Елена Ломакина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День космонавтики»
План-конспект НОД Ознакомление с окружающим миром (подготовительная к школе группа) «Космос» В соответствии с ФГОС
Цель: Расширять представления о космосе, подвести к пониманию того, что освоение космоса — решение многих проблем на Земле. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
Задачи:
Образовательные
• Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Космос“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Уточнить, что такое космос и кто такие космонавты;
• Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.
Развивающие
• Активизация словообразовательных процессов
• Закрепление умения образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа.
• Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
• Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
• Совершенствовать умение подбирать родственные слова.
• Закрепить умения подбирать слова-антонимы;
Воспитательные
• Воспитывать любовь к Родине;
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства;
• Воспитание уважения и гордости за свой народ.
Словарная работа:
• Обогащение словаря: ракетоноситель, орбитальная станция, Королев.
• Активизация словаря: Родина, Россия, Отечество, Отчизна, космонавт.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе;
• Чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материал:
• Папка с иллюстрациями о космосе.
• Плакат с кроссвордом на космическую тему.
Ход образовательной деятельности
1 Мотивация к деятельности. Организационный момент.
Организую детей, подзываю к себе.
-Ребята, посмотрите нашла вот такой конверт и сверток. Решила без вас не смотреть. Но мне очень интересно узнать, что это. А вам? (Да, конечно, тоже)
(Сначала рассматривают, а затем выставляют на демонстрационную доску картинки).
-О чем эти картинки? (О Космосе)
- Какой праздник приближается («День Космонавтики»)
-Да, совершенно верно, когда он отмечается? (12 апреля)
-Теперь давайте развернем сверток. (Рассматривают)
-Как вы думаете, что это? (кроссворд с заданиями)
-А хватит ли у вас знаний, чтобы разгадать его? (Да)
-Тогда приступим! Внимательно послушайте загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
-Давайте посчитаем клеточки и посчитаем количество букв. Проверим подходит ли нам это слово.
Под цифрой 1, вписываем слово Космос
-Как вы думаете эти картинки и кроссворд как-то связаны между собой?
- А что такое космос?
-А что еще есть в Космосе? (Весь мир, который находится за пределами земли, называется КОСМОС. Это очень высоко и там нет воздуха. Небо там совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты, Луна и Солнце, кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия).
-И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же там в космическом пространстве.
-Какой прибор придумали ученые, чтобы изучать космос с земли? (Ученые придумали специальные приборы – телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д.)
Следующее задание
Из небесной из реки
Разлетелись пузырьки
И на небе на ночном
Засверкали серебром.
Это ночью поздно
Появились. (Звёзды)
Под цифрой 4, по горизонтали (от слова горизонт) вписываем слово Звёзды
Небо над нашей головой усыпано множеством звезд.
-Какими кажутся звезды? (Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко).
-А на самом деле какие звезды? (На самом деле звезды очень большие. Каждая звезда – это гигантский газовый шар, который излучает тепло и свет).
Что такое звёзды?
Если спросят вас —
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
Дидактическая игра «Подбери слово»
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Следующее задание
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты согревает,
От других звезд защищает. (Солнце)
Под цифрой 2, по горизонтали (от слова горизонт) вписываем слово Солнце
-Мы с вами уже сказали, что Солнце – желтая звезда.
-Что можете добавить? (Солнце – Огромный раскаленный шар, который имеет очень высокую температуру. Солнце посылает во все стороны большое количество тепла и света).
-В какое время суток мы можем увидеть солнце? (Утром, днем, вечером).
-Можно ли ночью увидеть солнце? Как вы думаете, почему? (Земля вращается вокруг Солнца. Ночью солнце освещает другую часть нашей планеты).
-В какое время года солнце дольше всего бывает на небе? (Весной, летом).
Следующее задание
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
Под цифрой 3 вписываем слово Планеты
Игра с мячом:
-Какие планеты вы знаете?
Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун.
-Итак, сколько всего планет? (8. Раньше было 9, но Плутон с 2006 года официально не является планетой Солнечной системы. Теперь это карликовая (малая) планета или планетоид)
-Вокруг чего вращаются планеты? (Вокруг Солнца)
-Что такое образуют Солнце и его спутники Планеты? (Солнечную Систему)
-Мешают ли друг другу планеты при движении? Почему? (двигаются по орбите)
Дидактическая игра «Наоборот»
Ночь- день
Темный- светлый
Много- мало
Взлететь- приземлиться
Известный- незнакомый
Вперёд- назад
Далёкий- близкий
Яркий- тусклый
Снаружи- внутри
Большой- маленький
Горячий- холодный
Лёгкий- тяжелый
Смелый- трусливый
Медленно- быстро
Высоко- низко
Длинный- короткий
Мягкий- твёрдый
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется. (Земля)
Под цифрой 4, по вертикали вписываем слово Земля
-Что можете сказать о земле?
