Марианна Хаустова
Конспект итогового занятия по ознакомлению детей со средствами музыкальной выразительности в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по музыкальному развитию
детей подготовительной к школе группы
«Есть у музыки друзья!»
Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению детей со средствами музыкальной выразительности в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Пояснительная записка. На занятии дети закрепляют знания о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Через это познание у детей формируются основы музыкальной культуры, воспитывается навык слушания и понимания музыкальных произведений. У детей возникает потребность применять полученные знания в повседневной жизни, в играх и самостоятельной деятельности.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия).
I. Организационная информация.
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО.
2. Виды деятельности детей
Музыкальная, двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Средства музыкальной выразительности.
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные (ромашка с названиями средств музыкальной выразительности : ритм, темп, регистр, тембр, динамика; картинки с изображениями инструментов симфонического оркестра; музыкальные инструменты - треугольники, бубенцы, маракасы, бубны, обучающее видео, цветочки на руку.
Словесные (Письмо от Феи Музыки, стихи, диалоговая речь)
Практические (двигательные упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игры, восприятие музыки)
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие – дети закрепляют знания о средствах музыкальной выразительности, об инструментах симфонического оркестра, их звучании, группах инструментов симфонического оркестра (струнные, духовые, ударные).
Познавательное развитие – знакомство с профессиями музыкантов-инструменталистов.
Речевое развитие – расширение и актуализация активного словаря детей (описание характера звучания инструмента, настроения музыки, сравнение и анализ звучания музыкального отрывка).
Физическое развитие – развитие двигательной активности в танцах, играх и упражнениях
4. Возрастная группа Подготовительная к школе группа
5. Цель. Закреплять знания детей о средствах музыкальной выразительности
6. Задачи 6.1 Закрепление знаний о тембре, ритме, темпе, динамике, регистре. 6.2 Развитие ритмического, тембрового, динамического и высотного слуха, умения узнавать знакомое произведение в измененном звучании, высказываться об изменениях характера звучания музыкальных произведений композиторов-классиков.
6.3 Воспитание интереса к классической музыке, выдержки и воли, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.
7. Планируемые результаты 7.1 Сформированы знания и представления о средствах музыкальной выразительности.
7.2 Способны узнавать звучание различных инструментов, знают группы инструментов симфонического оркестра, показывают их изображение. Принимают активное участие в игре.
7.3 Испытывают потребность в восприятии инструментальной классической музыки.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Фортепиано, аудиозапись музыки, ромашка с названиями средств музыкальной выразительности : ритм, темп, регистр, тембр, динамика; музыкальные инструменты - треугольники, бубенцы, маракасы, бубны; экран и проектор с обучающим видео; цветочки на руку, костюм Феи.
9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты) На занятиях слушали звучание различных инструментов. Учились высказываться о характере их звучания. Учились высказываться о характере музыки Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского и узнавать звучание инструментов. Выучили песню «Солнечные зайчики» муз. Пикулевой, сл. Попляновой. Разучили танец рук с цветами на песню Мирей Матье «Французская песня».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации). Показ письма.
1.2 Мотивация деятельности детей Чтение письма от Феи.
1.3 Целеполагание. Вопрос детям – «Ну что, дети, поможем Фее? Отыщем ее друзей?» 3 мин
III. Основная часть:
3.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Определить, как изменяется характер музыки в результате изменений средств музыкальной выразительности (регистра и динамики).Исполнение ритмического рисунка вступления песни на шумовых инструментах и пение песни «Солнечные зайчики» муз. Попляновой, сл. Пикулевой.
3.2 Самостоятельная деятельность детей. Просмотр обучающего видео с инструментами симфонического оркестра, выполняют задания; игра «Повторюшки», двигаются в заданном темпе, узнают звучание инструментов симфонического оркестра, выполняют танцевальные движения руками под музыку.
IV. Заключительная часть.
4.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Игра «Угадай, какой инструмент звучит» - прослушивание Вальса цветов (слушают, дети отвечают на вопрос «Правильно определен инструмент?» 2 мин
V. Дальнейшая разработка темы.
5.1 В подготовительной группе планируется дальнейшее изучение темы «Инструменты симфонического оркестра» на примере музыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» с расширением понятийного аппарата.
