Марина Симиненко
Конспект комплексной НОД по познавательному развитию. Игра «Брейн-ринг «Знатоки природы» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи:
• Закреплять знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб.
• Закреплять знания детей о названии дней недели, частей суток.
• Закреплять знания о временах года и их признаках.
• Закреплять знания о зимующих и перелетных птиц.
• Закреплять названия деревьев.
• Закреплять названия диких и домашних животных.
• Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект комплексной НОД по познавательному развитию, Игра „Брейн-ринг „Знатоки природы“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
• Развивать наблюдательность, внимание, память, познавательный интерес, словесно - логическое мышление, тонкую моторику рук, чувство ритма, навыки самоконтроля и самостоятельной работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Атрибуты:
• Костюмы знатоков : конфедератки и мантии на каждого ребенка.
• Картинки с изображением времен года: зима, осень.
• Дидактическая игра «С какого дерева лист».
• Дидактическая игра «Путаница» (дикие и домашние животные).
• Геометрические фигуры на каждого ребенка и на стулья.
• «Чудесный мешочек».
• Жетоны за правильные ответы.
• Карточки с названием команд «Знайки» и «Знатоки».
• Песочные часы на 5 минут.
• 2 корзинки под жетоны.
Предварительная работа:
1. Знакомство с живой и неживой природой на непосредственно образовательной деятельности и в игровой деятельности.
2. На материалах лексических тем в непосредственно образовательной деятельности, подгрупповой и индивидуальной работе логопеда и воспитателей : учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и падеже.
3. Соблюдение санитарно – гигиенических требований к занятию:
- проветривание, влажная уборка;
- освещение (естественное, искусственное);
- правильная расстановка учебной мебели;
- отсутствие отвлекающих ребенка звуков.
4. Смена видов деятельности:
- чередование методов обучения и видов учебной деятельности;
- чередование статического и динамического видов деятельности;
- чередование смены поз.
5. Учет индивидуальных возрастных особенностей:
- подбор методов и средств;
- индивидуальный подход к обучению.
6. Мотивация на обучение.
7. Профилактика нарушений осанки: мебель по росту, физкультминутки, постоянный контроль позы детей.
8. Психоэмоциональный комфорт на занятии.
Условия игры
Дети делятся на две команды. Каждой команде по очереди ведущий – воспитатель дает задание, за правильное выполнение которого команда получает жетон, а ход переходит к другой команде. Если команда не может выполнить задание или выполнила его не правильно, то это задание передается другой команде, которая за правильный ответ получает жетон. После ответа команды, перехода хода в данном случае нет, ведущий дает команде следующее задание.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела Сова Совунья – символ мудрости и знаний. Она хочет посмотреть, какие вы умные, находчивые и дружные. Совунья предлагает вам сыграть в ее любимую игру «Брейн Ринг». Вы согласны сыграть в игру?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Прежде чем мы начнем игру, нам необходимо стать настоящими знатоками – надеть мантии и шапки знатоков. Шапка знатоков называются конфедераткой, это головной убор ученых, четырехугольная фуражка без козырька с кисточкой.
Дети с помощью воспитателя надевают мантии и конфедератки.
Воспитатель: А сейчас нам необходимо разделиться на две команды, и поможет нам в этом наш «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами. Ребята, вы по – очереди будете брать из мешочка геометрическую фигуру и находить ее изображение на спинке стула.
Дети выполняют инструкцию воспитателя: берут из «Чудесного мешочка» жетон – геометрическую фигуру, находят ее на спинке стула и рассаживаются за игровые столы.
Воспитатель: Ребята, все заняли свои места за игровыми столами? Мы начинаем игру «Брейн Ринг». Обратите внимание на таблички с названиями команд, которые стоят на ваших столах. Представляю команды, участвующие в игре: команда «Знайки» и команда «Знатоки». Сейчас я познакомлю команды с условиями игры:
Я буду задавать вопросы или давать задания каждой команде по очереди. За правильный ответ команда будет получать жетон, а ход переходит к другой команде. Если команда не может выполнить задание или выполнила его не правильно, то это задание передается другой команде, которая за правильный ответ получает жетон. После ответа другой команды, перехода хода в данном случае нет, я задаю команде следующее задание. Команды, правила игры вам понятны?
Дети: Да.
Воспитатель: Отлично. Мы начинаем игру с Блиц турнира. Блиц турнир – это молниеносная игра, то есть на обдумывание ответа отводится ограниченное время. У вас на обдумывание будет 10 секунд.
Воспитатель: Начинаем. Первый вопрос команде «Знайки». Какой сейчас месяц?
Дети: Например, май.
Воспитатель: Вопрос команде «Знатоки». Какой сегодня день недели?
Дети: Например, среда.
Воспитатель: Вопрос команде «Знайки». Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
Воспитатель: Вопрос команде «Знатоки». Назовите летние месяцы.
Дети: Июнь, июль, август – летние месяцы.
Воспитатель: Вопрос команде «Знайки». Назовите первый весенний месяц.
Дети: Первый весенний месяц март.
Воспитатель: Вопрос команде «Знатоки». Назовите последний осенний месяц.
Дети: Ноябрь – последний осенний месяц.
Воспитатель: Вопрос команде «Знайки. Первый месяц года по календарю.
Дети: Январь – первый месяц по календарю.
