Марина Иншакова
Конспект интегрированной НОД для детей с ОНР «Поможем жителям Цифрограда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе для детей с ОНР
"Поможем жителям Цифрограда".
Воспитатель Иншакова М. Г.
Учитель-логопед Курилова Л. И.
МДОУ детский сад компенсирующего вида №3
(для детей с нарушениями речи).
Интеграция образовательных областей: " Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Цели:
Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей с ОНР „Поможем жителям Цифрограда“» размещена в разделах
1. Закреплять умение выкладывать цифры по порядку, находить их место в числовом ряду (предыдущее число, последующее число, соседи числа).
2. Совершенствовать навык составления и решения простых арифметических задач на сложение и вычитание, используя схемы и опорные слова.
3. Упражнять детей в умении составлять число из двух меньших чисел; определять время с точностью до одного часа.
4. Закрепить умение распознавать геометрические фигуры, анализировать и группировать их по цвету и форме.
5. Продолжать формировать у детей пространственно-временные представления;
6. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование количественных и порядковых числительных с существительными в роде, числе, падеже; закреплять навык использования в речи прилагательных и наречий в сравнительной степени; слов-антонимов).
7. Развивать связную речь: по опорным словам составлять условие задачи; умение формулировать вопрос к задаче.
8. Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, познавательного интереса.
Оборудование:
авторская мультимедийная презентация, проектор, компьютер, музыкальное сопровождение на электронном носителе, магнитофон; карточки с цифрами, эскиз циферблата часов, магнитные цифры, простые карандаши, бумага.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки (дети приветствуют гостей, проходят к своим местам).
Логопед. Начнём занятие с "разминки для ума".
Игра "Продолжи предложение"
1. Зима холоднее весны, а весна. (теплее зимы).
2. Весенний день длиннее зимнего, а зимний день. (короче весеннего).
3. Зимнее солнце тусклее весеннего, а весеннее солнце (ярче зимнего).
4. День светлее ночи, а ночь. (темнее дня).
5. Один час длится дольше минуты, а минута длится. (короче часа).
Воспитатель. Дети, внимание! Только что почтальон в детский сад принес письмо для вас.
Письмо.
"Здравствуйте, ребята! Мы - жители города Цифроград, любим считать, играть с геометрическими фигурами, решать задачи, разгадывать ребусы, ходить друг к другу в гости. Но у нас неприятность - злой ветер сдул и разбросал таблички с номерами домов, всё перемешал, всех заколдовал. Просим вас помочь нам вернуть номера домов на свои места. "
Воспитатель: Ребята, вы готовы совершать добрые дела и помочь жителям Цифрограда?
Дети: Да.
СЛАЙД №1
На экране появляется изображение сказочной улицы города Цифроград.
Воспитатель: Помните, чтобы справиться с этой сложной задачей, надо быть дружными, внимательными, активными и сообразительными.
II. Основная часть.
СЛАЙД №2
Воспитатель достаё т из конверта 1-ое задание:
"Вот так цифры, вот так чудо -
Перепутались повсюду.
Ты подумай, посмотри
И на место их верни!"
Выложим номера домов по порядку (дети берут карточки с цифрами и выкладывают на доске).
Вопросы.
1. Назвать соседей числа 3, 6.
2. Назвать последующее числа 5, 7.
3. Назвать предыдущее числа 4, 9.
4. Покажите цифру между цифрами 7 и 9, 6 и 8.
5. Разделите цифры на чётные и нечетные.
6. Для чего нужны номера домов?
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
Задание 2. Жители Цифрограда просят вас вспомнить сказки, в названии которых есть числа.
Ответы детей.
Логопед: Задача из сказки "Белоснежка и семь гномов»
СЛАЙД №3
(иллюстрация из сказки на экране)
"За одним большим столом
сели рядом с гномом гном.
Белоснежка с ними вместе стол накрыла честь по чести.
У неё во всём порядок! Только сколько ложек надо?" (ответ детей - восемь)
Логопед: Верно, ребята, нас просят ещё вспомнить пословицы с цифрой 7"
Дети: " Семеро одного не ждут", " Семь пятниц на неделе", "Семь раз отмерь - один отрежь". (с объяснением значения пословиц).
