Татьяна Пенкина
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений «Зайчик в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
3-4 года
Тип: итоговое
Вид: игра-путешествие
Тема: «Зайчик в гостях у ребят»
Цель: выявить знания и умения детей по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
Задачи:
Темочки:
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Образовательные: закрепить знания детей о количестве предметов «один-много», о размерах предметов по величине – «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий», умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и составлять картинку из этих фигур, различать части суток (утро, день, вечер, ночь, определять «вверх-вниз», «слева-справа».
Развивающие: развивать воображение, память, внимание, речь, игровую деятельность, мыслительные операции, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать любознательность, умение слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней.
Предварительная работа : отгадывание загадок, заучивание и повторение физкультминуток, повторение подвижных игр, проигрывание игр на закрепление цвета, геометрических фигур, ориентировка в пространстве.
Словарная работа: активизировать в речи слова: один, много, большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий
Индивидуальная работа: помощь детям, испытывающим затруднения
Оборудование: Доска, мольберт.
Материалы :
Демонстративный: игрушка – зайчик, 2 дорожки (длинная, короткая) иллюстрации с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь, цветы (5 штук, бабочки (5 штук, иллюстрация медведя из геометрических фигур, 2 ручейка (широкий и узкий)
Раздаточный: цветы (5 штук, бабочки (5 штук) геометрические фигуры (для каждого).
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Игровой
Приемы:
Беседа, загадывание загадок
Рассматривание картинок.
Самостоятельная работа, действия с карточками.
Итог, релаксация.
Форма работы : подгрупповая, индивидуальная.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,1,2,3
А теперь пойдем налево,1,2,3
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Голову поднимем вверх,
А затем-опустим вниз.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, к нам пришел ещё один гость, но сначала отгадайте загадку:
Трусливый, маленький зверёк
Хвостик беленький пушок,
Домик – кустик, да лужайка,
Ну конечно это …
Дети: Зайчик
Воспитатель: Правильно, это – зайка!
Воспитатель: Наверное, зайчик пришел к нам не просто так, у него что-то случилось, я спрошу у него.
Воспитатель: зайчик говорит, что пришел он из леса. А в лесу оказывается тоже есть «Детский сад для зверят», где они все учатся. Но им задали очень сложные задания, с которыми они не могут справиться, и прислали к нам зайца за помощью. А вот и те самые задания в корзинке у зайца.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашим лесным зверятам справиться с заданиями?
Дети: да
Воспитатель: А, чтобы быстрее добраться до леса нам нужно выбрать короткую дорожку.
Дидактическая игра «Длинный-короткий»
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать какая дорожка короткая?
Дети: сравнить
- Каким способом мы сравним?
Дети: наложение, приложение
- Каким цветом короткая дорожка?
Дети: желтая
Воспитатель: Молодцы ребята, вставайте за мной и пойдем по короткой дорожке.
Воспитатель: Вот мы с вами оказались на лесной полянке.
Первое задание. На лесной полянке выросли цветы. Посмотрите, какие они красивые. Сколько их? (много). Вот прилетели бабочки. Давайте посадим их по одной на каждый цветок такого же цвета.
Воспитатель: Посмотрите на столе у вас лежат карточки. Ребята покажите на карточке верхнюю полоску, а теперь покажите нижнюю полоску.
Разложите на верхнюю полоску слева на право бабочек, а на нижнюю цветочки.
Воспитатель: Сколько бабочек?
Дети: много
Воспитатель: Чего больше бабочек или цветков? Почему?
Дети: цветков, не хватает бабочки
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы бабочек и цветков стало поровну?
Дети: добавить бабочку, убрать цветок.
Воспитатель: Вот летит ещё одна бабочка. Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветков?
Дети: Поровну
Воспитатель: Правильно, их поровну!
Молодцы ребята вы хорошо справились!
Второе задание:
Воспитатель: сначала нужно отгадать загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Воспитатель: Кто это?
Дети: медведь
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какой он необычный!
Воспитатель: Из какой геометрической фигуры у медведя туловище?
Дети: квадрат
Воспитатель: голова?
Дети: круг
Воспитатель: что еще у него из кругов?
Дети: уши, нос
Воспитатель: лапы?
Дети: из треугольника
Воспитатель: Правильно, теперь сами из таких же геометрических фигур составьте медведя.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А теперь немного отдохнём.
Физ. минутка:
Мишка шёл, шёл, шёл,
Землянику нашёл,
Он присел,
Землянику съел,
Потом поднялся
И опять собрался.
Воспитатель: Молодцы!
Третье задание:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что-то здесь лежит!
Дети: Ручейки!
Воспитатель: Давайте сравним их
- Каким способом сравним?
Воспитатель: А теперь через них перешагнем! Мальчики перешагнут через широкий ручеек, а девочки через узкий ручеек.
Воспитатель: Вадим, через какой ты ручеек перешагнул?
Вадим: через широкий
Воспитатель: Катя, а ты через какой ручеек перешагнула?
Катя: через узкий
Воспитатель: Хорошо, молодцы!
Четвертое задание:
Воспитатель: Посмотрите, это же ёлки. Ребята, они одинаковые? Давайте их сравним.
- Олег у тебя одинаковые елки? Каким способом ты сравнил?
Олег: Нет, одна ёлочка высокая, а другая низкая.
Воспитатель: Мальчики покажут высокую елку, а девочки – низкую. Молодцы!
Дети: показывают елки
Воспитатель: Ребята, зайчик говорит, что ему домой пора возвращаться, а то скоро ночь наступит, ему спать пора.
Воспитатель: Правильно зайчик говорит?
Дети: нет
Воспитатель: Вот послушай-ка, дети тебя научат.
