Седова Наталья Владимировна
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Заповедники Подмосковья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию: «Заповедники Подмосковья» в подготовительной группе
Описание материала: данная работа проводилась в рамках работы над проектом: «Путешествие вместе с Рысёнком по страницам Красной книги Подмосковья» в блоке: «Природа нашего края» и служит для закрепления лексической темы: "Дикие животные", "Животные Красной книги Московской области", развития мелкой моторики рук, художественного воображения и эстетического вкуса, фантазии и творческого потенциала у детей в д/с.
Публикация «Конспект комплексного занятия по познавательному развитию „Заповедники Подмосковья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Цель: обогащение знаний детей о заповедниках, заказниках и национальных парках Подмосковья;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей;
- познакомить детей с местоположением заповедников и национальных парков Московской области;
Развивающие:
- понимать зависимость нашей жизни и здоровья от состояния окружающей среды;
- формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
- способствовать формированию интереса детей к природе;
- расширять представления детей о природе родного края;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы;
- воспитывать усидчивость и аккуратность;
Активизация словаря: заповедник, национальный парк, заказник, дикая природа, турист, первозданный вид, флора, фауна, экосистема, хозяйственная деятельность, лесной массив, зубровый питомник, бизоны, дубрава, трясина, чахлая береза.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбома «Приокско -террасный заповедник», «Красная книга Подмосковья», «Красная книга России»; чтение рассказов, сказок, загадок, стихов о животных, растениях;
Материалы и оборудование: презентация «Заповедники Подмосковья», фотоальбом ««Приокско - террасный заповедник», «Красная книга Подмосковья», мягкая игрушка «Рысёнок», раскраска "Зубр", цветные карандаши, ножницы, клеенка для клея, клей - карандаш, фон (цветная офисная бумага пастельных тонов, коричневые шерстяные нитки.
Ход НОД:
Организационный момент.
«Доброе утро лесам и полям!»
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
Ребята, давайте жить дружно!
Воспитатель: - Ребята, мы продолжаем работу над проектом «Красная книга Подмосковья», как всегда, помогает нам, Рысёнок.
Сегодня мы поговорим о природе, т. к. природа имеет в жизни человека важное значение. Кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего невозможно жить.
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину». Это слова великого русского писателя М. М. Пришвина.
Воспитатель: - Ребята, без чего нам с вами невозможно жить?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, верно, человек не может без воды, солнца, воздуха, растений, животных.
Все это природа, мы с вами живем в природе и от природы зависит жизнь человека.
-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Ответы детей.
-А как человек помогает природе?
(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
-Ребята, как вы думаете, люди могут погубить природу?
Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса и т. д.)
Воспитатель: - Люди могут приумножить природу, а могут погубить ее, нанося огромный вред растительному и животному миру. С лица земли стали исчезать многие виды животных, растений, которые мы с вами видели в Красной книге и в Красной книге Подмосковья. Но человек умеет исправлять свои ошибки и поэтому очень давно был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники, заказники и национальные парки.
Воспитатель: - Что же такое заповедник? (Ответы детей).
Если летом очень жарко,
То прохлада ждёт нас в парке,
Если в доме стало тесно,
Здесь гулять всем интересно.
В заповеднике дремучем
Никогда не будет скучно,
Здесь деревья – великаны
И прекрасные поляны…
В праздник парков этих чудных,
Заповедников не людных,
Всем напомним людям дружно,
Что беречь природу нужно!
Просмотр презентации: «Заповедники Подмосковья».
Слайд №1
«Заповедники Подмосковья»
Слайд №2
Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину». Это слова великого русского писателя М. М. Пришвина.
Природа наш дом
Слайд №3
Давление цивилизации на природу с каждым годом только увеличивается, поэтому последней необходима защита.
Для этих целей служат заказники, заповедники, памятники природы и национальные парки.
Слайд №4
Заповедники и национальные парки – это уголки дикой и нетронутой природы. Они охраняются государством, для туристов действуют особые правила посещения – все направлено на то, чтобы сохранить эти места в первозданном виде.
Данная территория не может быть местом строительства жилых или производственных объектов.