Задание 3.
Воспитатель. Дома в этом городе необычные. Нужно заселить этажи цифрами так, чтобы сумма чисел была равна цифре на крыше. При этом все этажи заселяем по - разному.
На мольберте модель дома; дети по очереди выходят и " заселяют" этажи цифрами - магнитами, сопровождая речью: Слева 7, справа 1 и т. д.
1 5
2 4
3 3
4 2
5 1
Воспитатель: обратите внимание на третий этаж. Что вы можете сказать о нём.
Дети. На третьем этаже и слева, и справа жителей поровну или одинаковое количество.
Обратите внимание на 5 этаж. Где жителей меньше : слева или справа?
На каком этаже жителей слева больше, чем справа?
Предлагаю поиграть с "жителями" этого необычного дома.
Игры на внимание: "Какой цифры не стало?" и "Что изменилось?" (закрепление в речи числительных в родительном падеже).
Молодцы, жители этого дома будут вам очень благодарны.
Задание 4.
СЛАЙД №4
Логопед: Дети, а на этой улице живут геометрические фигуры, которые всегда спорят. Поможем им.
Игра "Верно или нет"
Вопросы.
1. Верно или нет, что все квадратные крыши зелёные? (да, все квадратные крыши - зелёные)
2. Верно или нет, что все крыши зелёные, красные и жёлтые? (нет) Почему?
3. Верно или нет, что некоторые треугольные крыши красные? (да)
4. Верно или нет, что все синие крыши квадратные (нет) Почему?
5 Верно или нет, что треугольные крыши красные? (нет) Почему?
6. Верно или нет, что у жёлтых крыш нет углов?
Молодцы! Теперь фигуры помирились, спорить больше не будут.
III. Динамическая пауза.
Воспитатель. А теперь я предлагаю всем немного отдохнуть и поиграть в игру "Часики". Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.
На ковре эскиз циферблата часов. Дети встают по кругу. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные строки.
(Дети ходят по кругу.)
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите!
Вы нам время покажите!
Дети садятся на корточки рядом с ближайшим числом.
Воспитатель. Пять часов! (должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12) и т. п.
Продолжение под песню "Тик-так" Петрова - Островского.
IV. Задание 5.
Воспитатель: Жители улицы задач просят вас помочь составить им задачу по схеме и словам "помощникам"
Дети составляют задачу на сложение и вычитание.
Воспитатель: Назовите условие задачи; вопрос задачи; ответ задачи.
Дети, составьте свои задачи без схемы и слов «помощников».
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Задание 6.
Логопед. Задания из парка необычных загадок. Чтобы их выполнить, нам нужны будут карандаши и бумага.
Ребусы с цифрами.
СЛАЙД №5 Сес 3 чка (сестричка);
СЛАЙД №6 ак 3 са (актриса);
СЛАЙД №7 с 3 жка (стрижка);
СЛАЙД №8 7 я, 7'я (семя, семья).
Логопед.
Чем отличается написание этих слов? (в слове "семья" есть разделительный мягкий знак)
СЛАЙД №9 (одиннадцать)
__1__
цать
Логопед.
Какой предлог помог вам разгадать ребус? (предлог НАД)
Что обозначало в старину слово "ДЦАТЬ"? (десяток)
Ребусы с цифрами и буквами.
3 7 1 2 4 6 5
л ы м о о ц д
Дети записывают слово «молодцы».
V. Итог
Логопед: Дети, вы справились со всеми заданиями. Помогли тем самым жителям Цифрограда. Сделали доброе дело. О чём бы вы хотели рассказать дома?
Воспитатель: А вас ждёт сюрприз - посылка из Цифрограда. (блокноты для детей)
Литература
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014.
2. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа. – М. :МОЗАИКА – СИРТЕЗ, 2015.
3. Речевые игры с детьми. В. И. Селиверстов. – М. : Педагогика, 1994.
4. Интернет-ресурсы :
https://www.devochkiclab.my1.ru/ - Белоснежка и семь гномов
https://900igr.net/kartinki/doshkolnoe-obrazovanie/logiko-matematicheskie-igry-dlja-doshkolnikov/052-tsifrograd.html - Цифроград и др.