Ирина Лукина
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Дружба» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
1. Образовательные :
формировать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения
закреплять знания пословиц и умение объяснять их смысл
2. Развивающие:
развивать культуру речи (ясно и громко излагать свои мысли)
развивать объяснительную речь
развивать социальные чувства и самооценку
Публикация «Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности „Дружба“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
развивать умение подбирать знаки, символы для обозначения «секретов дружбы» (моделирование)
совершенствовать умение составлять «синквейн»
3. Воспитательные:
формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками,взаимовыручку в сложных ситуациях
Ход НОД.
Вводная часть
Воспитатель приглашает детей в круг
-Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуйте, мои друзья
Всех вас рада видеть я.
Слышится плач, и на экране появляется Лунтик,ребята кто это? (слайд №1).
Д: Лунтик.
Воспитатель: А почему ты плачешь?
Лунтик: Я свалился с луны, и очень хочу найти себе друзей, но не знаю где их искать и не знаю, что такое дружба.
Воспитатель: Я предлагаю всем вместе помочь ему. Вы согласны? (Согласны)
Основная часть
Лунтик: Сейчас попрошу вас закрыть глазки и посчитать до пяти (дети закрывают глаза, считают, воспитатель берет игрушку Лунтика, дети открывают глаза, на экране никого нет) (слайд № 2)
Воспитатель: Смотрите ребята, Лунтик превратился в игрушку и теперь мы можем взять его в руки поздороваться, а передавая по кругу познакомить с рядом стоящим товарищем называя его ласково (здравствуй Лунтик, это мой друг его зовут Егорка, здравствуй Лунтик, это моя подруга Машенька и т, д.)
Лунтик: Здравствуйте ребята, мне было очень приятно с вами познакомится.
Воспитатель: ребята повторяйте со мной.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель:
Мы все друг другу улыбнулись и настроение у нас поднялось, а почему как вы считаете? Свои ответы я попрошу сначала зарисовать знаком или символом, а затем объяснить (дети делают зарисовки к слову – улыбка)
Воспитатель:
Что вы нарисовали? (улыбку) Почему вы все нарисовали улыбку
(потому что мы знаем, что дружба начинается с улыбки)
Воспитатель:
Правильно ребята, улыбка это первый секрет дружбы. Запомни это Лунтик.
Беседа на тему «Что такое дружба?"
- Ребята, давайте расскажем Лунтику, что такое дружба, друг? (ответы детей)
- А вы - дружные ребята? (да)
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (у дружбы нет ни цвета, ни запаха)
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, замком, солнышком, песней и т. д.)
Воспитатель: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Лунтику, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.
- Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Альбине. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (хорошее, веселое, радостное, прекрасное и т. д.)
Воспитатель:
Чтобы о следующем секрете Лунтику рассказать,
предлагаю рассуждать.
На экран вы посмотрите,
что увидите, скажите.
(Слайд № 3)
Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
Воспитатель: как вы думаете, те дети, которые изображены на картинке, являются друзьями? (да, являются). А почему вы так решили? (мальчик помогает своему другу).
Хорошо, тогда возьмите карандаши и рядом с улыбкой нарисуйте символ, который подскажет нам ещё один секрет дружбы (дети выполняют задание).
Воспитатель: давайте посмотрим, что у вас получилось? (У детей нарисованы машины скорой помощи, руки с губкой моющие тарелку, красный крест).
Воспитатель: Даша, что ты изобразила? Я нарисовала машину скорой помощи, она по моему очень хорошо подходит к слову помощь, ведь скорая помощь помогает всем людям когда они болеют.
Воспитатель: Таня, а что означает твой рисунок?
А это я помогаю маме мыть посуду и считаю, что мой рисунок тоже подходит к слову помощь.
Воспитатель: Вот Лунтик и еще один секрет дружбы (помощь)
Вспомните пословицу, которая говорит о том, как тяжело жить без друзей
Дети: «Без друга в жизни туго».
Воспитатель: Правильно ребята
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
Воспитатель:
- Давайте вместе с вами вспомним стихотворение и выполним жесты с движениями.
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Д. игра «Узнай и объясни символ» или «зашифрованное слово»
Воспитатель: Ребята, внимание на экран. (слайд № 4 картинки - голубь, земной шар в руках человека, дети разных национальностей держаться за руки, аист на крыше.)
А сейчас вам перестоит узнать одно зашифрованное слово, изображенное на всех карточках. Для этого я предлагаю внимательно рассмотреть картинки, всем вместе посоветоваться и объяснить свои суждения.