С помощью заповедников решаются три главные задачи:
-охрана флоры, фауны и экосистем;
-ведение научной работы;
-работа по восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных.
Слайд №5
Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей.
Слайд №6
Карта «Крупнейшие особо охраняемые природные территории Московской области»;
Слайд №7
На территориях национальных парков ограничивается хозяйственная деятельность, но туристы на них допускаются.
Слайд №8
В заповедниках правила ещё строже – здесь запрещена любая деятельность: рыбалка, охота, даже сбор ягод, а тем более туризм.
Слайд №9
1. Национальный парк «Лосиный остров»
Этот национальный парк, расположенный прямо в черте Москвы, Почти 80% территории «Лосиного острова» заняты лесами, представленными хвойными и лиственными породами, в том числе березняками. В парке живут 43 вида млекопитающих, около 180 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся и 8 видов земноводных. Высших растений выявлено более 800 видов, в том числе 80 видов деревьев и 76 видов кустарников. Достаточно богат и животный мир «Лосиного острова», где можно встретить лосей, оленей, кабанов, бобров, ондатр, норок и белок. На территории национального парка можно найти некоторые виды редких растений.
Название «Лосиный остров» не случайное – до сих пор иногда эти мощные величественные животные выходят прямо на проезжую часть дорог, проходящих возле парка.
Слайд №10
2. Памятник природы «Серебряный бор»
В излучине Москвы-реки был насыпан искусственный остров, на котором высадили лес, в основном сосновый. В 1991 году «Серебряный бор» получил статус памятника природы.
Название «Серебряный бор» также не случайно, поскольку связано с интересным природным явлением – утром накануне погожего дня растущие здесь сосны сверкают серебристым блеском. Лесной массив в излучине Москвы-реки, на искусственном острове, является одним из популярнейших мест отдыха в пределах столицы. В «Серебряном бору» находится более 250 видов растений. Там растут вереск и песчаный астрагал – очень редкие для Москвы растения. Фауна тоже разнообразна. На территории можно увидеть птиц, таких как удод, зимородок, жёлтая трясогузка, желна, сокол-чеглок. Из млекопитающих на острове водятся белки, зайцы, кроты, ласки, горностаи, летучие мыши, ежи.
Слайд №11
3. Ландшафтный заказник «Тёплый стан»
Этот московский заповедник находится на юго-западе Москвы, в районе, называемом Теплостанской возвышенностью. По территории заказника протекает река Очаковка. Эта река, а также родник Холодный (этот родник дарил людям воду еще 800 лет назад, объявлены памятниками природы. На реке создан большой пруд. Здесь обитают кроты и белки, зайцы и ласки. Среди птичьего царства можно упомянуть соловьёв, дятлов, соек, поползней и дроздов.
Физкультминутка «Лес»
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
Впереди у нас вода.
К водоему подойдем
И беседу заведем.
Слайд №12
4. Приокско-Террасный биосферный резерват
Это важнейший заповедник Московской области. Приокско -Террасный заповедник был создан в 1945 году. Он раскинулся на площади порядка 50 кв. км, из которых свыше 90% занимают леса. На этой территории можно встретить около 1000 видов растений, здесь проживают 56 видов млекопитающих, 139 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 8 видов рыб. Но самая большая ценность и главная точка притяжения для туристов – Центральный зубровый питомник. Его создал русский зоолог Михаил Заблоцкий с целью восстановить популяцию зубров. Эти уникальные животные в начале XX века практически были истреблены. Благодаря работе зоопарков и заповедников, в том числе подмосковного, этот вид животных был сохранен. В Приокско-Террасном заповеднике для зубров создали условия, максимально приближенные к естественным. Постоянно в питомнике живут и размножаются около 25 зубров – молодые особи живут на территории заповедника до года-полутора, а затем отправляются в новые пункты вольного обитания. Кроме того, в питомнике живут американские бизоны – ближайшие родственники зубров. Просто погулять по территории, разумеется, нельзя. Но для туристов создали несколько интересных маршрутов, которые позволяют познакомиться с деятельностью заповедника, увидеть зубров и бизонов, почувствовать себя частью природы.