Воспитатель: Вопрос команде «Знатоки». Последний месяц года по календарю.
Дети: Декабрь – последний месяц по календарю.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с блиц турниром, каждая команда ответила правильно на четыре вопроса и получает по четыре жетона.
Воспитатель кладет в корзинки команд по 4 жетона.
Воспитатель: А сейчас – динамическая пауза, во время которой мы отдохнем и повторим дни недели.
В круг, ребята, скорее вставайте
И разминку начинайте.
Проводится физкультминутка «Дни недели».
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рождения.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, отдохнули? Можем дальше выполнять задания. У вас на столах лежат картины с изображением времен года. Вам необходимо определить, какое время года изображено на картине, и перечислить признаки данного времени года. На подготовку ответа вам дается 5 минут.
Команды выполняют задания. Воспитатель ставит песочные часы и включает тихую медленную музыку.
Воспитатель: Время закончилось. Первой отвечает команда «Знайки».
Дети: На картине изображена зима. Зимой на деревьях, кустах, земле и крышах домов лежит снег. Пруд затянут льдом. Дети тепло одеты: в зимние шапки, куртки, комбинезоны; на ногах у них валенки, сапоги; на руках - варежки, так как на улице мороз. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. Дети лепят из снега снеговика.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопрос игры и получаете за это жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: А теперь отвечает команда «Знатоки».
Дети: На картине изображена осень. На деревьях и кустах желтая, красная, оранжевая листва. На улице листопад. Трава вянет и желтеет. У детей на ногах резиновые сапоги, так как на земле лужи после дождя. На небе – тучи.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопрос игры и получаете за это жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в пальчиковую игру «Четыре сестры».
Проводится пальчиковая гимнастика «Четыре сестры».
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пестрый.
(Плавные махи кистями)
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сестры.
(Пальчики шагают по столу)
Зима накопит нам воды,
Весна и вспашет, и посеет,
Чтоб Лето принесло плоды,
А Осень их собрать сумеет.
(Загибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинчика)
Воспитатель: Продолжаем нашу игру. Каждой команде я даю по конверту, в котором лежат картинки с изображением деревьев и их листочков. Вам необходимо разложить на своих столах картинки с деревьями, подобрать к ним нужные листочки и правильно назвать деревья. На выполнение данного задания командам дается 5 минут. Время пошло.
Команды выполняют задания. Воспитатель ставит песочные часы и включает тихую медленную музыку.
Воспитатель: Время закончилось. Первой отвечает команда «Знайки».
Дети: На картинах изображены клен, береза, тополь, рябина.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали деревья и подобрали к ним нужные листочки. За правильный ответ команда «Знайки» получает жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: Теперь выслушаем ответы команды «Знатоки».
Дети: На картинах изображены: липа, ясень, дуб, осина.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали деревья и подобрали к ним нужные листочки. За правильный ответ команда «Знатоки» получает жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: Еще одна динамическая пауза.
Проводится музыкальная физкультминутка «Капитан Краб «Делай так!»
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. Продолжаем нашу игру. Вопрос команде «Знайки». Назовите семь диких животных наших лесов.
Дети: Заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан.
Воспитатель: Молодцы. За правильный ответ команда «Знайки» получает жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: Вопрос команде «Знатоки». Назовите семь домашних животных.
Дети: Кошка, собака, лошадь, корова, коза, кролик, свинья.
Воспитатель: Молодцы. За правильный ответ команда «Знатоки» получает жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: А сейчас – музыкальная пауза.
С мест скорее все вставайте
И разминку начинайте.
Проводится музыкальная физкультминутка «Зверобика».
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Садитесь за столы. Продолжаем нашу игру. Вопрос команде «Знайки». Назовите семь зимующих птиц.
Дети: Синица, воробей, ворона, сорока, галка, дятел, клест – это зимующие птицы.
Воспитатель: Молодцы. За правильный ответ команда «Знайки» получает жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: Вопрос команде «Знатоки». Назовите семь перелетных птиц.
Дети: Соловей, скворец, трясогузка, грач, ласточка, кукушка, утка.
Воспитатель: Молодцы. За правильный ответ команда «Знатоки» получает жетон.
Воспитатель кладет в корзинку команды жетон.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра. Команды «Знайки» и «Знатоки» с честью справились со всеми заданиями. Пришло время подвести итоги игры. Вам необходимо посчитать заработанные в игре жетоны.
Дети подсчитывают жетоны.
Воспитатель: Сколько жетонов заработала команда «Знайки»?
Дети: Команда заработала восемь жетонов.
Воспитатель: Сколько жетонов заработала команда «Знатоки»?
Дети: Команда заработала тоже восемь жетонов.
Воспитатель: В нашей игре – ничья. Победила дружба. Все игроки награждаются медалями «Знатоки природы».
Воспитатель вручает детям медали.
Используемая литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимов «Здравствуй, мир!», Москва «Баласс», 2000 год.
2. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва «Просвещение», 1988 год.
3. А. А. Столяр «Давайте поиграем», Москва «Просвещение», 1987 год.
4. Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей», Москва «Сфера», 2004 год.
5. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» старшая группа, Москва «Школьная пресса», 2004 год.
6. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе», Москва «Педагогическое общество России», 2007 год.
7. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», Москва «Совершенство», 1999 год.