Наталья Романова
Конспект итоговой НОД «Путешествие в страну Звукляндию» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Путешествие в страну Звукляндию»
/для детей подготовительной к школе группе/
Цель: закрепление знаний детей по обучению грамоте
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
2. Упражнять в звуковом анализе слов;
Темочки:
3. Закрепить навыки деления слов на слоги; ставить ударение; выделять звуки и подбирать слова на определенный звук, находящийся в начале, середине и конце слова.
4. Закрепить понятие, что такое предложение;
5. Закрепить умение составлять схемы предложения.
Развивающие задачи:
1. Развивать фонематический слух, связную речь, зрительное и слуховое внимание.
2. Активизировать память, воображение, восприятие.
3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
4. Развитие координации речи с движением;
5. Развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к родному языку.
2. Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
3. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: игры на развитие слухового внимания, звуковой анализ слов, составление схем предложений.
Материалы:
Раздаточный материал: цветные круги (красные, синие, зеленые, звуковые вагончики, схемы расположения места звука в слове., полоски- схемы для составления схемы предложения, слоговая таблица для составления слов, карандаш.
Демонстрационный материал: изображение гнома, цветы со скороговорками, дидактические картинки, полоски для составления схемы предложения на доске, точка, вопросительный и восклицательный знаки, напечатанное предложение для образца, слоговые вагончики.
Ход НОД:
Воспитатель:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, Плеск воды
А еще есть звуки речи,
Мы их точно знать должны.
- Ребята, о чем говорится в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей)
- А проводит нас туда гном Звуколюб.
-Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)
Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и читать старательно.
- Но сначала проведем игру «Эхо», нужно повторить слова не полностью, а только последний слог.
Собирайся, детвора! (-ра, -ра)
Начинается игра (-ра, -ра)
Да ладошек не жалей (-лей, -лей)
Бей в ладоши веселей (-лей, -лей)
Сколько времени сейчас (-час, -час)
Сколько будет через час (-час, -час)
И не правда: будет два (-два, -два)
Думай, думай, голова (-ва, -ва)
Как поет в селе петух (-ух, -ух)
Да не филин, а петух (-тух, -тух)
Вы уверены, что так? (-так, -так)
А на самом деле как? (-как, -как)
Сколько будет дважды два? (-два, -два)
Ходит кругом голова (-ва, -ва)
Это ухо или нос? (-нос, -нос)
Или, может, сена воз? (-воз, -воз)
Это локоть или глаз? (-глаз, -глаз)
А вот это что у нас? (-нас, -нас)
Вы хорошие всегда? (-да, -да)
Или только иногда? (-да, -да)
Не устали отвечать? (-чать, -чать)
Разрешаю помолчать.
Воспитатель:
- Что же такое звук? (ответы детей).
- Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки (ответы детей).
- Назовите гласные звуки. (ответы детей).
- Какими фишками обозначаем гласные? (красными).
- Давайте вспомним, как называются звуки, которые во рту встречают преграды (ответы детей)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие)
- Какими цветом мы их обозначаем? (твердые согласные - синими, мягкие согласные - зелеными).
Назовите согласные звуки (ответы детей)
Назовите твердый согласный звук. (ответы детей)
Назовите его мягкую пару. (ответы детей)
- Какие согласные звуки всегда только твердые (ответы детей)
- Какие согласные звуки всегда только мягкие? (ответы детей)
Звуколюбу очень понравилось, что вы так много знаете о звуках. И я для вас он приготовил интересные задания, выполняя которые вы сможете совершить прогулку по стране Звукляндии.
Игра «Угадай-ка».
На доске цветы со скороговорками.
1. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Дети подбирают слова, в которых звук ч стоит в начале слова.
2. На окошке крошку-мошку ловит лапой крошка-кошка.
Дети подбирают слова, в которых звук ш стоит в середине слова.
3. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Дети подбирают слова, в которых звук с стоит в начале слова.
4. Воспитатель:
- Ребята, что образуют слоги? (ответы детей)
Выполним следующее задание Звуколюба: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.
гу за
ва ло
кни си
мы на
ки га
лу но
(в результате получаем слова: гуси, мыло, кино, ваза, луна, книга).
Воспитатель: Молодцы!
- А сейчас гном Звуколюб предлагает вам поиграть в игру «Раздели слова на слоги». Возьмите предметные картинки, назовите слово, разделите его на слоги и найдите свой вагончик. Где вагончик с одним окошком там слова из одного слога, где два окошка - там слова из двух слогов и т. д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в домике гнома Звуколюба много книг? (ответы детей). Действительно, Звуколюб очень любит читать книги.
Давайте выполним следующее задание нашего гномика. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.
/Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к, нь, и,г, а)/
Книга - 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку,
кннига - 2-й звук - «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку,
книига - 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку,
книГа - 4-й звук - «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)
книга-5-й звук - «А», гласный (красная фишка,
книга - ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).
Сколько звуков в слове «книга»? (Пять звуков)
Сколько гласных? (2)
Сколько твердых согласных? (2)
Сколько мягких согласных? (1)
Здорово! Отлично поработали!
Воспитатель: Потрудились мы на славу,
нам пора и отдохнуть,
Дружно встали на разминку
Подарили всем улыбку.
Физминутка «Гномы»
Утром гномы в лес пошли /шаг на месте/
По дороге гриб нашли
/наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе/
А за ним-то раз, два, три -
/наклоны туловища из стороны в сторону/
Показались ещё три!
/руки вперёд, затем в сторону/
И пока грибы срывали,
/наклоны вперёд, руки к полу/
Гномы в школу опоздали.
/руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону/
Побежали, заспешили /бег на месте/
И грибы все уронили! /присесть/
Дидактическая игра "Доскажи словечко"
Воспитатель: Гном Звуколюб приготовил для вас стихотворение, вам необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был. Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома. Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Воспитатель: Молодцы!
Вот и последнее задание "Составление схемы предложения "
/Детям предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) /
Скоро наступит теплое лето.
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (ответы детей).
А что означает первый знак в предложении? (ответы детей).
Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (ответы детей).
А какие еще знаки мы можем поставить в конце предложения? (ответы детей).
-Как надо прочитать предложение, если в конце стоит вопросительный знак? - Восклицательный знак? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием гнома. Вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Я горжусь вами!
Итог.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
Как хорошо быть грамотным на свете
Все знать и много так читать
Ведь грамота ступенька к свету
Которую не нужно пропускать!
Спасибо за работу!
Список использованной литературы:
1. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 188 с. / (Из опыта педагога).