светлана зайцева
Конспект интегрированной квест-игры с использованием технологии синквейн для детей с ТНР «Заполярная зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной
организованной образовательной деятельности квест - игры
с использованием технологии синквейн для детей старшей группы
с тяжёлыми нарушениями речи «Заполярная зима»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Цель: Развитие связной речи, обобщение знаний по теме «Зима» у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, используя технологию синквейн, учитывая региональный компонент. Развитие познавательной активности и социально-коммуникативных навыков.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Интеграция познавательных областей:
- речевое развитие.
- познавательное развитие.
- физическое развитие.
- художественно-эстетическое развитие.
- социально – коммуникативное развитие.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Обогащать и активировать речь по теме «Зима».
2. Обобщать представление о характерных признаках зимы, месяцах, учитывая региональные особенности.
3. Продолжать учить строить простое предложение с опорой на модель.
4. Продолжать учить распространять предложение путём введения определения и однородных членов.
5. Продолжать учить планировать речевое высказывание.
6. Продолжать учить навыкам речевого общения, речевой коммуникации.
7. Продолжать учить создавать образ природного явления (северное сияние) из цветных полосок.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать связную и диалогическую речь, используя технологию составления синквейна.
2. Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
3. Развивать мелкую и общую моторику; согласование речи с движением.
4. Развивать навыки аппликации.
5. Развивать осознанное эмоционально - положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
6. Развивать социально – значимые навыки поведения регуляции своего поведения,
социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач.
7. Развивать положительные интересы, любознательность к окружающему миру, фантазию, креативность.
8. Активизировать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление).
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать устойчивые положительные взаимоотношения между дошкольниками.
2. Воспитывать уважительное, бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.
3. Воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, аккуратность.
Методы и приемы:
• Наглядные (презентация, дидактическая игра в карточках, модели (существительного, прилагательного, глагола, модель-ёлочка синквейна, модель целого и частей в виде снежинки).
• Словесные (рассказ воспитателя, беседа, вопрос-ответ, монолог, пояснение, объяснение, дополнение, составление предложений детьми, загадка, вопросы поискового характера).
• Игровые (сюрпризные моменты, игровой самомассаж, коммуникативная игра, дидактическая игра).
• Практические (игровые действия в дидактической игре, аппликация, действия с массажными мячиками, составление синквейна).
Технологии :
• Интеграция образовательных областей.
• Образовательный квест.
• Информационно-коммуникативная.
• Игровая (игровой самомассаж, дидактическая игра, коммуникативная игра).
• Здоровьесберегающая (самомассаж массажными мячиками).
• Личностно-ориентированная.
• Моделирование.
Словарная работа:
- Обогащение словаря (синквейн, электронное письмо, Полярная ночь).
- Словообразование (прилагательных от существительных – метельная, узорная) (глаголов от существительных и прилагательных – наряжает, морозит, кружит).
- Закрепить умение различать: слово-предмет, слово-признак, слово-действие; совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в предложении).
- Построение предложений.
- Наращивание и распространение предложения.
- Связное высказывание с использованием технологии синквейн.
Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, магнитная доска (с пятью поперечными линиями – строками для синквейна, магнитная доска с закреплённым на ней листом кальки (под ним закрепленная гирлянда) и закреплённым с обратной стороны синим листом ватмана с большой волнообразной прорезью, магнитные фишки, снежинка из белого картона, три части снежинки из синего картона для складывания, модели (слово-предмет, слово-признак, слово-действие, 11 треугольников для ёлочки – синквейн с условными обозначениями, два стола, клеёнки для клея, тряпочки и клей-карандаш по количеству детей и для воспитателя, нарезанные разноцветные полоски тонкой крепированной бумаги, мячи массажные, дидактическая игра «Выбери признаки зимы», коврики для сидения детей на полу, указка, звёзды по количеству детей для награждения.
Предварительная работа: ООД по теме «Зима», наблюдения на улице, настольно-печатные дидактические игры о зиме, словесные дидактические игры о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза», словообразование с помощью моделей, словесные дидактические игры по словообразованию, подбор прилагательных и глаголов по моделям, составление предложений по моделям, составление синквейнов «Снежинка», «Новый год», составление описательного рассказа о зиме, о Новом годе по мнемотаблице, составление рассказа – сравнения о зимних месяцах по моделям, беседа с детьми о приметах зимы, чтение стихов / А. Фет «Чудная картина», Соколов-Микитин «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер»/, отгадывание загадок о зиме, создание барельефа из пластилина «Снежинка резная», рисование «Зимний лес», аппликация «Снеговик».
