Альфия Юсупова
Конспект интегрированной ООД по развитию речи для детей подготовительной группы «Лесной доктор»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы «Лесной доктор»
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированной ООД по развитию речи для детей подготовительной группы „Лесной доктор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закреплять и обогащать знания детей о дятле (особенностях жизни, поведения);
- упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему;
- учить создавать образ птицы, используя нетрадиционные техники рисования (рисование губкой, ватными палочками);
- формировать умение детей рассуждать, логически мыслить;
- активизировать словарь детей - «лесной доктор», «санитар леса», «пёстрый», «расщелина», «долбить», «барабанит»;
- развивать правильное звукопроизношение.
Развивающие :
- развивать память, внимание, мышление, творческие способности;
- развивать зрительное и пространственное восприятие;
- создать условия для эмоционального и интеллектуального развития;
- развивать изобразительные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать старательность, аккуратность, организованность, самостоятельность.
Материал к занятиям:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением зимующих птиц, иллюстрации с изображением дятла, презентация «Лесной доктор», аудиозапись звуков леса и стука дятла, образец рисунка дятла, выполненный в нетрадиционной технике.
Раздаточный: трафарет дятла, лист бумаги, 3 губки, ватные палочки, гуашь черная, красная, белая, синяя, баночка с водой, кисточка.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций, слушание аудиозаписи звука дятла, беседа, рассказ воспитателя о дятлах, физкультминутка, дидактическая игра «Скажи одним словом», составление синквейна, разучивание скороговорки, продуктивная деятельность детей., итог занятия.
Предварительная работа: чтение произведений о зимующих птицах, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А, кто особо нуждаются в нашей помощи зимой?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, каких птиц вы видите на картинках.
Снегирь, дятел, синица, ворона, голубь, воробей.
Как одним словом их назвать?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Послушайте аудиозапись и скажите какую из этих птиц вы услышите?
Прослушивание аудиозаписи стука дятла.
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Почему, его сразу можно узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете ещё об этой птице?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня вы ещё больше узнаете об этой необычной птице.
Рассказ сопровождается просмотром презентации.
Воспитатель: Дятлы бывают разные: черный, зеленый, пестрый. Но больше всего встречаются пестрые дятлы. Как вы думаете, почему их так назвали?
Дети: Крылья и хвост имеют пёструю чёрно - белую окраску, на голове красное пятнышко, как шапка.
Воспитатель: Где живут дятлы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Да, живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и редко спускаются на землю. Как вы думаете, почему дятлы не падают с дерева?
Дети: У них сильные лапки и острые когти.
Воспитатель: А ещё они упираются в ствол дерева сильным хвостом.
Чем питаются дятлы?
Дети: Насекомыми.
Воспитатель: Правильно, дятлы питаются насекомыми, их личинками, гусеницами, также едят орехи, ягоды, семена.
Где они находят насекомых?
Дети: Под корой дерева
Воспитатель: Как им удаётся достать насекомых?
Дети: При помощи острого, крепкого клюва.
Воспитатель: Совершенно, верно. У дятла не только мощный крепкий клюв, но и узкий длинный язык.
Дятел ползёт по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Если дерево здорово, нет под корой никаких насекомых, он на другое перелетает. Если больное, дятел сядет поудобнее, отведёт голову назад, а потом, как «забарабанит» по стволу. Запустит в выдолбленное отверстие свой длинный язык и достанет насекомое. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от насекомых не менее ста деревьев. Поэтому, дятел – не только очень красивая птица, но и трудолюбивая, умная, полезная. Не зря её в народе, как называют?
Дети: Лесной доктор.
Воспитатель: А ещё «санитар леса.», «лесной лекарь». Повторите, ребята.
Воспитатель: Ребята, а скажите, чем питается дятел зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Зимой дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Возьмёт в клюв шишку, вставит её в расщелину дерева и выклёвывает семена.
Воспитатель: Как вы думаете, где дятел устраивает себе гнездо?
Дети: В дупле дерева.
