Бубок Ольга
Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственно образовательной деятельности
по формированию связной речи и развитию лексико-грамматических категорий
при помощи карт Проппа
в старшей группе ОНР
«В гостях у сказки»
Бубок Ольга Владимировна
учитель- логопед
образование высшее профильное
пед. стаж-10 лет
вторая кв. категория
Цель:
Публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию связной речи при помощи карт Проппа „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. При пересказе использовать карты Проппа.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;
- совершенствовать умение пользоваться картами Проппа.
Развивающие :
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать творчество и фантазию детей.
- формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка)
- развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам;
- воспитывать умение дружно, согласованно работать в команде.
- развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ.
Оборудование и материалы:
Карты Проппа, сказочница, ширма – сказочный домик, книга Русских народных сказок, предметы из сказки, сундучок, письмо, клубок, стаканчики для дыхательной гимнастики,
Предварительная работа:
чтение детям русских народных, рассматривание иллюстраций к ним, беседа по содержанию, анализ сказок, как жанра литературы; знакомство с героями сказок, знакомство с картами Проппа,
Ход НОД:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у меня на столе? Дети, что это?
Дети: Клубок
- Этот клубок не простой, а волшебный. Как вы думаете, откуда этот клубок?
Дети: Из сказки
- Из какой он может быть сказки?
Дети: Царевна-лягушка,
- Верно, баба Яга дала волшебный клубок Ивану-Царевичу, чтобы он отыскал Василису Премудрую. А что для этого нужно сделать?
Дети: Его нужно бросить и пойти за ним.
- Давайте посмотрим, куда этот клубок нас приведет? (бросаем клубок)
Логопед: В старых сказках он, как компас!
С ним никто не пропадет,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперед!
(дети заходят в зал за волшебным клубком и произносят слова)
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток
Покажи нам все дорожки,
Где прошли бы наши ножки.
(подходят к избушке, ставни открываются, появляется сказочница)
Сказочница :
- Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!
Начинается-починается добрая сказка.
Растет она на вымысле.
Жнут ее шутками,
Провеивают прибаутками.
Продают за ласковое слово-сказочку!
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку,
Про гусей-лебедей.
Про смышленых зверей…
Это присказка, а сказка –
А сказка будет впереди.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Это сказочница
- Кто такая сказочница?
Дети: Человек, который знает много сказок и рассказывает их детям.
- Что такое сказка?
Дети: Сказка – это волшебство, чудо. Это то, чего не бывает на самом деле.
- Какие части есть в любой сказке?
Дети: Зачин, приключения героев, волшебные предметы, превращения и концовка.
Логопед: Я хочу проверить, так ли вы любите сказки, как говорите.
Предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение», я начну, а вы продолжайте по цепочке ….
- С каких слов может начинаться сказка?
(педагог начинает говорить, а дети заканчивают предложение)
Зачин:
"Жили-…были",
"В некотором царстве….в некотором государстве",
- А какими словами может заканчиваться сказка?
Концовка:
"Жили они долго …. и счастливо"
"И стали они жить-поживать, …. да добра наживать",
"И я там был, мед, пиво пил…. да усы лишь обмочил".
«Вот и сказочки конец, …. а кто слушал молодец.
- Какое главное условие сказки? (там добро всегда побеждает зло)
Сказочница :
Сказки любят взрослые и дети.
Их читают всюду на планете.
Сказки уважают, обожают.
Ведь всегда добро в них побеждает.
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе мы играть,
Будем дружно мы играть,
В сказку будем попадать,
Сказка, сказка, где же ты?
Ждём тебя, ты приходи!
Сказочница :
Ой, а где же моя книга? Пропала
Логопед: Дети, а кто же мог забрать книгу со сказками?
Дети: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Волк, Гуси-лебеди, Леший
- А кто нам может помочь найти книгу сказок?
Дети: Василиса Премудрая, Емеля, сестрица Аленушка, Иван-Царевич
- Ну что тогда? Отправляемся на поиски нашей книги сказок?
