утром я отправилась в море за рыбой на завтрак, а сынок остался один дома. Плавала я долго, так как хотела посытнее накормить моего малыша. И вот когда вернулась, обнаружила, что жилище наше пусто – сынок пропал! Помогите, пожалуйста, найти мое сокровище! Мама …. «
2. Игра «Угадай животное!»После чтения письма педагогом воспитанникам предлагается определить, место, где живет загадочный зверь, откуда пришло письмо-анализ информации из текста (отправилась в море за рыбой, любит бегать по снегу, который лежит у нас круглый год)
(письмо пришло из мест, где круглый год лежит снег, т. е. с Крайнего Севера, из Арктики. Здесь очень холодно)
(Слайды №2,3)
3. Работа с глобусом.
Детям предлагается найти Арктику на глобусе (на самой макушке планеты, Северный Полюс, вверху и т. п.). Обращается внимание на белый цвет Северного Полюса. Арктика – это не земля, Арктика – это толстые глыбы льда, поэтому здесь не растут растения. делается вывод.
Далее предлагается определить, какой зверек потерялся?
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»
Признаки: беленький, пушистый, у него острые зубки и мокрый черный нос, любит бегать по снегу, умеет плавать, т. к. мать плавает.
1. Исключаем сначала белуху – она не пушистая, хотя белая, у нее нет черного носа и она не умеет бегать.
2. Исключаем детеныша тюленя, т. к. он не умеет бегать, а ползает по снегу.
3. Исключаем песца, т. к. он не умеет плавать.
Вывод: письмо написано белой медведицей;речь идет о медвежонке, который живет вместе с мамой на Крайнем Севере.
«Познавательное развитие» (игровая и познавательно-исследовательская деятельность);
«Речевое развитие» (введение в словарь новых выражений, характеризующих местонахождение – шапка Земли, вверху, на пике, макушка планеты; слова АЙСБЕРГ);
«Социально-коммуникативное развитие»
(коммуникативная деятельность)
игра,
ситуативное общение слуховое и зрительное восприятие -развивать познавательные интересы детей, любознательность, мотивацию;
-продолжать развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, выделять из множества предметов предмет с характерными признаками, обосновывать свой выбор, свою точку зрения, делать выводы;
-формировать умение находить Арктику на глобусе (для детей 5-6 лет);упражнять в определении места нахождения Арктики на глобусе (для детей 6-7 лет);
-уточнить представления детей о Северном Полюсе, о внешнем виде белых медведей- полярных обитателей;
-обогащать речь детей выражениями на самой макушке планеты, Северный Полюс, вверху и т. п. :
-закреплять умение взаимодействовать друг с другом при совместном обсуждении;
-воспитывать чувство сопереживания, потребность помогать другим, в данном случае – животным.
дети стоят около воспитателя.
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Содержание НОД Образовательная область
(вид деятельности) Форма работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Место расположения детей
5. Рассказ воспитателя
о белых медведях:
Удивительные животные эти белые медведи. В них воплощены красота и мощь, загадка и опасность. Это самые крупные наземные хищники, и, по мнению учёных, одни из самых умных млекопитающих. Давайте познакомимся с ними поближе.
Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе.
Его высота в холке (от земли до шеи) 1,5 м, размер стопы 30 см в длину и 25 в ширину; весят самцы белого медведя 350-650 кг, некоторые еще больше, самки 175-300 кг. Живет медведь 15-18 лет.
(Слайд №3)
Несмотря на то, что вы видите на фотографиях, белые медведи совсем не белого цвета. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми. (Слайд №4)Под шерстью находится толстый слой жира, который оберегает животных от холода.
Их стопы покрыты шерстью, поэтому они не скользят на льду. (Слайды №5, 6)
Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния.
Белые медведи отлично плавают, они прыгают в воду головой вперед или сползают со льдины, а плавают с помощью передних лап. Ныряют с закрытыми ноздрями и открытыми глазами. (Слайды № 7,8)
После выхода на берег сразу отряхиваются от воды. (Слайд №9,10)
Белые медведи очень любят рыбу. (Слайд №11)
Также охотятся на тюленей, подстерегая их у лунок, через которые тюлени вдыхают воздух, или подбираются к лежащим на льду животным. (Слайды №12,13)
У белых медведей очень чуткое обоняние. Они способны учуять тюленей, лежащих в укрытии под снегом.
Белые медведи – большие чистюли. После еды они проводят около 20 минут, вычищая себя. Им нужно убедиться, что в шерсти не осталось никаких остатков пищи, которые могут снизить её теплоизоляционные свойства.