Воспитатель: А в каком дереве дятлу легче выдолбить дупло – старом или молодом?
Дети: Старом, так как у него мягкая древесина.
Воспитатель: Правильно. Вход в дупло дятел делает узким, чтобы не залетали туда ветер и снег, а дно устилает опилками. Не зря делает дятел гнездо уютным и тёплым, ведь весной там вылупляются птенцы.
Воспитатель: А другие птицы могут сделать дупло?
Дети: Нет, потому что только у дятла такой крепкий, мощный клюв.
Воспитатель: Но он помогает другим птицам., так как каждый год делает для себя новое гнездо, а старые дупла могут стать домом для других лесных птиц. Видите, какая полезная птица – дятел.
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратиться в птиц.
Физкультминутка
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в волюшку,
Свежей водички попили,
Перышки красивые помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?
Дети: Да.
Игра «Скажи одним словом»
Воспитатель: Если у снегиря красная грудка, он какой?
Дети: Красногрудый
Воспитатель: У синицы желтая грудка, она какая?
Дети: Желтогрудая
Воспитатель: У дятла красная голова, он какой?
Дети: Красноголовый
Воспитатель: У вороны длинный хвост, она какая?
Дети: Длиннохвостая
Воспитатель: У сороки белые бока, она какая?
Дети: Белобокая
Воспитатель: вороны черные крылья, поэтому ее называют…
Дети: Чернокрылой.
Воспитатель: У дятла длинный клюв, поэтому его называют…
Дети: Длинноклювым.
Воспитатель: Молодцы. А вы любите составлять синквейны?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, про кого мы будем составлять сегодня синквейн.
Дети: Про дятла.
Воспитатель: Но, сначала вспомним, какие «слова – признаки» мы можем использовать при составление синквейна про дятла. Какой он?
Дети: Длиннохвостый, длинноклювый, пёстрый, нарядный, трудолюбивый, умный, зимующий.
Воспитатель: А, какие «слова – действия» можете назвать. Что умеет делать дятел?
Дети: Доставать, искать, стучать, барабанить, выклёвывать, лечить, летать, цепляться.
Дети по желанию составляют синквейны.
Примерный синквейн.
Дятел.
Пёстрый, длинноклювый.
Барабанит, лечит, перелетает.
Дятел уничтожает вредных насекомых.
Лекарь.
Воспитатель: Ребята, а какие скороговорки про птиц вы знаете?
Дети: Дятел дуб долбил - долбил, да недодолбил.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке
Скворцы и синицы - веселые птицы.
Воспитатель: Сегодня мы ещё выучим одну скороговорку - Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.
Дети учат скороговорку.
Воспитатель: Ребята, а что бы стало с лесом, если бы исчезли все дятлы?
Дети: Лес бы погиб.
Воспитатель: Чтобы в лесу стало ещё больше дятлов и лес процветал, предлагаю их нарисовать, но только необычным способом, а при помощи трафарета, губок, ватных палочек. Внимательно смотрите, в каком порядке мы будем выполнять работу.
Кладём трафарет на лист бумаги. Берем сухую губку, опускаем в красную гуашь и примакиваем губкой лист бумаги через трафарет, где голова птицы и «подхвостье». Тем же способом рисуем крылья, клюв, хвост, только используя чёрную гуашь. Белой гуашью рисуем животик у птички, а таже наносим небольшие пятна на хвост и крыло. Снимаем трафарет с листа. Ватной палочкой рисуем глаз, лапки, дерево. И в завершение - тонируем рисунок: в воду добавляем немного синей гуаши, размешиваем и наносим на рисунок мягкой кисточкой, не касаясь птички.
Дети приступают к практической деятельности, педагог оказывает индивидуальную помощь.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили?
Дети: О дятле.
Воспитатель: Что ещё мы делали?
Дети: Составляли синквейн про дятла, выучили скороговорку, играли, рисовали нетрадиционным способом.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось, как вы работали, а благодаря дятлам, которых вы со старанием нарисовали, в лесу будет ещё больше здоровых деревьев.