- Посмотрите на эту картинку:
1. Солнышко просыпается, и дети в садик с мамой идут. Когда это бывает?
Дети: утром
2. А на этой картинке солнышко давно уже проснулось. Дети играют, гуляют, обедают. Когда это бывает?
Дети: днём
3. А вот на этой картинке солнышко устало, засыпает. И за детьми мамы, папы приходят, и вы идёте домой.
Дети: вечером
4. А на этой картинке уже все спят, и дети ложатся в свои кроватки и закрывают глазки.
Дети: ночью
-ночью что вы делаете?
Дети: спим
Воспитатель: Зайчик говорит, что хочет с нами поиграть. Попрыгать захотел. Давайте прыгнем вверх, вперед, назад. Молодцы!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, говорит зайчик, вы ему очень помогли, он много узнал, но ему пора возвращаться и выручать своих друзей.
Он приготовил вам подарки – раскраски с животными. Давайте скажем ему до свидания!
Воспитатель: Сейчас возьмемся за руки, закроем глазки. Раз-два-три в садик все вернись! Вот мы с вами вернулись в нашу группу.
III. Итог
Воспитатель: Какие задания мы помогли решить зайчику?
Дети: разложить бабочек на цветочки, выложить мишку из фигур, сравнить елки.
-Ребята вы молодцы. Давайте похвалим себя! (каждый ребенок сам себя гладит по груди).
- А теперь поблагодарим и попрощаемся с нашими гостями!
Самоанализ
Непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
На тему: «Зайчик в гостях у ребят»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» ответы на вопросы, «Социально-коммуникативное» работа в парах, «Физическое развитие» физкультминутка, «познавательное развитие» математические задания.
Содержание НОД:
Этапы;
хронометраж
Реализуемые задачи Виды детской деятельности Формируемые целевые ориентиры
(ФГОС ДО)
1. Организационный
(1 мин.)
Настроить воспитанников на общение. Создать положительную, эмоциональную атмосферу в группе. Коммуникативная
Двигательная Обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе
2. Мотивацион ный
(1 мин.)
Активизировать мотивацию на предстоящую совместную игровую деятельность. Активизировать интерес к занятию. Игровая
Коммуникативная
Двигательная Активно взаимодействует со взрослыми. Проявляет готовность прийти на помощь.
3. Основной
(7 мин.)
- закрепить умение воспитанников отличать понятия «много» и «один», использовать в речи;
- продолжать учить различать предметы по размерам и обозначать их словами высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий; Игровая
Коммуникативная
Двигательная - различают понятия «много» и «один», используют в речи;
- различают предметы по размерам и обозначают их словами высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;
4. Закрепление
(5 мин.)
- закреплять умение воспитанников различать и правильно называть геометрические фигуры и подбирать по заданному признаку.
- развивать внимание, память, мышление, активный словарный запас;
- развивать моторику пальцев рук. Коммуникативная - знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
5. Заключитель
ный. Рефлексия
(1 мин.) Выявить интересы и трудности, с которыми воспитанники столкнулись Коммуникативная Умеет выражать свою позицию, может выражать свои мысли и желания.
Тема непрерывной образовательной деятельности, задачи соответствовали возрасту детей, требованиям, реализуемым в ДОУ образовательной программы. Структура нод выдержана в соответствии с требованиями построения занятия. Продолжительность нод 15 минут. Условия проведения нод, оборудование, демонстрационный материал соответствовал методическим требованиям и нормам СанПиН. При проведении занятия я использовала интегративный подход при организации педагогического процесса. От детей требовалась оптимальная познавательная активность во всех видах детской деятельности. Я старалась учитывать умственную, физическую эмоциональную нагрузку детей. Последовательно представлены этапы, которые логически взаимосвязаны. Старалась целесообразно распределить время по этапам занятия :
В вводной части занятия, чтобы заинтересовать детей я использовала сюрпризный момент (к детям пришел зайчик с просьбой от лесных жителей, использовала загадки, для того, чтобы узнать кто пришел к нам с просьбой, если дети затруднялись ответить задавала наводящие вопросы, тем самым решая задачи образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Используя упражнение, решала задачи образовательных областей «Речевое развитие» и «Физическое развитие», это способствовало формированию речедвигательных функций, развитию произносительной стороны речи.
В ходе реализации основного этапа занятия осуществляла индивидуально-дифференцированный подход к детям. На протяжении всего занятия старалась следить за речью детей, добивалась полных и точных ответов. В основной части была поставлена проблемная ситуация, тем самым мы решали задачи образовательной области «Познавательное развитие» (закрепляли цвета, геометрическую фигуру-круг, квадрат, треугольник; закрепляли знания о свойствах предметов «широкий-узкий». Организуя общение с детьми активизировала и обогащала их словарь– решала задачу образовательной области «Речевое развитие». В течение всего занятия я задействовала все пространство групповой комнаты, тем самым организовав свободное перемещение детей. Двигательная активность детей удовлетворена посредством использования физкультминуток и сменой деятельности детей. Используя подвижную игру решала задачи образовательной области «Физическое развитие»
На занятии использовала как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Старалась создать психологический комфорт для каждого ребенка.
В ходе занятия мною использовался комплексный подход, включающий в себя методы и приемы:
Словесный метод (беседа, вопросы)
Игровая мотивация (сюрпризный момент)
Метод похвалы
Игры
Загадывание загадок
Физкультминутки
Все используемые мною приемы соответствуют возрасту и развитию детей. Игра и физкультминутка подобраны в соответствии с темой занятия.
В заключительной части предложила детям рассказать понравилось ли им, что видели, с кем встретились.
Таким образом, подводя итог занятия, могу сказать, что программные задачи детьми усвоены полностью. Общий уровень подготовки детей, качество усвоенного материала соответствует программным требованиям.