Атаханова Альфия
Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП
"Юные учёные»
для старшего дошкольного возраста.
Цели: формирование умения сравнивать предметы по величине приемом наложения, приложения и измерение предмета с помощью условной мерки (ленты).
Задачи:
Образовательные:
— Формировать умение детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине (ширине, высоте и длине);
Публикация «Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП „Юные учёные“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
— Формировать умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;
— Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
— Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
— Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
— Развивать умение измерять массу предмета
— Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)
Воспитательные:
— Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
— Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
— Словесные: вопросы, художественное слово.
— Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
— Практические: физ. минутка, исследование предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория.
Индивидуальная работа: вызвать желание у детей отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Бажова “Каменный цветок”, «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»; рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)
Материалы и оборудование:
Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, гвоздик, монетка, стаканы с водой, мел, лимон, канат, украшения из камней, конфеты “Морские камушки”.
Ход занятия
– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).
– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).
(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа; под цифрой 3 конверт с разрезными картинками).
– Может, её кто-то потерял? А кто же это мог быть? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).
(Воспитатель помещает карту на мольберт)
– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).
– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).
– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)
– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)
- Давайте на ощупь попытаемся определить содержимое этой шкатулки?
– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)
– Что это? (камни)
Не просто так шкатулка здесь,
И в том есть один секрет:
В шкатулке этой камни есть,
Что излучают свет!
Один, как мамины глаза,
Прозрачно- голубой;
Как виноградная лоза,
Зелёненький — другой.
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз!
Я предлагаю, детки, их
Вам рассмотреть сейчас.
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
— Для чего нужны камни? (ответы детей)
— Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).
— Возьмите каждый по одному камешку.
— Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.
—Я думаю, вы не очень много о них знаете.
— Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупы).
— Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
— Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
— Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)
— А вы хотите сегодня побыть учёными?
— Ну тогда я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.
(Дети идут по канату на полу).
— Вот, мы с вами в лаборатории. Займите места за столами.
— Сегодня мы исследуем свойства камней.
— Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать.
— Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?
Дети: чтобы смотреть.
Воспитатель: Пальчики?
Дети: чтобы трогать, щупать.
Воспитатель: Уши?
Дети: чтобы слушать.
— Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни.
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Как вы определили, что этот камень самый большой? (На глаз)
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Можно ли проверить что первый камень больше второго? Каким образом?
— Методом наложения. Верно. Какой результат получился?
— Первый камень больше второго.
— Каким еще образом можно проверить?
— Методом приложения. Отлично! Какой результат получился при таком методе?
—Результат тот же, первый камень больше второго.
— А как еще можно узнать размер камней?
— Молодцы, конечно, можно измерить лентой.
— Но как это сделать? (Ответы детей)
— Охватываем камень лентой вокруг, отмечаем соприкосновение начала ленты и разрезаем ленту. Второй камень измеряем таким же образом.
—Что же у нас получилось? (При измерении второго камня осталась лишняя длина ленты.)
— Как вы думаете, почему?
— Какой вывод можно сделать?
— Да, верно, первый камень больше второго, следовательно второй камень меньше первого.
— Итак, все ли камни одинакового размера? (нет)
— Все ли камни одинаковые по цвету? (нет)
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру. Сравнить величину можно разными способами. (наложением, приложением и измерение лентой, охватывая камень вокруг)
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
Опыт № 3. Определение массы.
Дети, как вы думаете, можно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый?
Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым
А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так?
Затрудняются ответить
Давайте проверим. Как мы можем это сделать?
Взять в руки
Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.
Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?
Плотный будет тяжелее
Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)
Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.
Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
“Белый камушек растаял, на доске следы оставил”
— О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.
— Найдите среди камней мел и покажите его мне.
— Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
— Возьмите монетку и проведите по мелу. Остался след? Значит мел какой-мягкий.
— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).
— А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.
— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?
Вывод: значит, камни бывают и мягкие, твердые и прочные.
Опыт № 4. Определение температуры.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
— Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
— Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Вывод: камни имеют разную температуру.
— Как можно согреть холодный камень?
—Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Опыт № 5. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
— Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.
— Уважаемые ученные приглашаю вас немного отдохнуть и поиграть в игру «Гора». (Проводится физкультминутка “Гора”)
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)
— А сейчас я предлагаю продолжить работу, пройдите в лабораторию:
Опыт № 6. Камни издают звуки.
— Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
— Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
— А сейчас, дорогие учёные, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки.
Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— Посмотрите на свои камушки.
— Что интересного вы увидели?
— Ребята, давайте посмотрим на карту, какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт)
— Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)
— Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)
(Собирают портрет хозяйки медной горы).
Появляется хозяйка медной горы.
— Здравствуйте, ребята. Я вижу, вы собрали мой портрет, а вот и я Хозяйка медной горы. Вам знакома сказка про меня? Как она называется? («Каменный цветок»). Вижу вы, побывали в моей лаборатории? Что же вы тут делали? (проводили опыты с камнями). Что же вы узнали?
— Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают простые и драгоценные. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я принесла вам посмотреть украшения из камней. Не правда ли, очень красиво!
— Для того, чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я покажу вам этот фильм.
— Скажите, что нового вы узнали сегодня?
— Я довольна вами, вы такие молодцы, так много узнали о камнях.
— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.