Яна Иванова
Конспект интегрированной НОД «Волшебный воздух» в старшей группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:формирование целостного восприятия окружающего мира через систематизацию представлений детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- расширять представления о роли воздуха в жизни человека;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (невидим, прозрачный,бесцветный, движется);
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом;
- формировать умение строить речевые конструкции доказательного характера;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности и дружеские взаимоотношения.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); стаканы с водой, коктельные трубки (по количеству детей); воздушные шары разных цветов (по количеству детей);фонарик; ёмкость с водой и пустой стакан; кусочек резины и резиновый мячик; мультимедийное оборудование (фрагмент из мультфильма «Винни Пух и все, все, все» песенка «Я тучка, тучка, тучка»);трубочки для рисования, акварельныекраски, листы для рисования, кисточки (по количеству детей); мольберт или доска, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, рот, цвет).
Словарная работа:невидимый, прозрачный, бесцветный.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Владимировна! Здравствуй …. Я очень рада видеть вас. Подойдите ко мне поближе.
"Собрались все дети в круг. (Дети встают в круг)
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся"
Воспитатель: Как здорово вы улыбаетесь! У меня есть для вас сюрприз. Хотите его увидеть? Пройдите, присядьте на стулья, куда вам нравиться. Посмотрите на экран (фрагмент из мультфильма «Винни Пух и все, все, все»).
Воспитатель: Вы узнали этих героев?
Дети: Винни Пух и Пяточек.
Воспитатель: Правильно! Что же они делали?
Дети: надували шарик.
Дети: Мишка летал, собирал мед.
Воспитатель: Правильно! А как вы думаете, что же внутри шара?
Дети: воздух.
Воспитатель: Правильно! Воздух!
Воспитатель: для чего нам нужен воздух?
Дети: воздух это то, чем мы дышим. Для того, чтобы дышать.
Воспитатель: А где есть воздух? А рядом с нами есть воздух?
Дети: ответы детей (везде)
Воспитатель: Молодцы! Значит, он есть везде.
Воспитатель: А кто дышит воздухом?
Дети: люди, животные, птицы, растения, всё живое.
Воспитатель: Правильно, всему живому необходим воздух. А можно жить без воздуха?
Дети: ответы детей. Да! Нет!
Воспитатель: Давайте мы с вами это проверим. Сделайте глубокий вдох, задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд») Скажите, вам было легко не дышать?
Дети: трудно, тяжело.
Воспитатель: Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. А каким воздухом полезно дышать?
Дети: Чистым.
Воспитатель: А самый чистый воздух в горах и лесах. Поэтому полезно совершать прогулки по лесу и в горах. Для чего, как думаете?
Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым…
Воспитатель: А увидеть воздух можно?
Дети: ответы детей (нет)
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: Да воздух - невидимка, но он всегда вокруг нас. Чтобы воздух увидеть, его можно поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (дети проходят к столам).
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей) На столе у нас фонарик. Давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом. Почему?
Дети: Потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный?
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Хотите проверить.
Опыт 2. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Опыт 3.«Есть ли воздух в стаканчике?»
Воспитатель: У меня есть ёмкость с водой и пустой стакан.
Посмотрите, стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой).
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Опыт 4.«Чувствуем воздух»
Воспитатель:поднесите ладошку ко рту и подышите на нее. Что вы чувствуете?
Дети: воздух, тепло.
Воспитатель:Посмотрите, у меня есть веера, возьмите их. Помашите ими, что чувствуете?
Дети: воздух, холодок.
Воспитатель: значит внутри нас какой воздух?
Дети: теплый воздух.
Воспитатель: а от веера кокой был воздух?
Дети: холодный воздух.
Воспитатель: Вот мы и обнаружили воздух — почувствовали его. При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух?
Дети:При помощи веера, дули на ладошки.
Физкультминутка: Давайте мы с вами немного отдохнем. Подойдите ко мне поближе, станьте в круг.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Опыт 6. «Воздух можно услышать»
Воспитатель:Мы с вами надували воображаемые шарики воздухом. А хотите услышать воздух? Посмотрите, что у меня есть?
Дети: воздушный шарик.
Воспитатель: Сейчас я его надую, а теперь медленно попробую выпустить из него воздух. Что вы слышите?
Дети: звук, он пищит.
Воспитатель:Вот, оказывается, мы можем воздух услышать.
Опыт 7. «Раздуй каплю» (рисование воздухом кляксография)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать воздухом?
Дети: Да! Нет!
Воспитатель:Я предлагаю вам попробовать. Хотите? Пойдемте со мной (подходят к столу для рисования) Нам понадобятся трубочки и акварель. Посмотрите, сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе. Посмотрите, кисточкой капаем 2-3 капли в краску, с которой будем работать. Затем, кисточкой смешиваем краску и воду, капаем на лист краску, несколько капель и начинаем дуть в трубочку. Только не сверху, а сбоку, как бы толкая каплю вперед ( показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
Выполнение работы.
Воспитатель:как здорово у вас получается.
Воспитатель:Ребята, вам нравиться?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, Вы отлично справились! Какие красивые рисунки у вас получились!
Рефлексия: Воспитатель:Посмотрите, у меня есть картинки, они нам помогут вспомнить, какие же свойства имеет воздух (дети подводят итоги на занятии с картинками- модулями прикрепляют их к магнитной доске).
Дети: (прикрепляют картинки на магнитную доску, проговаривают свойства воздуха)
Воспитатель: Вы такие молодцы! У меня для вас есть сюрприз! (летят мыльные пузыри).
Воспитатель: Что это? А что у них внутри?
Дети: пузыри, воздух.
Воспитатель: Я хочу вам их подарить для игр в группе, а еще веера.