Предполагаемый результат:
• Положительный психоэмоционального настрой детей к образовательной и познавательной деятельности.
• Обогащение и уточнение знаний и словаря по теме «Зима», учитывая региональный компонент.
• Закрепление навыков словообразования, построения и распространения предложений.
• Проявления коммуникабельности, доброжелательности, самостоятельности.
• Здоровьесбережение.
• Развитие связной речи.
Ход
Вводная часть:
Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг с воспитателем.
Здравствуйте, здравствуйте!
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте!
Руку дал другу друг.
День начнётся с теплоты,
С теплоты и доброты.
И гостей мы видеть рады.
Здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, я приготовила вам загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Слайд 2.
Правильно, зима. Сколько у зимы месяцев?
Слайд 3.
А как называется месяц зимы, который сейчас идёт? (Январь). Вы знаете, что в Мурманске зима имеет такое явление, которого нет в других местах. Что это за явление? (Полярная ночь).
Слайд 3.
12 января закончилась Полярная ночь и мы скоро увидим, как солнце появится на горизонте и день начнёт прибавляться – станет совсем светло.
На слайде 4. Звук электронного письма.
Мне на электронную почту пришло письмо. От кого же это?
Слайд 5. Звук метели.
Сама Полярная ночь написала. Прочитаем?
Слайд 6.
Я никогда не уйду.
Я буду закрывать солнце, сыпать снег, разбрасывать мороз.
Вы будете жить в темноте.
Может быть, осмелитесь победить меня?
Для этого надо выполнить мои трудные задания. Задания расскажут вам лучики снежинки, которую нужно собрать из отдельных частей. Если вы правильно будете выполнять задания, то сложите снежинку. И я, так и быть, уйду.
Полярная ночь.
Ребята, попробуем победить П. н.? Ведь ей пора уходить и мы не хотим мы жить всё время в темноте…
На слайде 6. Звук волшебства.
(Опускается снежинка белого фона, на ней один синий лучик. На лучике написано задание «Выберите признаки зимы»).
Слайд 7.
Дидактическая игра «Подбери признаки зимы»
Звук на слайде 7.
Какие вы молодцы!
Слайд 8.
Смотрите, мы на правильном пути. П. н. отступает, сердится, снег разбрасывает. А нам весело поиграть со снежинками.
Слайд 9. Звук на слайде 9.
Коммуникативная игра «Дружные снежинки».
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Поиграйте же вы с нами…
(Дети передвигаются по комнате под музыку)
Будем их ловить …руками.
(Нужно обняться с большим количеством друзей)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Поиграйте же вы с нами…
(Дети передвигаются по комнате под музыку)
Будем их ловить …плечами.
(Нужно прикоснуться плечами с большим количеством друзей)
Воспитатель находит следующий лучик под стульчиком.
Смотрите, ребята, я нашла лучик со следующим заданием. На лучике написано «Вот вам трудное задание. Составьте синквейн «Зима»».
Хорошо, что мы знаем, что такое синквейн. Расскажите гостям. (Это стихотворение из пяти строк).
(На магнитной доске проведены пять строк). Дети садятся на коврики перед доской.
Ну, если П. н. просит синквейн про зиму,
Слайд 10.
то на первой строке будет слово-предмет «Зима». (Выставляю модель – подсказку слово-предмет и треугольник со снежинкой).
На второй строке должны быть два слова-признака. (Выставляю модель – подсказку слово-признак).
Слайд 11.
Если зимой МЕТЕЛЬ, то зима какая? (Метельная)
(На магнитной доске на вторую строку ставлю треугольник –подсказку со снежинками).
Слайд 12.
Если зима рисует УЗОРЫ, то зима какая? (Узорная)
(На магнитной доске на вторую строку ставлю ещё треугольник –подсказку с узорами).
На третьей строке будут три слова – действия. Надо сказать: что зима делает? (На магнитной доске на третью строку ставлю третий треугольник –подсказку со спиралькой).