Эти животные очень любопытны и умны. Во время выслеживания тюленя белый медведь закрывает лапой свой черный нос, преграждает добыче путь к отступлению, или вовсе претворяется проплывающей мимо льдиной. (Слайд №14,15,16)
Медведь может испытывать эмоции от ярости до радости: после удачной охоты и сытного обеда он иногда начинает резвиться, как котенок. (Слайд №17)
Белые медведи не впадают в спячку. Медведица. залегает на зиму в ледяную берлогу вместе с медвежатами. Пять месяцев она не ест никакой пищи и при этом кормит родившихся медвежат, обычно двоих, молоком (Слайд ы № 18,19)
Белых медведей осталось на земле не очень много и охота на них ограничена.
6. Проблемная ситуация «На чем добраться до Арктики?»
(перед физкультминуткой воспитатель уточняет у детей знания о том, что до Арктики можно добраться на самолете, корабле –ледоколе, а по самой Арктике можно путешествовать на лыжах)
(Слайды № 20,21,22,23,24)
7. Физкультминутка «Дорога в Арктику»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(Руки в стороны – имитация самолета)
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
(Имитация полета самолета руками)
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
(Движение по кругу)
Сели-встали, сели – встали,
Сели-встали, сели – встали.
(Приседания, руки вперед, в стороны)
Руки к телу все прижали
(Руки вдоль тела)
И подскоки делать стали.
(Подскоки на месте)
Сильный ветер сосны крутит,
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
(Наклоны с поднятыми руками вправо-влево)
Елки ветер клонит тоже,
Мы на них с тобой похожи!
(Наклоны с опущенными вниз руками)
Очень зябкая картина -
Только льды со всех сторон.
(Потирание руками плеч – имитация холода)
Ледокол таранит льдины,
Твердолобый, как бизон.
(Руки –стрелочкой, движение, имитирующее движение ледокола вперед)
Неустанно мощным носом
Он крушит и давит лёд,
Сквозь заторы и торосы
Караван судов ведёт.
(Руки –стрелочкой, движение, имитирующее движение ледокола вперед)
Здравствуй, Арктика-страна!
(Руки вверх)
Мы приехали, УРА!
8.«Поиски медвежонка» - дидактическая игра «Собери картинку с животным!», беседа о животных по слайдам (работа по подгруппам) После физкультминутки дети «попадают» в Арктику и делятся на группы, которые идут в разные стороны – к разным столам, на которых лежат разрезные картинки арктических животных
1 подгруппа - морж
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться!
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластом спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый (Морж)
(Слайд №25)
Информация длясовместного обсуждения:
Моржи – очень крупные животные с очень толстым подкожным жиром, который спасает их от сильных морозов.
Вместо лап у них – ласты.
Моржи используют свои бивни во время драк, они помогают защищаться от хищников, а также вытаскивать их мощные тела из воды на ледУсы моржей – это не волосы, а очень чувствительные тактильные органы, чем-то напоминающие кошачьи усы. Животные используют их для поиска пищи под водой. (Слайд №26)
Они питаются самыми разнообразными обитателями океана : моллюсками, червями, улитками, мягкими крабами, раками, креветками, морскими огурцами, оболочниками, и медленно двигающейся рыбой.
У моржей всего два естественных врага: касатка и полярный медведь. Эти хищники в основном охотятся на детенышей моржей.
2 подгруппа – тюлень.
В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (тюлень).
Информация для совместного обсуждения:
Тюлени – милые животные.
1. Тюлени очень чутко спят на берегу. Очень часто они просыпаются и осматриваются по сторонам в поисках чего-либо подозрительного.
2. Тюлени питаются рыбой, но не жуют ее, а сразу же ее проглатывают целиком.
3. У тюленей прекрасное обоняние. Они могут учуять различные запахи на расстоянии до полукилометра. Так же они чувствуют соперника или своего сородича.
4. От холода этих млекопитающих спасает мех и толстый жировой слой.
5. Тюлени - животные умные. Они хорошо поддаются дрессировке. Это наглядно можно увидеть в цирке или же в дельфинарии. Тюлени забавно умеют хлопать ластами, заставляя людей вокруг умиляться этим зрелищем.
3 подгруппа – белуха (полярный дельфин)
Информация длясовместного обсуждения:
1. Хотя взрослые белухи белого цвета, детеныши рождаются темно-синими.
2. Обитают в холодных арктических морях.
3. Питаются рыбой.