5. 2 Список литературы:
1. Радынова О. П. Музыкальные шедевры :–М. :ТЦ Сфера, 2010
2. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. – М., 1976
Ход занятия.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Муз. рук. Ребята, мне сегодня пришло странное письмо. Давайте прочитаем его.
Дорогие ребята! Я попала в страну Грусти и Печали. Это меня так огорчило, что я забыла свое имя. Отыщите моих друзей и помогите мне вспомнить имя. Жду вашей помощи!
Фея.
Муз. рук. Ну, ребята, поможем Фее? А что нужно для этого сделать?
Дети. Отыскать ее друзей и вспомнить имя.
Муз. рук. Молодцы! Давайте посмотрим, что у нас есть в зале. Может быть, что-то услышим или увидим.
Дети осматривают зал. Музыкальный руководитель в это время простукивает деревянными кубиками ритмический рисунок.
Муз. рук. Ребята, а что вы сейчас услышали?
Дети. Ритм, ритмический рисунок.
Муз. рук. Правильно. А где мы можем услышать ритм?
Дети. В музыке, стуке сердца, в дыхании, в ходьбе.
Муз. рук. Верно. Ритм есть везде, он окружает нас: и в биении сердца, и в шуме волн, набегающих на берег, и в смене времен года, и в пении птиц.
А на чем можно исполнить ритмический рисунок?
Дети. Прохлопать, потопать, постучать, сыграть на шумовых инструментах.
Муз. рук. Отлично! Кажется, у меня есть инструменты (ищет и находит поднос с шумовыми инструментами). А что мы на них исполним?
Дети. Поиграем, споем песню.
Муз. рук. Я хочу с вами поиграть в «Повторюшки». Выбираем солиста, который будет задавать ритм, а остальные должны будут его повторить.
1. Игра «Повторюшки».
Муз. рук. Молодцы, справились. А сейчас подумайте, где еще можно использовать шумовые инструменты.
Дети. Спеть песню и сыграть на них.
Муз. рук. А какую песню?
Дети. «Солнечные зайчики».
Муз. рук. Согласна!
2. Песня «Солнечные зайчики»
После исполнения песни музыкальный руководитель достает табличку с надписью «РИТМ» и прикрепляет ее к ромашке.
Муз. рук. Вот мы и отыскали с вами первого друга нашей Феи – ритм. Предлагаю отправиться дальше. Двигайтесь по залу в соответствии со звучанием музыки.
Музыкальный руководитель играет Марш С. Прокофьева в разном темпе. Дети двигаются соответственно то быстрее, то медленнее.
Муз. рук. Ребята, а как вы сейчас двигались? Что менялось?
Дети. То быстро, то медленно.
Муз. рук. Значит, менялось что?
Дети. Скорость музыки, ее темп.
Муз. рук. А как от этого менялся характер музыки?
Дети. Она звучала, как будто человек устал, идет медленно, вразвалочку, а потом бодро, активно.
Муз. рук. Верно! Молодцы, ребята. Я думаю, что мы встретили друга нашей Феи – это темп.
Музыкальный руководитель ставит лепесток с надписью в ромашку.
Муз. рук. А сейчас присаживайтесь на стулья.
Дети рассаживаются на стулья у рояля, и музыкальный руководитель исполняет на фортепиано знакомую детям пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского в низком регистре.
Муз. рук. Ребята, что это за музыка, вы узнали?
Дети. Да, это «Марш деревянных солдатиков».
Муз. рук. Хорошо, вы узнали пьесу. А было что-то необычное в звучании?
Дети. Да, она звучала низко.
Муз. рук. Правильно, она звучала в низком регистре. А как это изменило характер музыки?
Дети. Она стала тяжелой, солдатики перестали быть игрушечными, маленькими. Теперь солдатики больше похожи на настоящих солдат.
Муз. рук. Верно. А сейчас послушайте еще раз пьесу и скажите что изменилось.
Музыкальный руководитель исполняет пьесу в высоком регистре.
Дети. А сейчас она звучала очень легко, солдатики стали совсем маленькими.
Муз. рук. Молодцы! Теперь мы точно знаем, что низкий регистр делает звучание музыки тяжеловатым, грубоватым, с его помощью можно изобразить большое животное или сильного человека, а высокий регистр композитор использует для изображения чего-то маленького, легкого, воздушного. И я думаю, что это еще один друг нашей Феи – регистр.