Воспитатель:
Ну, что же давайте расскажем Лунтику, о каком секрете идет речь на всех карточках- символах.
Рассуждение детей (Я считаю, что это слово МИР, потому что голубь - символ мира. И я думаю, что это слово МИР, ведь если все люди на земле будут дружить и жить в согласии, то никогда не будет войны. Аист, тоже обозначает слово МИР.)
Воспитатель:
Правильно ребята это слово (Мир) Молодцы!
Воспитатель:
Есть правила, которые помогают жить мирно. Давайте вспомним их и познакомим с ними Лунтика.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
- Кто в нашей группе умеет мирно жить?
- Кто умеет мириться?
«Мирилка» : (слайд № 5)
Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.
Воспитатель: - Хорошие слова? Не забывайте их!
-Ребята, послушайте стихотворение, которое прочитает Сашенька.
А называется оно «Уроки доброты»
В доме рядом во дворе
Жили два зверька,
И на радость детворе
Милых два щенка!
Приносили им еду,
Кто и чем богат,
И у деток на виду
Ели всё подряд!
И улыбки у людей,
Стал добрей весь дом,
Было важно для детей
Поиграть с щенком!
Детский возраст и мечты,
Золотые дни,
Но уроки доброты
Помнили они!
Воспитатель: Вы догадались, о каком секрете дружбы говорится в стихотворении? (ответы детей). Попробуйте нарисовать это слово (Дети рисуют сердца, солнышки и т. д.) Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – «Доброе слово лечит, а злое убивает».
Воспитатель:
– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Как назовем этот секрет? - Честность.
- Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сегодня мы познакомили Лунтика с секретами дружбы, надеюсь, мы помогли ему и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте напомним их:
Улыбка, помощь, мир, доброта, честность (называют дети)
Но нам нужно помочь найти Лунтику друзей, а какие друзья лучше всего подойдут ему, мы узнаем, когда составим японский стих (синкейн) о Лунтике.
Воспитатель: (слайды № 6-10)
-Первой строчкой нашего стиха (синквейна) будет одно слово ЛУНТИК (на экране появляется первая сточка с изображением Лунтика)
-Чтобы определиться со второй строчкой необходимо ответить на вопрос какой Лунтик? – два слова (прилагательные или причастия) (ответы детей - добрый, веселый, красивый, фиолетовый, маленький, грустный и т. д., (на экране появляется первая сточка с изображением Лунтика и вторая с изображением 2х прилагательных из ответов детей)
-Для того чтобы узнать третью строчку нужно вспомнить, что Лунтик делает? (ответы детей - грустит, учится, играет, летает, слушает и т. д.) (на экране к двум предыдущим строчкам прибавляется третья с изображением 3х действий)
-для того чтобы появилась четвертая строчка необходимо придумать предложение о Лунтике, (ответы детей - Лунтик-ищет новых друзей, Лунтик – маленькая лунная пчела, Лунтик очень хороший друг, и т. д)
5 строка – одно слово – ассоциация, обобщающее понятие. Если Лунтик пчела, то он кто? (ответы детей - насекомое).
И так мы с вами выяснили, что Лунтик – это насекомое. Каких же друзей мы можем ему предложить? (ответы детей – насекомых которые живут на земле, и его не обидят)
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня нарисовать бабочку, сделать аппликацию пчелки и слепить божью коровку. У меня в руках разноцветные кружочки, те, кто хочет рисовать бабочку возьмут синий кружочек, кто будет делать аппликацию пчелки - желтый кружок, а те дети, которые будут лепить божью коровку возьмут красный кружок. На каждом столе лежат пооперационные карты, и все необходимое для работы. Внимательно смотрите и аккуратно выполняйте работу.
Дети расходятся для выполнения работ.
Во время деятельности звучат песни Владимира Шаинскиого «От улыбки», «Когда мои друзья со мной», Бориса Савельева "Настоящий друг».
Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы с вами сегодня занимались? (мы вспоминали правила дружбы, зарисовывали их, помогали Лунтику и т. д.)
Воспитатель: Кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям и Лунтику).
- Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).
Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали еще одно доброе дело, вы помогали Лунтику, как настоящие верные друзья. Я очень рада, что всем вам было интересно,
Лунтик: Спасибо ребята, я вам очень благодарен за помощь.
Воспитатель: Запомни Лунтик еще одну пословицу «Нет друга - ищи, а нашел - береги! Приходи к нам в гости.