Выслушать все ответы детей! Обобщить и рассказать.
-В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
Вечерок лишь наступает,
Будто пава выплывает
И до самого утра за Землей
Следит она. (Луна)
Под цифрой 5, по горизонтали (от слова горизонт) вписываем слово Луна
-А что такое Луна? Ответы детей. (Спутник Земли)
Луна – Спутник Земли —намного меньше Земли. Днём на Луне стоит жара, а ночью, наоборот, страшный холод. На Луне нет ни капли воды. Никогда не идёт дождь, не бывает снега. Луна покрыта пылью.
Луна всегда интересовала и притягивала людей. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на ней есть горы, а также низменности. Побывали на луне и люди.
Дидактическая игра «Подбери признак. Какая? Какое? Какие?
Земля (какая) –
Солнце (какое) –
Звезды (какие) –
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на. (Ракете)
Под цифрой 6 по горизонтали (от слова горизонт) вписываем слово Ракета
-Для чего нужна ракета? Как вы думаете?
- Итак, для полетов человека в космос была создана …ракета
-С давних времен человек смотрел на небо и мечтал летать. Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них.
-Рассмотрите картинки и скажите на чем сначала поднимались люди в воздушное пространство? (на воздушных шарах, на дирижаблях, потом был построен самолет,
-А могли люди полететь в космическое пространство? (Нет)
-Почему? (потому что очень далеко)
-Назовите фамилию конструктора, под руководством которого ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство, и люди на земле услышали сигнал из далекого космоса. - (Королев)
Под цифрой 7, по горизонтали вписываем слово Королёв
–Затем был построен первый космический корабль.
- Кто был на его борту? (Две собаки – Белка и Стрелка, они удачно вернулись на Землю)
И вот Королёв, после долгих подготовительных работ и испытаний, решает отправить первого человека в космос.
Самый первый в космос
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … ГАГАРИН
Под цифрой 8 вписываем слово Гагарин
-Как назывался корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? (Восток)
Под цифрой 9, по горизонтали (от слова горизонт) вписываем слово Восток
Назовите дату первого полета человека в космос (Давным-давно 12 апреля впервые в Космос отправился человек)
Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Жители всей нашей необъятной Родины гордились, что именно гражданин нашей страны первым в мире полетел в космос. Именно в день наша страна стала отмечать День Космонавтики.
Физминутка «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят.
Сжимают, разжимают кулачки.
Космонавт летит в ракете.
Выпрямленные руки, соединены над головой ладонями под острым углом.
День летит и ночь летит
Держа выпрямленными руки, соединенные над головой ладонями под острым углом, покачаться из стороны в сторону.
И на Землю вниз глядит.
Ладонями делают «бинокль» возле глаз.
Видит сверху он
Рука подставлена ко лбу как козырек
поля,
Двумя выпрямленными руками развести в стороны, параллельно полу, ладони обращены вниз
Горы,
Руки над головой домиком
реки и моря.
Волнообразные движения сначала одной рукой, согнутой в локте, затем другой.
Видит он весь шар земной,
Рукой прочертить круг
Шар земной - наш дом родной.
Руками изобразить шар.
Дидактическая игра "Измени по образцу"
(изменение глаголов по лицам и числам).
Я лечу, лечу, лечу
Я на месте не стою.
Он летит, летит, летит
Он на месте не стоит.
Она летит, летит, летит
Она на месте не стоит.
Они летят, летят, летят
Они на месте не стоят.
Мы летим, летим, летим
Мы на месте на стоим.
Дидактическая игра «Один – много»
Планета – планеты.
Космонавт - космонавты
Астронавт - астронавты
Полёт - полёты
Ракета - ракеты
Корабль - корабли
Комета - кометы
Звезда - звёзды
Тренировка - тренировки
Скафандр - скафандры
Шлем – шлемы
Иллюминатор - иллюминаторы
Дидактическая игра «Где какой?
На Земле – земной
На Луне – Лунный
На Солнце – солнечный
На планете –планетный
Между звезд – межзвёздный
Между планет – межпланетный
Ну, что ж немножко отдохнули, давайте, продолжим…
-Посмотрите, а у нас больше не осталось заданий!
3. Рефлексия деятельности.
Воспитатель: Как вы считаете, справились мы с заданием? Какое было задание? (Разгадать космический кроссворд). О чем и о ком сегодня говорили? (О космосе, Солнечной системе, планетах) Какой праздник приближается? (День Космонавтики 12 апреля) Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты). Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин). А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восток»)
Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь) Как вы думаете с какой целью изучается космос? Кому нужны эти знания? Все ли могут быть космонавтами? Каким должен быть будущий космонавт? (Спортивным, умным, смелым)
Какие качества необходимо в себе воспитывать чтобы стать космонавтом? (честность, порядочность, развивать волю).
А как вы можете применить в жизни то, о чем мы с вами узнали? (Участие в конкурсах, викторинах, создании макета для конкурса).