Анна Ширкова
Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Детского санатория.
▼ Скачать + Заказать документы
Описание занятия по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях «Детского санатория - Реабилитационного центра «Детские Дюны» по теме: «Воздушный шарик» с использованием ЭОР.
Публикация «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Детского санатория,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
При подготовке к проведению занятия по исследовательской деятельности необходимостью провести 2-а вводных занятия-беседы по темам: «Что такое исследование» и «Как делать записи. Обучение навыкам пиктографического письма». К данным вводным занятиям разработаны презентации, которые помогают детям в наглядной и доступной форме овладеть предлагаемыми знаниями и умениями.
Занятие 1. «Что такое исследование».
Цели (первого вводного занятия) :
• формирование у дошкольников мотивации участия в работе по данной программе;
• создание в группе доброжелательной психологической атмосферы;
• знакомство с понятиями “наука”, “ученый”, “исследование”;
• корректировка детских представлений о содержании понятий “наука”, “ученый”, “исследование”.
Содержание занятия 1.
1. Просмотр презентации «Что такое исследование?»
Коллективное обсуждение вопросов:
– кто такие ученые-исследователи?
– что такое наука?
– что такое исследование?
– где и как человек проводит исследования?
– как люди используют результаты научных исследований?
– что такое научное открытие?
Далее сообщается детям, что на занятиях они будут учиться проводить исследования так, как это делают взрослые ученые
2. Знакомство с основными методами исследования.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?
Что ученые делают, чтобы получить информацию, узнать что-то новое?
В ходе коллективного обсуждения называются основные исследовательские методы :
Подумать самостоятельно.
Спросить у другого человека.
Посмотреть в книгах.
Посмотреть в Интернете.
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
Каждому методу соответствует определенная карточка с символическим изображением, которая выкладывается перед детьми по мере обсуждения и последующего названия метода – (набор карточек №1).
После того, как все методы названы, необходимо упорядочить и привести в определенную последовательность методы исследования. Для этого задать детям вопрос: “С чего нужно начать исследование? Что делать потом?” В процессе обсуждения важно подвести детей к мысли о том, что сначала надо подумать самостоятельно.
Набор карточек может быть дополнен в зависимости от количества методов, которые предполагается использовать.
3. Полученная информация обобщается.
Материал: Набор карточек №1.
Занятие 2. «Как делать записи. Обучение навыкам пиктографического письма».
Цели (второго вводного занятия) :
развитие гибкости мышления при работе с образной информацией;
развитие умения работать с метафорой;
формирование умения структурировать материал.
Содержание занятия 2.
Проведение исследовательской работы предполагает фиксацию как промежуточных, так и конечных результатов исследования. Учитывая то обстоятельство, что дошкольники в основном не владеют навыками письменной речи, необходимо обучить их альтернативным способам фиксации информации. Одним из возможных способов является пиктографическое письмо.
Использование ЭОР в образовательном процессе: Показ презентации «Что такое пиктограмма?»
1. Я сообщила детям: чтобы материалы, собранные исследователем, не забылись и не потерялись, исследователь их обычно записывает. Записи можно делать с использованием значков. Такие записи называют пиктограммами. Пиктограммами люди научились пользоваться гораздо раньше, чем изобрели буквы.
2. Прочитала сказку Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”. Или просмотр мультфильма “Как было написано первое письмо” (в рамках просмотра презентации).
3. Задание для детей: “Напишите письмо в картинках”. Затем детям предложила поменяться письмами и догадаться, о чем идет речь в полученном письме.
Материал: Презентация «Что такое пиктограмма?», текст сказки Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”, бумага небольшого формата, карандаши.
Занятие 3. Тренировочное исследование по теме : «Воздушный шарик»
Цели и задачи :
• Развитие творческих способностей ребёнка
• Приобретение ребёнком опыта самостоятельной, творческой, исследовательской работы.
• Получение новых знаний и умений, составляющих целый спектр психических новообразований.
Содержание занятия.
1. Выбор темы исследования. Детям предлагаются карточки с различными изображениями – темами будущих исследований (Карточки №2).
При выборе темы руководствуюсь правилами:
Тема должна быть интересна детям.
Предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.
Лучше начать исследование с изучения реального предмета, взаимодействие с которым возможно в условиях помещения, в котором проводятся занятия.
В качестве объекта исследования в данном случае являлись воздушные шарики, находящиеся в игровой комнате. Выбор был сделан при помощи считалочки, с которым дети охотно согласились. Лишние карточки убираю.
2. Выбрала энергичного, активного ребёнка с хорошо развитой речью, который помогал проводить исследование, фиксировать полученные результаты (выполнять рисунки – пиктограммы) и выступал с итоговым докладом.
Моей помощницей охотно согласилась стать Ника С. (6,5 лет).
3. Напомнила детям методы исследования, выделенные на первом занятии. Уже на вводном занятии я предложила детям пользоваться созданной мной папкой исследователя. (Для тренировочного занятия используется папка более крупного размера, чем для проведения самостоятельных занятий).
4. Сбор информации.
Вся информация полученная в ходе всего исследования пиктографически записывается и вкладывается в соответственный кармашек папки.
