Папки-передвижки

Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста

Атаханова Альфия
Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП

"Юные учёные»

для старшего дошкольного возраста.

Цели: формирование умения сравнивать предметы по величине приемом наложения, приложения и измерение предмета с помощью условной мерки (ленты).

Задачи:

Образовательные:

— Формировать умение детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине (ширине, высоте и длине);

Публикация «Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП „Юные учёные“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

— Формировать умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;

— Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

— Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

— Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

— Развивать умение измерять массу предмета

— Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Воспитательные:

— Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

— Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

— Словесные: вопросы, художественное слово.

— Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.

— Практические: физ. минутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория.

Индивидуальная работа: вызвать желание у детей отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Бажова “Каменный цветок”, «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»; рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Материалы и оборудование:

Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, гвоздик, монетка, стаканы с водой, мел, лимон, канат, украшения из камней, конфеты “Морские камушки”.

Ход занятия

– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа; под цифрой 3 конверт с разрезными картинками).

– Может, её кто-то потерял? А кто же это мог быть? (оглядывается).

– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

(Воспитатель помещает карту на мольберт)

– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).

– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).

– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)

– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)

- Давайте на ощупь попытаемся определить содержимое этой шкатулки?

– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

– Что это? (камни)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький — другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Для чего нужны камни? (ответы детей)

— Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

— Возьмите каждый по одному камешку.

— Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.

—Я думаю, вы не очень много о них знаете.

— Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупы).

— Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

— Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

— Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

— А вы хотите сегодня побыть учёными?

— Ну тогда я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

(Дети идут по канату на полу).

— Вот, мы с вами в лаборатории. Займите места за столами.

— Сегодня мы исследуем свойства камней.

— Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать.

— Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: чтобы слушать.

— Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни.

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Как вы определили, что этот камень самый большой? (На глаз)

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Можно ли проверить что первый камень больше второго? Каким образом?

— Методом наложения. Верно. Какой результат получился?

— Первый камень больше второго.

— Каким еще образом можно проверить?

— Методом приложения. Отлично! Какой результат получился при таком методе?

—Результат тот же, первый камень больше второго.

— А как еще можно узнать размер камней?

— Молодцы, конечно, можно измерить лентой.

— Но как это сделать? (Ответы детей)

— Охватываем камень лентой вокруг, отмечаем соприкосновение начала ленты и разрезаем ленту. Второй камень измеряем таким же образом.

—Что же у нас получилось? (При измерении второго камня осталась лишняя длина ленты.)

— Как вы думаете, почему?

— Какой вывод можно сделать?

— Да, верно, первый камень больше второго, следовательно второй камень меньше первого.

— Итак, все ли камни одинакового размера? (нет)

— Все ли камни одинаковые по цвету? (нет)

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру. Сравнить величину можно разными способами. (наложением, приложением и измерение лентой, охватывая камень вокруг)

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

— Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение массы.

Дети, как вы думаете, можно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый?

Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым

А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так?

Затрудняются ответить

Давайте проверим. Как мы можем это сделать?

Взять в руки

Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.

Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?

Плотный будет тяжелее

Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)

Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.

Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял, на доске следы оставил”

— О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

— Найдите среди камней мел и покажите его мне.

— Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

— Возьмите монетку и проведите по мелу. Остался след? Значит мел какой-мягкий.

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

— А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: значит, камни бывают и мягкие, твердые и прочные.

Опыт № 4. Определение температуры.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

— Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

— Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

— Как можно согреть холодный камень?

—Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

— Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха.)

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.

— Уважаемые ученные приглашаю вас немного отдохнуть и поиграть в игру «Гора». (Проводится физкультминутка “Гора”)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)

— А сейчас я предлагаю продолжить работу, пройдите в лабораторию:

Опыт № 6. Камни издают звуки.

— Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

— Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, дорогие учёные, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Посмотрите на свои камушки.

— Что интересного вы увидели?

— Ребята, давайте посмотрим на карту, какое следующее задание?

(На карте нарисован конверт)

— Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)

— Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)

(Собирают портрет хозяйки медной горы).

Появляется хозяйка медной горы.

— Здравствуйте, ребята. Я вижу, вы собрали мой портрет, а вот и я Хозяйка медной горы. Вам знакома сказка про меня? Как она называется? («Каменный цветок»). Вижу вы, побывали в моей лаборатории? Что же вы тут делали? (проводили опыты с камнями). Что же вы узнали?

— Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают простые и драгоценные. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я принесла вам посмотреть украшения из камней. Не правда ли, очень красиво!

— Для того, чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я покажу вам этот фильм.

— Скажите, что нового вы узнали сегодня?

— Я довольна вами, вы такие молодцы, так много узнали о камнях.

— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Публикации по теме:

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи»Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи» В нашей группе "Теремок" (вторая группа раннего возраста) был реализован краткосрочный проект "Юные исследователи". Целью проекта являлось.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: сформировать представление детей о магните и компасе. Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 19:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Атаханова Альфия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД