Наталья Синягина
Конспект итогового занятия по речевому развитию и рисованию с детьми средней группы «В гости к сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить уровень овладения детьми среднего дошкольного возраста речью как средством общения на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.
Задачи
Образовательные:
– закрепить уровень формирования лексической стороны речи: словарного запаса детей, умения пользоваться простейшими обобщениями в речи;
Публикация «Конспект итогового занятия по речевому развитию и рисованию с детьми средней группы „В гости к сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
– закрепить формирование грамматического строя речи: употребление имен существительных во множественном числе и образование форм родительного падежа множественного числа существительных со словом «много»; умение употреблять названия животных и детёнышей в единствен-ном и множественном числе, согласовывать числительные с существительными.
Развивающие:
– закрепить уровень развития звуковой культуры речи: развитие фонематического слуха, речевого дыхания; речевого слуха,
– закрепить уровень развития связной речи детей: умения вести диалог, готовности к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию);
– закрепить уровень развития мелкой моторики.
Воспитательные:
– упражнять детей в умении быть вежливым и тактичным в диалоге со взрос-лыми и сверстниками;
– воспитывать умение слушать друг друга;
– формировать чувство любви к родному языку, сопереживания героям сказок, учить помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: словесный образец, игровые ситуации, показ, художественное слово, работа с раздаточным материалом.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстративного материала, повторение чистоговорок, скороговорок, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры, театрализация, артикуляционная гимнастика, работа со штампами, с карандашом, дыхательные упражнения, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: аудиозаписи «Приходите в гости к нам», сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич, «Сказки гуляют по свету», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина; иллюстративный материал «Сказки», конусные куклы, карточки с изображением детёнышей животных, овощей, звуковых дорожек; недоконченные рисунки; ватные палочки, салфетки, гуашь красного цвета, стаканы для воды.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Дети, сегодня мне позвонил гном Вася и попросил помочь сказочным героям:
– успокоить бабу и деда в сказке «Курочка Ряба»;
– помочь героям сказки «Репка» разобраться, какие овощи выросли у них в огороде;
– помочь героям сказки «Теремок», у них Ветерок встряхнул с яблонь все яблоки. Думаю, что я одна не справлюсь. Вы мне поможете? Готовы отправиться к сказкам в гости?
Чтобы попасть в сказку надо произнести сказочное заклинание: «Крибли-крабли-бумс». Но не просто его произнести, а выполнить условия: первый раз сказать шепотом, второй раз – тихо, третий раз – громко. Готовы? Закройте глаза и все вместе произнесите шепотом. Теперь – тихо. Ну и последний раз – громко.
(Аудиозапись «Приходите в гости к нам», сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич)
II. Основная часть
(Воспитатель приглашает подойти детей к доске с иллюстративным материалом к сказке «Курочка Ряба»)
Вот мы и попали в страну сказок. Встречает нас первая сказка. Кто напомнит, как она называется?
Работа с иллюстративным материалом по сказке «Курочка Ряба»
1. Диалог
– Назовите героев сказки.
– Сколько всего героев сказки?
– Кто помнит, какими словами начинается сказка?
– Какое яичко снесла курочка?
– Что делали дед и баба?
– Кто разбил яичко?
– Как мы можем успокоить деда и бабу?
2. Фонематический слух.
– Давайте расскажем о героях сказки по-новому. Вы должны выбрать себе героя сказки, назвать его и определить первый звук в его названии (имени, сколько слогов в названии (имени) героя. (Дед: звук [д’], 1 слог; баба: [б], 2 слога; Ряба: [р’], 2 слога; мышка: [м], 2 слога)
Утешили бабу и деда, отправляемся на помощь к героям следующей сказки.
3. Подготовка к монологической речи. (По сказке «Репка»)
– В какую сказку мы с вами попали?
– У героев сказки кроме репки выросло в огороде много разных овощей. Они просят нас разобраться, какие овощи у них выросли.
Д/и «Угадай по описанию!»
Учить соотносить предложенное описание с объектом; чётко называть объект описания; дополнять предложенное описание. Оборудование: карточки с изображением овощей: репы, моркови, капусты, редиски и т. п.
Картинки, повёрнуты таким образом, что дети не видят изображений предметов. Воспитатель описывает, дети определяют объект. («Это помидор. Это редиска» и т. п.)
– Как можно назвать изображённые предметы одним словом. (Овощи)
– Если из этих овощей приготовить салат, то как он будет называться:
салат из моркови (какой) – морковный,
салат из капусты (какой) – капустный,
салат из огурцов (какой) – огуречный,
салат из редиски (какой) – редисочный.