«Подумать самостоятельно», дети приходят к выводу, что воздушные шарики бывают разные – отличаются цветом, формой, размером (называют цвета, формы, размер шариков). Воздушный шарик-атрибут праздника, ими украшают место праздника, их дарят на день рождение. Воздушный шарик это игрушка, им можно весело играть одному и с друзьями.
«Спросить у другого человека». Детям была предоставлена возможность задать вопросы о шарике воспитателю подготовительной группы - Кристине Викторовне. Она рассказала детям о том, что когда она была маленькой, воздушный шарик был редкостью, в магазинах они продавались не всегда. Она показала детям весёлые упражнения с шариком, которые укрепляют организм ребёнка, развивают быстроту реакции, координацию движений. Кристина Викторовна так же сообщила, что при надувании шарика разрабатываются лёгкие человека. Но надувать можно только свой шарик (соблюдать правила гигиены).Данный этап занятия явился так – же физкультминуткой.
«Посмотреть в книгах». Я прочитала детям статью: «История воздушных шаров» из которой дети узнали, что первые воздушные шарики были сделаны в древнем Риме из животного материала (кишки и желудки животных) ими украшали храмы. Первые каучуковые шары были сделаны Майклом Фарадеем профессором Королевского Университета в Лондоне в 1824 г. для опытов с водородом, а не для красоты. Такие шары становились прозрачными и приобретали подъёмную силу. В наше время шарики различной формы наполняют газом - гелием и они поднимаются в воздух. Данный факт получил яркую эмоциональную окраску, т. к. дети вспомнили, что им дарили такие шарики, и они им очень нравились. Вулканизированные шары как игрушка были впервые произведены в Лондоне в 1847г.
Детям были предложены справочники – энциклопедии, содержащие иллюстрации и информативные текст из которых дети узнали о воздушном шаре, как первом летательном аппарате, так же узнали о принципе полёта космической ракеты – реактивное движение. Узнали о давлении воздуха – надувая шарик насосом, шарик увеличивается в объёме потому что насос создаёт внутри его давление, которое превышает давление воздуха с наружи.
«Посмотреть в Интернете». Детям была предоставлена подборка информации полученная из Интернета об интересных и забавных фактах связанных с воздушными шарами :
- шар усиливает звук (используют на концертах)
-на 600-х шариках наполненных газом гелием англичанин Иэн Эшпоул поднялся на высоту 3,350 м. Спустился на землю с помощью парашюта.
- в Нью – Йорке 500 детей собрались в парке с шариками, а затем все шарики лопнули одновременно.
-китаец надул шарик ухом.
А так же мы посмотрели фотографии декоративных композиций из воздушных шаров которые детям очень понравились.
«Наблюдение и эксперимент». В ходе наблюдения и экспериментов было установлено, что шарик имеет гладкую поверхность. Он сделан из вещества (латекса, которое очень эластичное, оно растягивается (шарик можно надуть немного и он будет маленького размера, а можно надуть до более большого размера, но если надувать долго, то латекс разорвётся – шар лопнет. Объём воздуха превысил максимальный размер шарика). Резина непрочная, её легко повредить, проткнуть чем-то острым. Шарик легкий, если на него даже легко дунуть, то он улетает. Шарик не тонет в воде (он лёгкий). Шарик усиливает звук (принцип вибрации). Если шарик положить в холод (холодильник, вынести на мороз) он уменьшится в размере, сожмётся – газ при охлаждении сжимается. Если надутый, но не завязанный, шарик отпустить, то он с силой полетит вверх (принцип реактивного движения). Необходимые разъяснения к полученным результатам опытов я давала сама, после того как дети выдвигали свои гипотезы. Этот этап занятия занял большую часть времени. Дети настолько увлеклись экспериментами, предлагали всё новые и новые, что не спешили перейти к следующему этапу. Так как знания полученные в ходе наблюдения и экспериментирования получены исключительно самостоятельно, они являются истинно ценными для формирования ребёнка, как творческой личности я не пыталась переключить внимание детей на следующий этап работы.
5. Обобщение полученных данных.
На этом этапе занятия я помогла детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи (занимательные факты являются второстепенными и о них следует говорить в конце своего доклада).
6. Доклад.
Ника выполняющая роль помощника воспитателя надев шапочку учёного и мантию – накидку выступила с сообщением в котором она рассказала о том, что же она узнала в ходе своего исследования о воздушном шарике. Выступая перед детьми она пользовалась своими пиктографическими записками. После завершения доклада дети задавали Нике вопросы, дополняли её выступление.
7. В заключении я подвела итог занятия, повторив основные этапы исследовательской деятельности, и в качестве сюрприза, подарила всем детям воздушный шарик, о котором они теперь так много знают!
Материал:
Карточки с темами исследований (1).
Карточки с изображением методов исследования (2).
Папка юного исследователя(3).
Детские энциклопедии, «Энциклопедия малыша»
Ноутбук.
Воздушные шары различного размера, цвета, формы.
Насос, верёвочки, таз с водой, иголка (используется исключительно в присутствии взрослого).
Маленькие листочки бумаги, цветные карандаши.
Шапочка учёного, мантия – накидка.