щетинкина марина анатольевна
Конспект итогового музыкального занятия для детей подготовительной группы «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового музыкального занятия
для детей подготовительной группы
«В мире музыки»
Щетинкина М. А
Публикация «Конспект итогового музыкального занятия для детей подготовительной группы „В мире музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формирование основ музыкальной культуры дошкольников, развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов искусств.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей в многоголосной музыке слышать разные музыкальные инструменты;
• закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре; группы музыкальных инструментов;
• способствовать умению слышать и узнавать звучание разных инструментов;
Развивающие:
• развивать ритмический слух, внимание, мышление, речь, познавательный интерес к музыкальным занятиям, творческую активность детей; развивать поэтический слух.
• развивать артистические способности, умения выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение;
Воспитательные задачи:
• воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, интерес к искусству; желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
Оборудование:
• детские музыкальные инструменты : треугольник, дудочки, бубен, шумовые инструменты, колокольчики, кастаньеты;
• дирижёрская палочка (указка);
• кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, бутылочки пластмассовые);
• карточки с изображением инструментов;
• медали;
• музыкальный центр;
• фортепиано;
• проектор, ноутбук, экран.
Аудиозаписи:
• П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (видеофрагмент симфонического оркестра); пьеса Г. Свиридова "Колдун", «;
• запись русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде»
Ход занятия
Музыкальный руководитель :
Музыкальное приветствие
Ребята, мне очень приятно видеть вас. Давайте поприветствуем друг друга.
.
Коммуникативная игра «зашагали ножки!»
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. В ходе путешествия мы будем выполнять задания. За каждое выполненное задание вы получите букву, а из полученных букв должно получится слово - название музыкального инструмента симфонического оркестра. Вы готовы?
И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Чтоб страну музыкальных инструментов нам найти
По извилистой дорожке
Предлагаю вам пройти.
1 задание
Звенит колокольчик
Динамическое упражнение "По дорожке"
1. По дорожке, по дорожке (подскоки на правой ноге)
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. (Выравнивание осанки) -2раза
Замечательный народ!
2. По тропинке побежим, (легкий бег на носочках)
До полянки добежим.
На полянке, на полянке (прыжки на месте)
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись, (руки вверх, потягиваются) - 2 раза
Всем улыбнулись.
Мы с вами добрались до музыкальной страны. (На экране заставка музыкальной страны, города).
садятся на стульчики.
Открывается первая буква слова «к»
М. Р.
Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь… (Дети слушают тишину) Что вы услышали?
Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.
Музыка всюду живет – только прислушаться надо.
Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!
Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада
Чуткая музыка всюду живет – только прислушаться надо.
М. Р. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?
(ответы детей)
Жизнь была бы скучной, беззвучной, грустной….
М. Р. Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей.
А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! Например, звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды
2 задание
(Звенит колокольчик) - Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать музыкальное произведение в исполнении оркестра - видеофрагмент. Вы послушайте и определите это музыкальное произведение и композитора.
(Слушание произведения, небольшая беседа)
М. Р. Назовите название произведения. В исполнении какого оркестра прозвучало произведение?
Симфонический оркестр самый большой из всех разновидностей оркестров.
1. Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?
(струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные)
2. Почему ударные инструменты называют «ударными? Назовите, какие ударные инструменты вы знаете.
3. Почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите их.
Открывается вторая буква «л»
М. Р. Молодцы, ребята. (Звенит колокольчик)
3 задание
Наш колокольчик вновь звенит и предлагает вам поиграть
Музыкальная – дидактическая игра " назови лищний
Открывается буква «а»
4 задание
М. Р. Приготовьтесь слушать музыку внимательно. Голос какого инструмента прозвучит – карточку с изображением именно этого инструмента вы поднимете вверх.
Игра «Угадай звук»
(Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов и показывают карточку) звук арфы, скрипки, трубы, барабана, фортепиано, флейты.
Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей)
Чтобы так играть на этих музыкальных инструментах, надо много лет учиться.
Открывается буква «р»
М. р. Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах (достаю из музыкального сундучка инструменты.)
5 задание
(Снова звенит колокольчик).
- Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах.
Оркестр " два бубна" Шварца
Открывается буква «н»
6 задание
М. Р. Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами.
Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «Дирижер и оркестр»
Игра «Дирижер и оркестр»
Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах.
Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дирижер вместе с ними.
С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – становится дирижером.
дети играют в игру 2 раза (сначала дирижёр педагог, потом кто-то из детей)
Открывается буква «е»
Звучит музыка Г. Свиридова, в зале появляется Колдун.
Колдун: Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?
Я - злой колдун, хожу я всюду, везде колдую, дую, дую.
Что, на занятие собрались? Причесались, заплелись?
М. Р. : Да, Колдун, у нас тут музыкальное занятие. И мы как раз с ребятами собирались в игру интересную поиграть. Поиграешь с нами?
Колдун: С удовольствием!
Проводится подвижная речевая игра «Колдун»
Правила игры: дети идут по кругу, говорят тихо слова:
Ты колдун, нос крючком, голова горшком
Ты колдун нас не пугай, лучше с нами поиграй!
Дети убегают.
Колдун: Ну и что это вы, ножками затопали, ручками захлопали.
Расшумелись, раззвенелись,
Расплясались и распелись.
(Грозно) Занятие проводить не дам!
Я музыку не выношу! Колокольчик и все ваши инструменты отниму!
(Забирает колокольчик, короб с инструментами и убегает)
М. Р. Что же нам делать? Колдун унес наши инструменты. На чем же мы будем играть?. Я кажется, придумала. Помните, в начале занятия я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты.
Сейчас я вам расскажу об этом сказку.
Сказка «Чей голос лучше».
(На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т. д.) Музыкальный руководитель подходит к столику, снимает покрывало и начинает рассказывать.
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
-И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.
(Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла.
(Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т. д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел. (Шуршание пакета)
-Разве это музыка? – Закричали бутылочки из по йогурта. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели…. (Бутылочки с крупой)
-А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!- И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса!
Не верите, ребята? Хотите сами попробовать? давайте мы сыграем на этих интересных инструментах. .
7 задание
Кухонный оркестр
«Во саду ли, в огороде»
Во время звучания оркестра сразу забегает Колдун и говорит:
Что слышу я? Опять играют!
И снова музыка звучит…
Пляшет вместе с детьми
Ну, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела.
Колокольчиком владей скорей… (Отдает колокольчик музыкальному руководителю.)
Пусть музыка придет скорей! (Звенит колокольчик)
Открывается буква «т». Читаем слово «кларнет»
М. Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в коллектив музыкантов и подарить вам вот такие сладкие медали на память о сегодняшнем путешествии. А ты, Колдун, приходи к нам чаще на музыкальные занятия и тоже научишься играть на музыкальных инструментах. Давайте подарим нашему гостю диск, чтобы он учился играть на музыкальных инструментах.
Колдун уходит.
М. р: Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (звенит колокольчик) Давайте мы покружимся вот мы с вами и дома
Я предлагаю подвести итог нашего занятия и украсить Волшебное дерево, музыкальными нотками, смотрите, они будут разноцветные:
Желтые нотки обозначают: «Мне понравилось наше путешествие, было интересно и легко».
Фиолетовые нотки обозначают: «Мне было интересно, но трудно».
Черные нотки обозначают: «Мне было скучно и неинтересно».
(Приглашаю всех детей и гостей выбрать и развесить понравившиеся нотки).
Релаксация — «Украсим музыкальное дерево цветными нотками». (Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик
Вы теперь немало знаете о симфоническом оркестре и инструментах. И я верю - вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. И будете ходить в музыкальную школу, чтобы научиться играть уже на настоящих музыкальных инструментах. И я вам желаю больших успехов в этом!
До свидания! До новых встреч!