Прикрепляет лепесток с надписью РЕГИСТР к ромашке.
Муз. рук. Ну что, отправляемся дальше?
Муз. рук. Сейчас я буду играть, вы двигайтесь и слушайте, что меняется в звучании на этот раз.
Музыкальный руководитель играет то же марш в разной динамике –f и p.
Муз. рук. Что менялось?
Дети. Громкость звучания.
Муз. рук. Верно, менялась динамика. А как это изменило характер музыки?
Дети. Как будто кто-то идет близко, смело, а потом далеко, или крадется, затаился.
Муз. рук. Молодцы. Я думаю, что это еще один друг нашей Феи – динамика (прикрепляет лепесток с надписью к ромашке).
Муз. рук. Ребята, а сейчас давайте посмотрим кино, может быть там будут какие то подсказки?
Дети смотрят обучающее видео про симфонический оркестр, затем выполняют задания, предложенные в нем – называют инструмент и как называется человек, который на нем играет.
Муз. рук. Ребята, вы выполнили все задания. А теперь, посмотрите, что я нашла!
Музыкальный руководитель с воспитателем раздают детям карточки с изображениями музыкальных инструментов. Дети встают полукругом.
Муз. рук. Ответьте мне на вопрос: чем инструменты отличаются друг от друга?
Дети. Голосом, видом, способом игры на нем.
Муз. рук. Верно, у каждого голоса свое особое звучание и оно называется?
Дети. Тембр.
Муз. рук. Правильно, у каждого музыкального инструмента, у каждого человека есть свой тембр голоса, который нам помогает его узнать. Давайте поиграем. Для начала вспомним, что инструменты симфонического оркестра делятся на группы. Какие?
Дети. Духовые, ударные, струнные.
Муз. рук. Верно. У вас в руках карточки с изображениями инструментов, разделитесь, пожалуйста, по группам.
Муз. рук. Хорошо. А теперь я попрошу вас рассказать немного об инструменте, который изображен на вашей картинке.
Дети рассказывают, к какой группе относится инструмент и почему, дают краткую характеристику звучания инструмента.
Муз. рук. Молодцы! А сейчас, я думаю, пришло время услышать звучание инструментов и узнать их по тембру.
3. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик П. И. Чайковского.
Дети поднимают карточку с изображением инструмента, который звучит – арфа, скрипки, валторны и т. д.
Муз. рук. Ребята, вы большие молодцы. Я думаю, что последний лепесток на ромашке должен быть с надписью ТЕМБР. Это еще один друг нашей Феи. Посмотрите, ромашка готова. Давайте прочитаем, что получилось.
Дети с воспитателем читают надписи: тембр, динамика, регистр, темп, ритм.
Муз. рук. Подумайте, где мы встречаем все эти понятия и тогда мы отгадаем имя Феи!
Дети. В музыке!
Муз. рук. Действительно, мы встречаем это в музыке, и, наверное, нашу фею зовут ФЕЯ?
Дети. Музыки!
Звучит волшебная музыка, выходит Фея – взрослый, в руках у него корзинка с цветами на резиночках для танца рук.
Фея Музыки. Здравствуйте, ребята! Вы спасли меня от грусти, помогли мне вспомнить свое волшебное имя. Развеселили и порадовали меня. Спасибо вам!
МУЗЫКА
Послушай, музыка вокруг :
Она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов —
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!
. Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы вам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
М. Ивенсен.
Фея Музыки. Ребята, я хочу подарить вам частичку моей души – красивую мелодию! Под нее можно исполнить танец с цветами!
Раздает детям цветы на руки и они исполняют танец рук под музыку.
4. Танец рук –песня Мирей Матье «Французская песня»
Фея музыки. Это было чудесно! Я вижу, что вы любите музыку и желаю, чтобы она всегда была с вами рядом. До новых встреч, друзья!
Фея Музыки уходит.
Муз. рук. Наше приключение подошло к концу. Что вам запомнилось, ребята?
Дети отвечают на вопрос. Музыкальный руководитель прощается с ними, дети прощаются с гостями и уходят в группу.