Екатерина Парфенова
«Насекомые». Конспект комплексного подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного подгруппового занятия
с детьми подготовительной к школе группы с диагнозом ЗПР
учителя - дефектолога Парфеновой Е. С.
Тема: «Насекомые»
Задачи: Образовательные
• Закрепление знаний детей о разнообразии насекомых, выделении их отличительных признаков (наличие шести лапок, насечек, крылышек, усиков, хоботков и т. д.)
• Закрепление обобщающего понятия «Насекомые»
Публикация «„Насекомые“, Конспект комплексного подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты
• Активизация и уточнение словаря по теме «Насекомые»
• Закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание, читать запись
• Закрепление умения пользоваться количественным и порядковым счетом, отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте?
• Закрепление знаний о геометрических фигурах, узнавание знакомых фигур в предметах
• Закрепление умения сравнивать предметы разных размеров по величине
• Коррекционно - развивающие
• Развитие общей и мелкой моторики;
• Развитие логического мышления
Речевые
• Закрепление умения отвечать на вопросы полными, распространенным предложением
• Закрепление умения согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже
• Закрепление умения правильно употреблять слова определяющие размер предмета (большая, поменьше, ещё меньше, самая маленькая) и его форму (овальная, круглая, прямоугольная, треугольная, квадратная)
• Закрепление умения правильно употреблять существительные в форме родительного падежа единственного числа
Воспитательные
• Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете
• Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: набор коробок разных по величине и форме, набор цифр на каждого ребенка, изображение примеров, предметные картинки по теме «Насекомые» (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха); разрезные картинки – пчела, кузнечик, жук, комар, муха; музыкальный диск со звуками, производимых насекомыми (жужжание жука, писк комара, рой пчел, жужжание шмеля, звуками дождя; СD-проигрыватель; игрушки-насекомые» контейнер с наполнителем;
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулки, рассматривание их на предметных картинках, беседа о них, составление описательного рассказа, расширение словаря по данной теме.
План занятия.
1. Организационный момент (сюрпризный момент «праздничная коробка»)
2. Решение примеров.
3. Д/и «Собери картинку»
4. Беседа о насекомых по вопросам.
5. Физминутка «Бабочки», «Стрекоза»
6. Д/игра «Четвертый лишний»
7. Д/игра «Опиши насекомое»
8. Организация окончания занятия (итог, оценка)
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня почтальон принес нам посылку, давайте заглянем, что в ней. (Коробка обклеенная примерами на сложения и вычитания)
Перед тем, как открыть коробку надо выполнить несколько заданий. (Дефектолог предлагает детям пройти к столам и занять свои места) Надо прочитать пример, решить его, а ответ показать с помощью цифр, которые лежат у вас на подносах.
По мере того, как дети решают примеры, дефектолог разворачивает коробку. В коробке оказывается ещё несколько коробок, все разной величины и формы.
Дефектолог: Дети, что вы видите?
Дети: Много коробок.
Дефектолог: Они одинаковые?
Дети: Нет. Они разные по форме и размеру.
Дефектолог: Это коробка, какой формы?
Дети: Она овальная, круглая и т. д.
Дефектолог: А про эти коробки, вы, что можете сказать (показывает коробки разные по величине)
Дети: Они квадратные и разные по величине. Они разные по размеру.
Дефектолог: Что мы скажем про первую коробку?
Дети: Она самая большая.
Дефектолог: А про вторую?
Дети: Поменьше.
Дефектолог: Что можно сказать про третью коробку, какая она? И т. д. (уточняет размер коробок и порядковый счет)
2. Д/игра «Собери картинку»
Дефектолог: Дети, давайте, посмотрим, что лежит в круглой коробке. Здесь картинки, но когда несли коробку, их все перемешали. Помогите мне их собрать (дети собирают на столах разрезные картинки с изображением насекомых) Саша, кого ты собрал?
Саша: Я собрал пчелу и т. д. с каждым ребенком.
Дефектолог: А как можно назвать одним словом все, кого вы собрали и назвали? Кто это?
Дети: Это насекомые!
Дефектолог: Все правильно! Давайте поговорим про насекомых.
3. Беседа о насекомых по вопросам : (
Дефектолог: А кто мне скажет, в какое время года появляются насекомые?
1-й ребенок: Насекомые появляются весной и летом, когда теплеет.
Дефектолог: Правильно! А кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых? Как их узнать?
2-й ребенок: У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.
Дефектолог: Молодцы! А кто из вас знает, от какого слова произошло название «Насекомые». Что же есть у всех насекомых?
3-й ребенок: Название «насекомые» произошло от слова «насечки».
Дефектолог: А что такое «насечки»?
4-й ребенок: Насечки – это поперечные полоски на теле у насекомых.
Дефектолог: Молодцы! Вы все правильно сказали. Действительно, это название произошло от слова «насечки» или «насекать». А чем же питаются насекомые?
5-й ребенок: Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.
Дефектолог: Очень хорошо! Скажите, а какие именно насекомые питаются травой, листьями. А, какие насекомые нектаром, другими насекомыми?
