Анастасия Сергеевна Храмкина
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе
Звуки «С» - «Ц»
Программное содержание:
1. Закрепить правильное произношение звуков С-Ц.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе, Звуки „С“ — „Ц“» размещена в разделах
2. Развивать умение дифференцировать эти звуки : различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками С-Ц.
3. Воспитывать умение слышать ударное слово в рифмовке.
4. Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
Материал и оборудование: 3 одноцветных пирамидки, 1 двухцветная, фишки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся-
Славно сегодня звенится - поётся.
Ребята, какой одинаковый звук слышится в этой скороговорке.
Дети: звук «С».
Воспитатель: Правильно, звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С». Давайте мы с вами тоже попробуем накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С». Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз.
Кто услышал ещё один повторяющийся звук? Какой?
Дети: звук «Ц»
Воспитатель: верно. Звук «Ц» похож на то, как девочка просит детей не шуметь, пока спит мама: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.) Попробуем?
Дети: «Ц-ц-ц-ц»
Воспитатель: предлагаю поиграть. Если вы услышите звук «С», делайте руками движения, изображая работу насоса (показывает). А если услышите звук «Ц», то приложите указательный палец к губам (показывает).
Затем воспитатель произносит то один звук, то другой, прикрывая губы листком бумаги. Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют, только детьми, сидящими за первыми столами и т. д.
Воспитатель: эти звуки встречаются во многих словах. Покажите-ка, какой звук слышится в слове солнышко, цыплёнок, сом, оконце, цапля, ослик, цирк, огурец.
Затем дети сами называют слова сначала с одним звуком, потом с другим звуком. За каждый правильный ответ даётся фишка.
Воспитатель: послушайте стихотворение
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Всё уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица.
Над цветком пчела кружится.
Понравилось вам это стихотворение? Послушайте его ещё раз. (читает ещё раз). Помогите мне рассказать начало (первые две строчки)
Педагог ставит на свой стол 3 одинаковые одноцветные пирамидки.
Воспитатель: в этом отрывке есть три слова со звуком «С». (читает начало стихотворения ещё раз).
Дети: солнце, встало, поднялось.
Воспитатель вручает им пирамидки.
Воспитатель: В каком из этих слов есть оба звука – и «С» и «Ц».
Дети: солнце.
За правильный ответ даётся двухцветная пирамидка.
Воспитатель читает последние строчки стихотворения.
Воспитатель: назовите в этих строчках слова со звуком «Ц»
Дети: птица, цветком. Воспитатель: получите в награду фишки. А сейчас попробуйте определить во фразе ударные слова (читает строки, меняя логическое ударение)
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Всё уснувшее проснулось.
Дети называют ударные слова (подчёркнуты в тексте).
Физкультминутка :
Птице-синице на месте не сидится: (машут руками как крыльями)
Скачет по веткам, напьётся водицы - (прыжки на двух ногах, наклоны туловища вперёд)
Вот непоседа птица-синица. (машут руками как крыльями)
Воспитатель: Жили-были три цыплё нка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып. Я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы будете называть имена цыплят в таком же темпе, потом скажу ещё быстрее и совсем быстро.
(Упражнение повторяется дважды)
Воспитатель: а теперь проведём соревнование «Чей ряд победит?». Я буду говорить жили-были три цыплёнка в разном темпе, а вы так же быстро или медленно называть имена цыплят, но не все вместе, а по рядам – тот ряд, на который покажу.
А сейчас будут соревноваться между собой девочки и мальчики. Вы должны придумать как можно больше слов, похожих на слова хоккеист, футболист.
(Дети по очереди называют слова, за правильный ответ даётся фишка)
Воспитатель: скажите, какие звуки мы сегодня учились различать? Посчитайте фишки, у кого их всех больше, тот сегодня лучше всех работал на занятии, старался. Молодцы.