Сержантова Надежда Ивановна
Конспект итогового занятия с йотированными буквами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика дисграфий.
Задачи: формировать фонематическое восприятие, учить различать по акустическим и артикуляционным признакам разницу звучания А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, соотносить звуки с буквами, предупреждать оптическую, аграмматическую дисграфию, дисграфию, обусловленную нарушением языкового анализа и синтеза, формировать навыки чтения.
Оборудование: слоговые таблицы, модели звуков по Акименко В. М., карточки с изображением букв, картинки, кукла, рабочие тетради.
Ход занятия.
Логопед:
Публикация «Конспект итогового занятия с йотированными буквами» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Дорогие дети, я рада вас всех видеть. Мы сегодня будем с вами повторять йотированные буквы.
Я показываю вам модели звуков (Приложение 1, а вы показываете мне соответствующую букву.
Дети выполняют задание.
А теперь я показываю вам буквы, а вы говорите какие звуки живут в этих буквах.
Я Е Е Ю.
Дети выполняют.
Работа в тетрадях: письмо букв по заданию. Написать букву Я между буквами Е и Ё. Теперь напишите букву, в которой живут два звука Й У.
Дети, как вы думаете, какая буква здесь лишняя.
В случае затруднения, Логопед помогает детям наводящими вопросами (направление букв, буква Я может быть словом).
Дети, какую работу выполняют йотированные буквы?
Дети отвечают:
• обозначают мягкость предшествующего согласного (кроме Ш, Ж, Ц);
• обозначают звуки А О У Э после согласных;
• обозначают два звука в начале слова под ударением: Ящик, Юрта, Ехал, Ёлка. Если йотированные после гласных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков: красная, твоё, поют, нужное, семья, бельё, подъезд, объём (Приложение 2)
Выполнение звукового анализа со словом «юркий».
Логопед: Назвать по порядку все звуки этого слова.
Дети называют.
Логопед: Графически обозначьте эти звуки в тетрадях.
Дети выполняют.
Логопед: Дети, назовите гласные в этом слове.
Как мы определим сколько слогов в этом слове?
Дети отвечают и определяют.
Дети в тетрадях выделяют слоги графически.
Логопед: Выделите ударный гласный.
Поставьте на него ударение.
Дети выполняют.
Логопед: Что обозначает слово «яркий»? Что может быть ярким?
Дети отвечают.
Логопед: Дети, напечатайте слово «яркий».
Дети напечатали.
Логопед: Дети, сколько букв и сколько звуков в этом слове?
Дети, замените в слове "яркий" звук А на звук У.
Какое слово получится? Что обозначает это слово?
Дети отвечают. Логопед показывает куклу, которую назвали вместе с детьми «Её Величество Грамота». Дети, какие мы знаем правила «Её Величества Грамоты» о йотированных буквах?
Дети говорят:
После Я,А не пишется, после Ё, О не пишется. после Е Э не пишется, после Ю, У не пишется.
Логопед: Ребята, я показываю вам картинки и задаю вопросы, вы составляете словосочетания, чётко проговариваете, выделяете голосом окончания.
Логопед:Чья голова?
Дети: Голова лисьЯ, голова волчьЯ ….
Логопед: Чьё чутьё?
Дети: ВолчьЕ чутьё, собачьЕ чутьё ….
Логопед: Вижу чью лапу?
Дети: Вижу заячьЮ лапу, вижу медвежьЮ лапу. Назвать последние звуки в словах: кошачья, кошачье, кошачью?
Дети называют.
Физминутка.
Логопед: Сейчас мы будем читать с вами слоги с комментированием (Приложение 3).
МА, НА. Слышим гласный А и пишем букву А потому что М, Н - твёрдые звуки.
МЯ, НЯ. Слышим А пишем Я, Потому, что МЬ, НЬ - мягкие звуки.
ПО, бО. Слышим О и пишем О. Потому что П, Б. - твёрдые звуки.
ПЁ, БЁ. Слышим О, а пишем Ё потому что, ПЬ, БЬ - мягкие звуки.
ТУ, ДУ. Слышим У и пишем У. Потому что Т, Д - твёрдые звуки.
ТЮ, ДЮ. Слышим У, а пишем Ю, потому что ТЬ, ДЬ - мягкие звуки.
КЕ, ГЕ. Слышим Э, а пишем Е. Потому что КБ, ГЬ - мягкие звуки.
Логопед: Выделите второй слог в словах: козлята, телята. Объясните какую гласную напишите во втором слоге и почему.
Выделите второй слог в словах: утёнок, гусёнок. Объясните какую гласную напишите.
Танюша, Илюша. Выделите второй слог в словах. Объясните какую гласную напишите.
Лена, белка. Выделите первый слог в словах. Какую гласную пишем?
Логопед: Возьмите карточки со словами: Луба, Вана, Лоша, Гэна.
Логопед: Дети, пожалуйста, найдите и исправьте ошибки.
А теперь прочтите правильно эти слова.
Логопед: Дети запишем предложение: Лёня любит эклеры.
Повторим хором это предложение. Сколько слов в этом предложении?
С какой буквы пишется первое слово в предложении?
Что ставится в конце предложения?
Как пишутся слова в предложении?
Теперь самостоятельно напечатайте это предложение.
Ребята вы замечательно работали, молодцы, благодарю вас за работу.