Ольга Васюкова
Конспект комплексного занятия в средней группе «В гости к народной игрушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в средней группе «В гости к народной игрушке»
Цель:
1. Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, историей создания, способами производства, особенностями росписи, колорите, основными элементами узора.
Публикация «Конспект комплексного занятия в средней группе „В гости к народной игрушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать знания о цвете, о теплых и холодных тонах. Учить составлять узор на бумаге разной формы используя элементы дымковской росписи. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти, всей кистью, тычком, формируя при этом чувство цвета, ритма.
3. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ. Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, музыку.
Словарная работа:
Обогащение словаря: полушалок, ярмарка, ладный.
Активизация словаря: дымковская, фиолетовый, оранжевый, узор, кольца, тычки.
Предшествующая работа:
Рассматривание матрешки, чтение книги «Матрешкины посиделки», дидактическая игра «Собери матрешку», рассматривание иллюстраций к книге «Веселая дымка», чтение стихов о дымковской игрушке, рисование элементов дымковской росписи.
Материал:
Игрушки матрешки, пазлы "Матрешки", дымковские игрушки, д/п «Дымка», листы с прорисовкой элементов дымковской игрушки, лепестки для игры «Цветик-семицветик», белые листы разной формы (барышня, козлик, барашек, конь, гуашь, кисти, тычки. Банки с водой, тряпочки, подставки для кистей на каждого ребенка.
Ход ООД:
[/b]
Воспитатель: Ребята у нас сегодня с вами необычное занятие, но прежде чем мы его начнем давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства, где встретимся с разными народными игрушками. А отправимся мы туда на поезде. (Дети становятся паровозиком за воспитателем, взявшись за талию друг друга). Занимайте места, двери закрываются, поезд отправляется! Едет-едет паровоз без трубы и без колес, чух-чух-чух-чух, Ту-ту! Как быстро мчится поезд! А чтобы вам не было скучно в пути, отгадайте загадку. Она поможет вам догадаться, куда мы с вами сейчас приедем.
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(Матрешки)
Правильно, мы приехали в гости к матрешке. Выходите из вагонов и подходите поближе к матрешке. Вот она – красавица! В какую одежду одета матрешка? (Сарафан, кофта, цветастый фартук, желтый полушалок). Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева). Как можно играть с матрешкой? (Разбирать и собирать).
Проводится игра «Кто быстрее соберет игрушку».
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Спасибо матрешке за сюрприз! А теперь наше путешествие продолжается. Садимся в вагоны, отправляемся в путь. Чтобы вы не скучали, мы поиграем. Но сначала ответьте мне на вопрос. Для того чтобы расписывать игрушки художнику надо хорошо знать цвета. Скажите, ребята, а какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие теплые цвета вы знаете? (Красный, желтый, оранжевый, розовый). А почему их так называют? (Они греют, похожи на солнце). Какие холодные цвета вы знаете? (Синий, голубой, фиолетовый). А почему их так называют? (Они похожи на снег, воду, лед). Сейчас мы поиграем в игру «Цветик-семицветик». Я поднимаю один из лепестков, если цвет теплый, вы хлопаете в ладоши. Если цвет холодный – топаете ножками.
Дети выполняют задание.
Вот мы и приехали на другую станцию, а называется она Дымково. Это родина знаменитой дымковской игрушки. Выходите из вагонов, подходите ко мне поближе. Прежде чем туда мы попадем, присядем на полянке, отдохнем. (Дети садятся на ковер.) Пока вы отдыхаете, я покажу и расскажу вам о том, как появилась на свет дымковская игрушка. (Демонстрация фильма о дымковской игрушке)
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи. Дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились люди в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них таких игрушек как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем порадовать своих детишек. Набрали на берегу глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные – очень полюбились они детям. А еще в этом селе любили устраивать веселые праздники-ярмарки. Люди ходили туда веселиться, играть, отдыхать, продавать и покупать игрушки. Сейчас и мы с вами окажемся на таком празднике.
Звучит русская народная мелодия, дети подходят к дымковским игрушкам.
Воспитатель: Ребята, а как называются эти игрушки? (Дымковские). А какие дымковские игрушки вы видите? (Лошадки, козлики, барыни, индюки). Из какого материала они сделаны? (Из глины). А какими узорами украшают игрушки? (Круги, точки, кольца, полоски и др.). Какие цвета любят дымковские мастера? (Дети называют цвета).
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Порадовали меня!
А теперь не зевай, выходи и поиграй!
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Проводится игра «Карусель». Дети встают в круг вокруг карусели. Держась за ленточки, начинают медленное движение по кругу под музыку, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два вот и кончилась игра!
Воспитатель: Праздник нам кончать пора, собирайся детвора!
С «дымкой» вы не расставайтесь,
В мастеров скорее превращайтесь!
Мы сегодня были в гостях у матрешки? Но не приготовили для нее подарки. Вот в этом конверте у меня подарки для матрешки, только я не успела украсить их дымковскими узорами. Может быть, вы мне поможете это сделать? И матрешкам подарки передадите? Ну, тогда спасибо!
Пора нам возвращаться в свою мастерскую, где мы сможем разукрасить эти подарки.
Дети садятся в вагоны и «едут». Поезд «останавливается», дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, что здесь за подарки. (Достает из конверта бумагу разной формы и предлагает ее назвать.)
Что бывает такой формы? (Лошадка, барышня, козлик, барашек). А сейчас, мы посмотрим, чем можно их украсить. (Воспитатель достает образцы-схемы). Дети, назовите, из каких элементов состоит узор. (Круги, точки, кольца, полосы). Как рисовать круг и кольцо вы знаете. Давайте покажем руками в воздухе. (Обращает внимание на безотрывное движение руки и на направление линии). А как рисовать точки? (Концом кисти). Чтобы кружочки получились ровными и красивыми, чем мы их нарисуем? (Тычками).
А сейчас вы выберете понравившуюся вам форму, и, как настоящие дымковские мастера, будете украшать их узором.
Дети выбирают форму и называют то, что они будут украшать: барышню, лошадку, козлика, барашка; проходят к столам и занимают свои рабочие места.
Воспитатель: Я предлагаю вам подумать немного о том, каким узором вы распишите свои работы. (Дать детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию. Обратите внимание, что у вас в подставках лежат кисти и тычки. Полоски, кольца и точки мы рисуем кистью, а кружки можно сделать тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски; перед тем как взять другую краску, промойте кисть в воде, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.
В процессе работы педагог уточняет с отдельными детьми расположение узора, элементы, сочетание цветов.
Когда работы будут выполнены, дети раскладывают их на столе около матрешки, рассказывают о своей работе, выбирают понравившиеся рисунки, педагог обобщает:
…Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы были в гостях у матрешки, у дымковской игрушки. Сами превращались в мастеров, и вы очень хорошо справились с этой работой.