Слайд №13
Фото зубров в «Приокско – террасном заповеднике»
Слайд №14
5. Заповедник «Журавлиная родина»
Государственный заказник «Журавлиная родина» является областным национальным заповедником. Он включает в себя земли Талдомского и Сергиево-Посадского районов Московской области, а на географический картах отмечается термином «Дубненский болотный массив».
Здесь живут более 200 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу России и Московской области. Весной там можно встретить гусей, уток, куликов, лебедей и аистов. Осенью с севера прилетают более полутора тысяч серых журавлей, образуя перед перелетом на юг крупное скопление, а зимой в заказнике появляются полярные совы.
Заказник открыт для гостей – туристам проводят интересные экскурсии, знакомят с флорой и фауной территории, проводят экологические и просветительские мероприятие.
Слайд №15
6. Национальный заповедник «Завидово»
Этот национальный заповедник находится на севере Московской области и юге Тверской области, там, где находится Верхневолжская низменность. Здесь обитает огромное количество животных и птиц, некоторые из которых занесены в Красную книгу России.
Территория парка поделена на зоны, в некоторых из них разрешены определенные виды деятельности – это связано с тем, что там постоянно проживают люди. Леса составлены из хвойных и лиственных пород, разнообразных кустарников и трав. В местных водоёмах встречаются редкие виды водной растительности, а к ним примыкают роскошные луга. В иных местах путешественник ощущает себя попавшим в чудесный сказочный мир. Достаточно широко в «Завидово» представлен и животный мир, одних только млекопитающих здесь насчитывается не менее 41 вида. Разнообразна и водная фауна местных водоёмов – щуки, сазаны, судаки, налимы, окуни, плотва.
Слайд №16
7. Черустинский лес
На юго-востоке Московской области, в Шатурском районе находится огромный лесной массив – Черустинский. Он является частью древней области Мещера. Здесь друг друга сменяют бесчисленные лесные дубравы, сосняки, липовые рощи, зоны, поросшие чёрной ольхой, берёзой и другими видами деревьев. Практически вся территория здесь заболочена: есть верховые болота, на которых растёт клюква, низинные со стоячей водой, а в переходных из трясины тянутся чахлые стволы берёзок. Кое-где есть прекрасные сенокосные луга, на которых нередко можно встретить серых журавлей.
Слайд №17
8. Измайловский парк
Крупным природно-историческим парком Москвы является «Измайлово». Он может похвастаться старыми дубравами и липняками, многочисленными прудами, живописной речкой. В его западной части находится историко-архитектурный ансамбль «Измайловский остров» с парком культуры и отдыха. Но в восточной стороне берегут естественный лесной массив, который переходит в Горенский лесопарк уже за пределами Москвы. Этот природно-исторический парк был образован в 1998 году, а базой ему послужил существовавший ещё с 1935 года лесопарк «Измайлово». Лишь на небольшой площади уцелели сосновые леса, которые преобладали здесь в XVIII-XIX веках. Есть здесь и редкие виды фауны и флоры, внесённые в Красную книгу.
Слайд №18
ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ
Автор: Н. Старшинов
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Воспитатель: А сейчас займемся творчеством и создадим из шерстяных ниток жителя "Приокско - террасного заповедника" - зубра.
1. Раскрашиваем раскраску "Зубр" цветными мелками или цветными карандашами.
2. Вырезаем зубра по контуру и наклеиваем за цветную офисную бумагу пастельного тона.
3. Нарезаем шерстяные нитки небольшими кусочками.
4. Приклеиваем нитки зубру на туловище и немного на голову.
5. Дорисовываем зеленую траву под ногами у зубра.
Наши зубры готовы!
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, охранять родную природу надо в любом месте.
Для этого нужно соблюдать несколько правил, давайте их вспомним: ходим по тропинкам, не ломаем деревья, не рвем и не топчем цветы, не кричим, не разоряем птичьих гнезд, не разжигаем костры. Внимательно рассматриваем и запоминаем увиденное. Что интересного вы сегодня узнали? Скажите, как называется место, где растения и животные чувствуют себя под защитой? И подскажите, для чего такие места создают люди?
А Рысёнок надеется, что вы всегда будете внимательны к ПРИРОДЕ!