1-й ребенок: Пчелы и бабочки питаются нектаром цветов.
2-й ребенок: Кузнечик, стрекоза, муравей питаются вредными насекомыми. Они хищные, так как они нападают на других насекомых.
3-й ребенок: А мухи питаются остатками пищи человека.
Дефектолог: Молодцы, ребята! Как много вы уже знаете о насекомых. А каких насекомых вы ещё знаете.
Дети: Это жук, муха, кузнечик, бабочка, пчела, комар.
Дефектолог: Молодцы! А кто из вас помнит, какие из этих насекомых приносит нам вред, а какие пользу. Максим и Артем подойдут к доске. Слева повесь тех насекомых, которые приносят нам вред, а справа тех, которые приносят нам пользу. Посмотрите, ребята, правильно ли мальчики выполнили задание? Алеша расскажи нам о насекомых, которые приносят нам вред. Что ты о них знаешь?
Алеша: Муха и комар – это вредные насекомые. Они приносят нам вред, потому что на своих лапках переносят микробы и опасные болезни. От укусов комара страдают взрослые и дети.
Дефектолог: Молодец! Теперь Вероника подойдет к доске и расскажет о тех насекомых, которые приносят нам пользу.
Вероника: Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые. Они приносят нам пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы. Кузнечик, муравей, стрекоза охотятся на других вредных насекомых.
Дефектолог: Дети, как вы думаете, а зачем на нашей планете живут вредные насекомые?
Ответы детей
Дефектолог: Да, многие птицы питаются насекомыми, и если бы мы бездумно начали уничтожать насекомых с помощью ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.
Дети: У кузнечика ушки на лапках, у бабочки рот – это хоботок, у некоторых насекомых уши на животе и т. д.
Дефектолог: Молодцы ребята! Вы все очень хорошо рассказали. А теперь давайте немножко отдохнем, превратимся в бабочек и полетим на полянку (проходят на ковер)
4. Физминутка «Бабочки» «Стрекоза» под различные звуки, производимые насекомыми.
Дефектолог: (Дети вместе с дефектологом выполняют движения и слова)
Мы бабочки!
В апреле ласкает солнце нас (встать, движения руками сверху вниз, к лицу)
На луг мы прилетели (прыжки на месте, руки в стороны, махи руками)
И здесь танцуем вальс (изображают).
Дефектологи: Бабочки были хорошие, а какие стрекозы?
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
Дефектолог: Ой, что это за звук! (шум дождя)
5. Д/игра «Четвертый лишний»
Дефектолог: Когда идет дождь, что делают насекомые?
Дети: Прячутся.
Дефектолог: Давайте представим, что все насекомые спрятались в этой коробке. Давайте их поищем.
Дефектолог: Каждый из вас будет по очереди доставать насекомого и называть, кого он нашел.
1-й ребенок: Я нашел комара.
2-й ребенок: Я нашла пчелу и т. д. с каждым ребенком.
Дефектолог: Молодцы! А теперь давайте назовем всех насекомых, которых вы нашли.
Дети: Это пчела, комар, кузнечик, стрекоза
Дефектолог: Ребята, посмотрите, какое из этих насекомых лишнее? Как вы думаете?
Дети: Лишнее насекомое - это комар.
Дефектолог: Почему?
Дети: Потому что комар приносит нам вред, а остальные насекомые приносят нам пользу.
Дефектолог: Вы отлично справляетесь с заданием, давайте посмотрим. Что же в самой маленькой коробочке.
6. Д/игра «Кого не стало?»
Дефектолог: На ваших карточках одно насекомое не вернулась на место. Посмотрите внимательно и заполните пустое окошко.
Дети: У меня не вернулась пчела и т. д. с каждым ребенком.
8. Д/игра «Опиши насекомое» (закрепление умения составлять описательный рассказ)
Дефектолог: А теперь составьте описательные рассказы о своих насекомых, которых вы собрали. Старайтесь говорить красиво, правильно произносить все звуки. Давайте вспомним с чего мы начнем. Что вы должны сказать сначала?
1-й ребенок: Мы должны сказать, что это за насекомое.
2-й ребенок: Потом, как оно выглядит, назвать его внешние признаки.
3-й ребенок: Мы должны сказать, где живет? Чем питается?
4-й ребенок: Какую пользу или вред наносит нам.
Дефектолог: Молодцы! Давайте сначала я опишу своего насекомого, а потом вы. Слушайте меня внимательно! Это насекомое – бабочка. У бабочки есть голова, на голове у нее есть маленькие усики, глаза, хоботок, есть длинное туловище, 6 лапок, 2 больших ярких разноцветных крыла. Бабочка питается нектаром цветов. Она полезное насекомое, потому что опыляет растения.
(И так далее по очереди дети описывают по этому плану своих насекомых)
9. Окончание занятия (оценка работы детей)
Дефектолог: Вот и подошло к концу наше занятие. И, к сожалению, нам пора заканчивать наше путешествие по этой волшебной сказочной стране. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о насекомых.
Дефектолог: А чему вы сегодня научились? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы). Мне очень понравилось, как вы хо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!