4. Белухи способны пробивать спиной лед толщиной несколько сантиметров.
5. Касатка и белый медведь – враги белухам.
6. Белухи поддерживают полыньи, не давая ей замерзнуть, тем самым обеспечивая себя кислородом.
7. У белух толстый подкожный жир – 10-12 см.
8. Белухи способны плавать на спине и даже задом наперед.
9. Белухи могут плавать под водой 15 минут.
10. Белухи хорошо дрессируются.
Вопросы к детям:
Что объединяет всех животных, живущих в Арктике?
(способность переносить холода за счет толстого подкожного жира)
Почему животные Арктики – хорошие пловцы? (Потому что питаются в основном рыбой)
9. Проблемная ситуация, фотозагадка
Пришло время отдыха и детям предлагается порассуждать о том, как устроиться в Арктике на ночлег, если нет палатки, как укрыться от холодного ветра и сильного мороза?
Педагог подводит детей к выводу о том, что снег обладает защитными свойствами, укрывая животных от ветра, спасая от холода.
Педагог обращает внимание детей на сугроб, в котором дети находят пропавшего медвежонка, который прилег после игр и заснул.
(Слайды №29, 30)
Мама медведица очень рада, что ее медвежонок нашелся. Счастливая семья говорит детям : «СПАСИБО!» «Познавательное развитие», (восприятие текста)
«Социально-коммуникативное развитие»(коммуникативная деятельность)
«Познавательное развитие»
(познавательная деятельность)
«Речевое развитие»
(коммуникативная деятельность
«Физическое развитие» (двигательная деятельность)
«Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативная деятельность)
«Познавательное развитие»
(познавательная деятельность)
«Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативная деятельность)
«Познавательное развитие»
(познавательная деятельность)
Просмотр презентации о жизни белых медведей в суровых условиях Арктики, обсуждение по ходу слайдов
решение проблемной ситуации, совместное обсуждение
практические действия- речь с движениями
практические действия – совместное собирание картинки, совместное обсуждение
решение проблемной ситуации, совместное обсуждение
Зрительное, слуховое восприятие.
зрительное и слуховое восприятие
практические действия
практические действия,
зрительное и слуховое восприятие
зрительное и слуховое восприятие
-развивать познавательные интересы детей, любознательность, мотивацию;
-формировать представления о жизни медведей в Арктике, их повадках, способе питания, приспособлении к северному холоду.
-формировать представления о том, как добраться до Арктики, о способах передвижения по льдам
-обогащать двигательный опыт детей;
-развивать умение соотносить движения с речью; внимание, память, слух.
-познакомить с жителями Арктики, с их повадками, способом питания, приспособлением к северному холоду;
-развивать познавательные интересы, любознательность и познавательную мотивацию, воображение, внимание, способность работать в коллективе.
-продолжать развивать мышление;
-развивать способность работать сообща; дети сидят за столами, которые расположены полукругом.
дети около воспитателя
дети стоят в круге
дети подгруппами стоят около столов
дети около воспитателя
Заключительная часть
Содержание Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Место расположения детей
Педагог предлагает вернуться обратно в детский сад, закрыв глаза. А после сделать выводы о том, что нового узнали ребята во время арктического путешествия.
Вывод:
Арктика – суровое место на Земле, здесь круглый год зима, лежит снег, стоят сильные морозы, дуют холодные ветры. Арктика –это огромные глыбы льда, замершей воды. Здесь не растут растения, поэтому нет травоядных животных. В таких условиях жить очень трудно, но арктические животные (белые медведи, тюлени, моржи.
белухи и др.) смогли приспособиться к ним – у них толстый слой жира и теплый мех. Питаются они в основном рыбой.
Рефлексия
Детям 6-7 лет предлагается ответить на вопросы:
- понравилось ли им путешествие?
-какие трудности они испытали во время НОД?
-куда бы они хотели отправиться в следующий раз? «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативная деятельность)
ситуативное общение слуховое, зрительное восприятие -развивать связную речь детей;
-умение общаться с другими детьми – выслушивать мнение, не перебивать, не повышать голос;
-развивать умение анализировать свою деятельность, отмечать трудности, успехи, делатьвыводы.
дети около воспитателя
Список литературы:
1. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. -М:ТЦ Сфера,2008 г.
2. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. автор-составитель Н. В. Лободина. Издательство 2-е
Волгоград. Учитель. 2013.
3. Наглядно-дидактические пособия: Серия наглядно-дидактических пособий "Мир в картинках" :
" Арктика, Антарктика".