МААМ-картинки

Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа «В гостях у сказки»

Бубок Ольга
Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированной

непосредственно образовательной деятельности

по формированию связной речи и развитию лексико-грамматических категорий

при помощи карт Проппа

в старшей группе ОНР

«В гостях у сказки»

Бубок Ольга Владимировна

учитель- логопед

образование высшее профильное

пед. стаж-10 лет

вторая кв. категория

Цель:

Публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа „В гостях у сказки“» размещена в разделах

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. При пересказе использовать карты Проппа.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;

- совершенствовать умение пользоваться картами Проппа.

Развивающие :

- развивать связную речь;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать творчество и фантазию детей.

- формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)

- развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам;

- воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.

- развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ.

Оборудование и материалы:

Карты Проппа, сказочница, ширма – сказочный домик, книга Русских народных сказок, предметы из сказки, сундучок, письмо, клубок, стаканчики для дыхательной гимнастики,

Предварительная работа:

чтение детям русских народных, рассматривание иллюстраций к ним, беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа,

Ход НОД:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у меня на столе? Дети, что это?

Дети: Клубок

- Этот клубок не простой, а волшебный. Как вы думаете, откуда этот клубок?

Дети: Из сказки

- Из какой он может быть сказки?

Дети: Царевна-лягушка,

- Верно, баба Яга дала волшебный клубок Ивану-Царевичу, чтобы он отыскал Василису Премудрую. А что для этого нужно сделать?

Дети: Его нужно бросить и пойти за ним.

- Давайте посмотрим, куда этот клубок нас приведет? (бросаем клубок)

Логопед: В старых сказках он, как компас!

С ним никто не пропадет,

Бросишь сразу на тропинку,

И беги за ним вперед!

(дети заходят в зал за волшебным клубком и произносят слова)

Ты катись, катись клубок,

Через запад на восток

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки.

(подходят к избушке, ставни открываются, появляется сказочница)

Сказочница :

- Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!

Начинается-починается добрая сказка.

Растет она на вымысле.

Жнут ее шутками,

Провеивают прибаутками.

Продают за ласковое слово-сказочку!

Сказки старинные,

Не короткие, не длинные.

Про кошку, про ложку,

Про гусей-лебедей.

Про смышленых зверей…

Это присказка, а сказка –

А сказка будет впереди.

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это сказочница

- Кто такая сказочница?

Дети: Человек, который знает много сказок и рассказывает их детям.

- Что такое сказка?

Дети: Сказка – это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на самом деле.

- Какие части есть в любой сказке?

Дети: Зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка.

Логопед: Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите.

Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке ….

- С каких слов может начинаться сказка?

(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)

Зачин:

"Жили-…были",

"В некотором царстве….в некотором государстве",

- А какими словами может заканчиваться сказка?

Концовка:

"Жили они долго …. и счастливо"

"И стали они жить-поживать, …. да добра наживать",

"И я там был, мед, пиво пил…. да усы лишь обмочил".

«Вот и сказочки конец, …. а кто слушал молодец.

- Какое главное условие сказки? (там добро всегда побеждает зло)

Сказочница :

Сказки любят взрослые и дети.

Их читают всюду на планете.

Сказки уважают, обожают.

Ведь всегда добро в них побеждает.

Дети:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем вместе мы играть,

Будем дружно мы играть,

В сказку будем попадать,

Сказка, сказка, где же ты?

Ждём тебя, ты приходи!

Сказочница :

Ой, а где же моя книга? Пропала

Логопед: Дети, а кто же мог забрать книгу со сказками?

Дети: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Волк, Гуси-лебеди, Леший

- А кто нам может помочь найти книгу сказок?

Дети: Василиса Премудрая, Емеля, сестрица Аленушка, Иван-Царевич

- Ну что тогда? Отправляемся на поиски нашей книги сказок?

Дети: да

Воспитатель: А со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовё т:

— Весёлый — грустный,

— добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

-Старый — молодой,

-Сильный — слабый,

-Здоровый — больной,

-Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

Логопед: Молодцы! Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо 2 раза топнуть, 3 раза хлопнуть и произнести: «Раз, два, три сказка двери отвори».

(Включить фон «В гостях у сказки», появляется сундук)

Воспитатель: Что это?

Что за чудо- сундучок?

Не закрыт он на замок!