– Где растут овощи? (В огороде)
– Давайте для героев сказки покажем хоровод.
Хоровод «Вот какой огород»
Вот какой огород,
Там морковка (лук, свекла, капуста и др.) растет.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Торопись, не зевай,
Урожай убирай.
Героям этой сказки тоже помогли, надо торопиться в следующую.
4. Звукоподражание и речевое дыхание. (По сказке «Теремок»)
– Вот мы оказались уже в другой сказке.
Дети подходят к столу со сказочными героями. Воспитатель предлагает сесть на стулья- «пенечки».
На столе лежат карточки с изображением музыкальных инструментов.
– Мы пришли в гости к следующей сказке. Кто напомнит, как она называется? Чем закончилась эта сказка? (Построили новый дом и стали дружно жить в нем.) Да, посмотрите, дети, они уже в новом доме живут. Не успели мы им помочь, они и без нас справились.
Очень обрадовались звери, что закончили стройку и решили устроить концерт. Давайте мы тоже повеселимся с ними. Только у нас с вами будет оркестр.
Д/ и «Оркестр».
– Вы выберете карточки с изображением музыкальных инструментов, и мы разделимся на три группы: колокольчики, барабаны, дудочки.
– Сколько колокольчиков?
– Сколько дудочек?
– Сколько барабанов?
– Как играют музыкальные инструменты?
(Колокольчики звенят: динь-динь-дон.
Дудочки дудят: ду-ду-ду.
Барабаны бьют: бам-бам-бам)
Вы помните, что в каждом оркестре есть дирижёр? Кто это? (Человек, который управляет игрой музыкантов. Музыканты внимательно наблюдают за дирижёром и выполняют то, что он им показывает.) В нашем оркестре дирижёром буду я. А вы будете музыкантами. Приготовились, начали!
Работа со звуковой дорожкой: «Звук [У]»
– Волк мне шепчет, что он сочинил новую песенку и хочет спеть ее, но не один, а вместе с вами.
5. Словарная работа
– Назовите животных, которые живут в теремке.
– Как можно назвать их одним словом и почему? (Дикие. Живут в лесу, сами о себе заботятся.)
6. Словообразование
Д/и «Мамы и малыши»
В семьях животных случились радостные события. У них появились малыши – детёныши. У лисы появился. (лисёнок). (Воспитатель демонстрирует картинку). У волка –. (волчонок). У медведя –. (медвежонок). У зайца –. (зайчонок). У волка – … (волченок)
7. Согласование
Д/и «Волшебники»
Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Воспитатель берёт волшебную палочку и объясняет детям правила игры. Дети по очереди берут палочку в руки и касаются ею картинки с изображение одного детеныша. При этом ребёнок с палочкой должен назвать детеныша (в единственном числе, на которого он указывает палочкой. Остальные дети называют – во множественном числе. (Воспитатель переворачивает картинку – дети видят изображение нескольких детенышей.)
– Звери посадили чудесный яблочный сад. Однажды, когда уже созрели яблоки, в сад залетел веселый Ветерок и стал играть с детенышами животных. Друзья так развеселились, что не заметили, как во времья игр опали с яблонь все яблочки, облетели с цветов лепестки. И стал сад некрасивым и скучным. Звери расстроились. Как чудесному саду помочь?
Поможем им, дети?
8. Рисование ватными палочками. Звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
– Для этого у вас есть вот такие ватные палочки и рисунки, которые надо дорисовать. Давайте сделаем им подарок, дорисуем их, и вернем яблоки и лепестки на свои места.
(Гризик Т. И. «Готовим руку к письму: пособие для детей 4-8 лет/Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 47 с.)
Приготовим пальчики: кинезиологические упражнения для пальцев – дом, ежик, замок (3 раза).
Дети работают со штампами с незавершенными рисунками. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, напоминает о правильной посадке.
Вот мы и вернули яблоки и лепестки цветов на свои места. Сад снова стал красивым.
– Мы выполнили просьбу гнома Васи, и теперь наступило время прощаться со сказками и возврашаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, надо произнести сказочное заклинание: «Крибли-крабли-бумс». Закрываем глаза и произносим заклинание.
– Вот мы и вернулись в детский сад.
III. Заключительная часть.
– Где мы сегодня были?
– Что вам понравилось?
– О чем вы расскажете дома маме и папе?
– Я хочу сказать, что все вы сегодня молодцы!
Литература
1. Гризик Т. И. Готовим руку к письму: пособие для детей 4-8 лет/Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 47 с.)
2. Гризик, Т. Н. Речевое развитие детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей / Т. Н. Гризик. – М. : Просвещение, 2015. – 168 с.