Светлана Деревягина
Конспект комплексного ООД в старшей группе «Русская берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного ООД в старшей группе "Русская берёза"
Цель: расширять имеющиеся представления о березе
Задачи:
-уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы;
- развивать познавательный интерес детей;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям – березе;
- учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы
пополнить словарный запас детей (белоствольная, береста, чечевички)
Публикация «Конспект комплексного ООД в старшей группе „Русская берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Оборудование – запись русской народной песни : «Во поле береза стояла», репродукции картин русских художников; береста, поделки из бересты, березовые веник, березовые дрова, веточки; оборудование для рисования и аппликации, платочки, силуэт березы, интерактивная доска.
Словарная работа: белоствольная, береста, чечевички.
Виды детской деятельности:
- познавательная;
- речевая;
- коммуникативная;
- восприятие художественной литературы;
- игровая;
-продуктивная;
-физическая.
Содержание ООД
1. Организационный момент.
(Дети заходят в музыкальный зал)
- Мальчики и девочки, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Послушайте и отгадайте загадку:
- Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
- Да, действительно, это береза (показ слайда).
- Символ России - белая береза.
Россия - как из песни слово!
Березок юная листва!
Кругом поля, леса и реки…
Раздолье, русская душа.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. И не зря береза считается красавицей наших лесов.
2. Основная часть
- А сейчас я вас приглашаю на экскурсию в картинную галерею, посмотреть с какой любовью, русские художники изображали русскую березку. (Дети подходят к картинам, рассматривают первую картину).
-Посмотрите, как художник И. И. Шишкин изобразил березу. Какой у нее стройный ствол, тонкие склоняющиеся книзу ветки, нарядные сережки. О березе даже говорят: «Словно девица русская, приумолкнув, стоит». Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы высокие, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка (показ слайды). Скажите, ребята, а на картине мы видим какие березки? (высокие). Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (ответы детей - белая с черными черточками). Березу за ее кору называют белоствольной.
-Белую кору называют берестой, а черные черточки – чечевички. Вот и мы с вами видим на картине много высоких белоствольных берез. А вы знаете, как называется место, где растёт много берёз? Да, это березовая роща. Как вы думаете, в какое время года художник изобразил березовую рощу? (ранняя осень). Как вы догадались? (на картине между столов берез и веток «проскальзывают» желтые краски). Но не только И. И. Шишкин изображал берёзы на своих картинах, давайте рассмотрим картины других художников. В какое время года изобразил художник берёзы И. И. Левитан на своей картине «Берёзовая роща»? (Лето). (Рассматривают вторую картину). Почему вы так решили? (Зеленая трава, зеленые листья). Да, ребята, здесь мы видим березы уже с распустившимися зелеными листьями. А вообще, листья березы начинают распускаться в середине мая, тогда же, когда и береза начинает цвести. Она наряжается в листву и сережки (показ слайды). Рассматривая березки на этой картине, их тонкие, нежные, изящные ветви с листьями можно сравнить с девичьими кудрявыми волосами. А на картине «Конец зимы» художника Юон, мы видим березки в зимнее время года (рассматривают третью картину). И, несмотря на то, что на улице зима, ветки березы голые, на них нет листьев, она все такая же стройная, белоствольная, по своему красива. Берёзе не страшны зимой ни метели, ни пурга – её согревает снежная шуба. Посмотрите на эту картинку (показ слайдов) – здесь берёзу можно сравнить со снежной королевой в её снежном царстве. Не только художники рисовали берёзу на своих картинах, но и поэты воспевали её в своих стихах. Послушайте стихотворение С. А. Есенина «Берёза». Дети читают стихотворение. Правда, красивое стихотворение и как будто поэт описывает нашу березу. Но с каждым днё м ярче греет солнышко: зима потихоньку отступает, и мы с нетерпением ждём прихода весны. Природа тоже оживает и это видно на картине Герасимова «Лёд прошёл» (рассматривают четвертую картину).
-Мальчики и девочки, как вы думаете, какое время года изобразил художник на своей картине? (Ранняя весна). Как вы догадались? (талый снег, видны проталины). Да, действительно, здесь мы видим березку ранней весной. Она по-прежнему стоит гордая и красивая. Посмотрите, как художник изобразил ее тонкие ветви. Уже почти растаял снег, видны проталины, и вот чуть станет теплее, ярче будет светить солнышко, березки начнут просыпаться, на ветках начнут набухать почки. А позднее, как я вам уже говорила, в мае, из почек будут распускаться листочки.
- Мы с вами рассмотрели, как разные художники изображали березку и увидели, что в любое время года русская красавица остается все такой же стройной, гордой, цвет ствола ее не меняется, она все также белоствольная.
- А еще раньше, в древние времена про березку сочиняли много разных песен, заводили хороводы вокруг березки (показ слайда). Давайте и мы с вами вместе с родителями заведем хоровод вокруг нашей березки. Я вам сейчас раздам платочки, движения повторяйте за мной.
Физминутка – хоровод «Во поле береза стояла».
- Вспомните, как называют белую кору березы? – берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
- Я вам сейчас дам по кусочку бересты: посмотрите её, потрогайте. Расскажите, какая она?
- Издавна люди научились делать из бересты различные изделия, необходимые для жизни. ( Воспитатель показывает поделки и комментирует что это такое: шкатулка, зеркало с ручкой, тарелочка, колодец).
- Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
- Посмотрите, вот ветка с почками (показывает ветку с набухшими почками). Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Сокодвижение начинается с середины марта до конца апреля. Сок можно собирать не больше одного литра с одного дерева, иначе береза засохнет и погибнет. Нужно в стволе дерева проделать маленькое отверстие, в это отверстие или под ним прикрепляют лоток из бересты или другое полукруглое приспособление и под ним поставить бутылку, банку и т. д. После того, как соберете сок, нужно туго закрыть отверстие мхом или воском, чтобы в ствол не попали бактерии, которые могут нести серьезную угрозу для жизни дерева.
- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат (показывает).
- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, подышать свежим воздухом, чтобы набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
- Давайте и мы с вами сейчас отправимся в мастерские и создадим свои берёзки. У нас несколько будет мастерских, где можно будет рисовать, клеить, используя разнообразный материал. А затем мы сделаем свою выставку работ. Приглашаю вас вместе с мамами выбрать мастерскую и занять места. Посмотрите внимательно на оборудование, которое лежит у вас на столах, и решите, какую берёзку вы будите делать вместе с мамой.
3. Подведение итогов.
- Давайте начнём оформлять нашу выставку (вывешиваю работы детей). Посмотрите, какие красивые берёзки у нас получились. Как можно назвать нашу выставку? Ответы детей и родителей. Молодцы! Я всех приглашаю в группу.