Слайд 13.
Если зимой вокруг всё нарядное, то зима что делает? (Наряжает).(На магнитной доске на третью строку ставлю треугольник –подсказку с рукой).
Слайд 14.
Если зимой морозы, то зима что делает? (Морозит)
(На магнитной доске на третью строку ставлю второй треугольник –подсказку с термометром).
Слайд 15.
Если зимой в метель снег летает крУгом, то зима что делает? (Кружит)
(На магнитной доске на третью строку ставлю третий треугольник –подсказку со спиралькой).
На четвёртой строке будет фраза из нескольких слов, где нужно сказать - как вы относитесь к зиме.
Слайд 16.
Мы все любим, что? (Зимние забавы)
(На магнитной доске на четвёртую строку ставлю четыре треугольника –подсказку с сердечками).
Как можно сказать о зимних забавах?
(Говорю по треугольникам «Очень люблю зимние забавы»).
На пятой строке будет слово или короткое выражение, с чем у вас зима вспоминается?
Слайд 17.
Для меня – новый год. А для вас? Может быть полярная ночь, деде мороз или нарядная ёлка. Что оставим?
(На магнитной доске на пятую строку ставлю треугольник –подсказку с выбранным детьми).
Кто расскажет стихотворение синквейн для П. н. ?
(Рассказ детей).
Какие вы молодцы! Лучик приложим, подошёл. Значит, мы всё правильно делаем.
Слайд 18. Звук на слайде 18.
Смотрите, П. н. ещё отступила, сердится, мороза напустила. Холодно, нужно погреться.
Слайд 19. Звук на слайде 19.
Самомассаж массажными мячиками.
Вы, ребята, станьте в круг…
(дети берут по массажному мячику, встают друг за другом)
Каждого согреет друг.
(массажируют мячом спину друг другу сверху вниз)
В Мурманске давно зима настала,
(массажируют мячом один бочок друг другу сверху вниз)
Ночь Полярную прислала.
(массажируют мячом другой бочок друг другу сверху вниз)
Не боимся мы тебя,
(массажируют мячом одно плечо друг другу)
Ведь прошла твоя пора.
(массажируют мячом другое плечо друг другу)
Ночь седая, уходи!
(катают мяч между своих ладоней)
Солнышку пора взойти…
Мы согрелись, закалились
(массажируют мячом одну голень себе)
Заодно оздоровились.
(массажируют мячом другую голень себе)
Смотрите, в коробочке для мячиков ещё один лучик с подсказкой «Я посылаю вам северное сияние. А вы должны тоже создать северное сияние»…
Слайд 20.
Какое трудное задание. П. н. надеется, что мы не справимся. Нужно обязательно выполнить её задание. Как же мы можем его создать? (Ответы детей)
Я предлагаю его наклеить на бумагу. Согласны?
Звук на слайде 20.
Коллективная художественная деятельность.
(Дети наклеивают на листе бумаги, прикреплённом к магнитной доске, разноцветные полоски наискосок. Сверху полоски закрываются ещё одним листом бумаги, с вырезанным изогнутым фоном в середине. Получается волнообразное сияние. За листом включается прикреплённая гирлянда – северное сияние сияет).
У нас получилось! Какую красоту вы создали…
Приложим лучик к снежинке. Сложилась снежинка!
Слайд 21. Звук на слайде 21.
Смотрите, П. н. совсем отступила. Мы справились! Вы, ребята такие молодцы! Теперь день точно будет прибавляться.
Слайд 22.
Даже солнышко показалось над горизонтом. Мы будем его видеть уже в конце января.
Звук электронного письма на слайде 22.
Слайд 23.
П. н. прислала ещё электронное письмо…
«Я не ожидала, что вы справитесь с моими заданиями. Вы самые умные и умелые дети. Прощаюсь с вами до следующего декабря и дарю на память свои волшебные снежинки, они помогут вам, когда будет трудно. До свидания! Полярная ночь».
П. н. ушла, выпустила солнце, но зима ещё будет продолжаться…
(У северного сияния находим звёзды. Раздаются детям).
Слайд 24. Включить звук.
Ну что ж, мы тоже с вами потрудились на славу, устали, попрощаемся с гостями.