Дети: да
Воспитатель: А со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовё т:
— Весёлый — грустный,
— добрый — злой,
— Смелый — трусливый,
-Старый — молодой,
-Сильный — слабый,
-Здоровый — больной,
-Умный — глупый,
— Вежливый — грубый,
— Сытый — голодный,
— Озорной — послушный,
— Ленивый — трудолюбивый.
Логопед: Молодцы! Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо 2 раза топнуть, 3 раза хлопнуть и произнести: «Раз, два, три сказка двери отвори».
(Включить фон «В гостях у сказки», появляется сундук)
Воспитатель: Что это?
Что за чудо- сундучок?
Не закрыт он на замок!
Мы посмотрим, что же тут?
Может, сказки в нем живут!
Логопед: В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.
Яйцо – Курочка Ряба
Яблоко – Гуси-лебеди
Лук и стрела – Царевна-лягушка
Рукавица – Рукавичка
Картинка Репа – Репка
Пирожок – Маша и медведь
Поломанный стульчик – Три медведя
- Вы молодцы! Справились. Отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Всё лето они веселились, играли,
А осень пришла, строить домики стали,
Два дома снёс волк — все укрылись в одном,
И дружно зажили в том доме втроём.
Дети: Три поросенка
- Верно. Что случилось с домиками ленивых Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа? Кто помнит?
Дети: Их сдул волк
- Давайте и мы попробуем дуть также сильно как волк. Что из этого получится….
Дыхательная гимнастика «Веселые стаканчики»
Логопед: Отправляемся дальше. Отгадайте загадку:
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
Дети: Колобок
- Колобок хочет знать, как хорошо вы знаете сказки.
Игра «Выбери правильную картинку»
• В кого превратился братец Иванушка в русской народной сказке? (котенок, козленок, поросенок, щенок)
• Из чего сделал себе домик Наф-Наф в сказке «Три поросенка»? (трава, бревно, кирпич, дерево)
• В кого превратилась царевна в русской народной сказке? (лягушка, птичка, пчела, таракан)
• Из какой посуды угощала Лиса Журавля в русской народной сказке? (кувшин, тарелка, чашка, кастрюля)
• На чем путешествовал Емеля в сказке «По щучьему веленью» (печь, кораблик, лошадь, велосипед)
• Куда садится медведь, чтобы съесть пирожок в сказке «Машенька и медведь» (скамейка, табуретка, пенек, бревно)
- Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем – и снова в путь
Воспитатель: Физминутка «Колобок»
Колобок, колобок, теплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке (бег)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Логопед: А теперь давайте покажем как мы хорошо умеем рассказывать сказки. А для того, чтобы мы ничего из сказки не потеряли, у меня есть помощники. Ребята, что это?
Дети: Карты Проппа
Давайте назовем карты и вспомним, в каких сказках они встречаются?
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство : в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антагонист). Убежала Маша с подружками…
10. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет
27. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
Воспитатель: Теперь отгадайте загадку и мы узнаем какую сказку сегодня будем рассказывать :
Унесла его лиса
За далёкие леса.
Но придёт на помощь кот,
Своего дружка спасёт!
Открывай, лиса, мешок-
Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок
Дети: Сказка «Кот лиса и петух».
Чтение сказки «Кот и петух»
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.
Собирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.
Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.
А лиса уж тут как тут. Уселась под окошком и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.
Логопед: Ребята, понравилась вам сказка про петушка? А вы хотели бы ее рассказать дома родителям?
Посмотрите какие карты у нас есть, они помогут нам рассказать сказку и ничего не забыть.
Выберете пожалуйста картинку, где говорится что кот и петух где-то жили.
Выберите картинку, которая напомнит, что был какой- то запрет.
Выберите картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет.
Какая картинка поможет нам рассказать, что появился другой герой и помог?
Давайте найдем картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героями, когда они вернулись домой.
Вот у нас получилось:
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
Собирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт.
А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела.
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.
— Петушок испугался, закричал: «»
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка.
Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
Пересказ сказки «Кот, лиса и петух» по желанию
Итог НОД:
Воспитатель: А вот и наша книга сказок нашлась. Давайте вернем ее сказочнице и она нам расскажет еще очень много сказок.
(Сказочница дарит книгу детям)
Логопед: В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Воспитатель:Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!