Мы посмотрим, что же тут?

Может, сказки в нем живут!

Логопед: В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.

Яйцо – Курочка Ряба

Яблоко – Гуси-лебеди

Лук и стрела – Царевна-лягушка

Рукавица – Рукавичка

Картинка Репа – Репка

Пирожок – Маша и медведь

Поломанный стульчик – Три медведя

- Вы молодцы! Справились. Отправляемся дальше.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Всё лето они веселились, играли,

А осень пришла, строить домики стали,

Два дома снёс волк — все укрылись в одном,

И дружно зажили в том доме втроём.

Дети: Три поросенка

- Верно. Что случилось с домиками ленивых Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа? Кто помнит?

Дети: Их сдул волк

- Давайте и мы попробуем дуть также сильно как волк. Что из этого получится….

Дыхательная гимнастика «Веселые стаканчики»

Логопед: Отправляемся дальше. Отгадайте загадку:

Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису.

Дети: Колобок

- Колобок хочет знать, как хорошо вы знаете сказки.

Игра «Выбери правильную картинку»

• В кого превратился братец Иванушка в русской народной сказке? (котенок, козленок, поросенок, щенок)

• Из чего сделал себе домик Наф-Наф в сказке «Три поросенка»? (трава, бревно, кирпич, дерево)

• В кого превратилась царевна в русской народной сказке? (лягушка, птичка, пчела, таракан)

• Из какой посуды угощала Лиса Журавля в русской народной сказке? (кувшин, тарелка, чашка, кастрюля)

• На чем путешествовал Емеля в сказке «По щучьему веленью» (печь, кораблик, лошадь, велосипед)

• Куда садится медведь, чтобы съесть пирожок в сказке «Машенька и медведь» (скамейка, табуретка, пенек, бревно)

- Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем – и снова в путь

Воспитатель: Физминутка «Колобок»

Колобок, колобок, теплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке (бег)

И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Логопед: А теперь давайте покажем как мы хорошо умеем рассказывать сказки. А для того, чтобы мы ничего из сказки не потеряли, у меня есть помощники. Ребята, что это?

Дети: Карты Проппа

Давайте назовем карты и вспомним, в каких сказках они встречаются?

1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство : в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…

3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антагонист). Убежала Маша с подружками…

10. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет

27. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…

Воспитатель: Теперь отгадайте загадку и мы узнаем какую сказку сегодня будем рассказывать :

Унесла его лиса

За далёкие леса.

Но придёт на помощь кот,

Своего дружка спасёт!

Открывай, лиса, мешок-

Ты свободен, петушок!

Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок

Дети: Сказка «Кот лиса и петух».

Чтение сказки «Кот и петух»

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

Логопед: Ребята, понравилась вам сказка про петушка? А вы хотели бы ее рассказать дома родителям?

Посмотрите какие карты у нас есть, они помогут нам рассказать сказку и ничего не забыть.

Выберете пожалуйста картинку, где говорится что кот и петух где-то жили.

Выберите картинку, которая напомнит, что был какой- то запрет.

Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет.

Какая картинка поможет нам рассказать, что появился другой герой и помог?

Давайте найдем картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героями, когда они вернулись домой.

Вот у нас получилось:

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.

— Петушок испугался, закричал: «»

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка.

Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Пересказ сказки «Кот, лиса и петух» по желанию

Итог НОД:

Воспитатель: А вот и наша книга сказок нашлась. Давайте вернем ее сказочнице и она нам расскажет еще очень много сказок.

(Сказочница дарит книгу детям)

Логопед: В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Воспитатель:Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Задача: Закрепление детьми знаний о русских народных сказках. Цели: Образовательная: познакомить детей со сказкой "Сестрица Аленушка.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» во второй младшей группе Цель занятия: вспомнить с детьми знакомые сказки, учить сопереживать героям сказок, находить выход из трудных ситуаций, проявлять интерес.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Образовательные задачи: - продолжать знакомить детей с русскими народными сказками; - обогащать и активизировать лексику слов; - закреплять.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

«В гостях у сказки». Конспект занятия в средней группе по развитию речи В гостях у сказки». Конспект занятия в средней группе по развитию речи Валерия Степаненко В гостях у сказки». Конспект занятия в средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа «В гостях у сказки»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 15:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа «В гостях у сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Бубок Ольга (УИ 1424100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД