Наталья Украинская
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Животные Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (познание, речевое развитие, художественное творчество).
Автор: Украинская Наталья Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Ромашка».
Тема: «Животные лесов Хакасии»
Цель: создание условий для формирования знаний детей о животных Хакасии.
Задачи:
1. Расширять представление детей о диких животных Хакасии.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Животные Хакасии“» размещена в разделах
2. Учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные», давать развёрнутые высказывания.
3. Воспитывать интерес, добрые чувства к животным.
Данное мероприятие соответствует возрастным особенностям детей старшей группы. Особых условий для проведения занятия не требуется, вполне подойдёт групповая комната.
Предполагаемые приё мы и методы: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения, отгадывание загадок, дидактические игры.
Оборудование и оформление:
- портрет хакасского поэта Михаила Егоровича Кильчичакова;
- фланелиграф;
- иллюстрации с изображением диких животных, лесных и садовых ягод;
- силуэты деревьев;
- детали к аппликации «Мухомор»;
- атрибуты к дидактическим играм;
- альбомные листы, краски акварельные, кисточки, баночки для воды, салфетки.
Методические советы на подготовительный период:
Сценарий мероприятия
Воспитатель:
-Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с хакасским поэтом, драматургом, сказочником – Михаилом Егоровичем Кильчичакым. (показ фото писателя). Он писал стихи и пьесы для взрослых, но и сказки для детей. По мотивам хакасских сказок и преданий он написал прекрасные книжки для детей: «Два друга», «Сказка о хитрой лисе», «О том, как птицы избирали хана» и другие.
Но больше всего он любил писать о своей любимой Родине – Хакасии, о том, как прекрасна и неповторима наша земля. Послушайте его стихотворение «Шумит зелёная тайга…»
Шумит зелёная тайга,
Ты мне, как песня, дорога.
Звенишь серебряной струной
Ты мне вечернею порой.
Ты, тайга родная,
Сторона лесная,
О тебе повсюду
Думаю всегда.
Вершины белоснежных скал,
По всей земле я вас искал.
Искал Хакасию мою,
О ней тебе, тайга, пою.
- Ребята, что такое тайга?
- Какие животные живут в тайге?
Стук в дверь. Входит Незнайка.
- Здравствуй, Незнайка, мы тебя ждём.
Незнайка:
- Здравствуйте, дети. Получил ваше приглашение и сразу заторопился к вам. Пошёл по дороге, которую вы указали мне в письме, да заблудился.
- Как заблудился? Мы тебе писали, что надо идти прямо и никуда не сворачивать.
Незнайка:
- Так я и шёл прямо, а потом заблудился. Шёл, шёл, смотрю: вдалеке ёлки, вокруг много всяких деревьев. Иду дальше и среди деревьев ищу ваш детский сад. Вдруг что-то около меня как прыгнет и побежит! Оказалось, это заяц от лисы убегает, а потом я опустился и куда-то провалился, а оттуда кто-то как зарычит! Я подумал, это медведь. Насилу убежал.
Ох, как я испугался! Скажите мне: где я был? Как это место называется?
- Успокойся, Незнайка, сядь, отдохни, а мы сейчас постараемся на все твои вопросы ответить. Дети, вы запомнили всё, о чём говорил Незнайка? Что увидел Незнайка, когда сбился с пути? (много деревьев)
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску силуэты различных деревьев.
- Каких животных видел Незнайка? (зайца, лису, медведя)
Воспитатель прикрепляет силуэты животных.
- Незнайка, посмотри и скажи: похожа ли эта картинка на то место, куда ты попал?
Н. : Да, да, очень похожа! Куда же я попал? Где оказался?
- Дети, где был Незнайка? (в лесу).
- Правильно! Незнайка, ты случайно забрёл в лес и заблудился.
Незнайка:
- А что такое лес? (ответы детей)
- Лес – это дом для растений и животных. Около половины территории Хакасии занимает лес. Лес – это «зелёные лёгкие» нашей планеты. Он приносит большую пользу человеку.
В лесах водится много животных, это их дом.
Воспитатель случайно находит письмо.
- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо.
Вот конверт большой и жёлтый.
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберёмся! Ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Кто же пишет нам из леса?
Пишут лисы,
Пишут лоси,
Пишут зайцы.
Ждём вас в гости! Приходите!
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей нам будем жить!
- Пойдём в гости к лесным жителям? А какие лесные жители ждут нас в гости, вы узнаете, отгадав загадки.
Отгадывание загадок
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её(лиса) – картинка лисы.
Ребёнок рассказывает о лисе. Сообщение, приготовленное дома с родителями 8-10 предложений. Где живёт? Чем питается? Как зимует? И т. д.
2. С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал (белка) – (картинка белки).
- Ребята, а кто мне скажет, чем питается белка? (ответы детей)
- Белочка рассыпала шишки и просит нас собрать их в корзинки: в одну – еловые, в другую – сосновые. Что, ребята, поможем белочке? (Да)
Пальчиковая гимнастика.
- Возьмите в руки по шишке. (дети выполняют движения по тексту)
Дружно шишки в руки взяли,
Меж ладоней покатали.
Шишку сильно не сжимать,
Ведь её нельзя ломать!
Будем шишки мы катать
И ладони разминать.
Дидактическая игра «Шишки».
3.. Бархатистые рога.
Чуткой поступью нога.
Благороден и пуглив,
И осанкой горделив.
Чуть покажется вдали,
И уже исчез – лови!
По лесу скользит, как тень.
Ну, конечно же, (олень) – (картинка оленя).
- Ребята, чем любит лакомится олень (ответы детей)
- Правильно, дети. Но олени, как и все мы, тоже болеют. Как вы думаете, чем он лечится?
- А лечится олень мухоморами. Для человека они опасные, ядовитые, а для него – полезные. Давайте для оленя сделаем мухомор.
Коллективная аппликация «Мухомор». (из готовых деталей дети создают аппликацию).
- Молодцы, ребята! Какой красивый мухомор у вас получился!
Давайте отдохнём.
Физ. минутка
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята?
Как лисёнок просыпается?
Как бельчонок умывается?
Как зайчонок поскакал?
Как волчонок пробежал?
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику?
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
4. Добрый он, большой, лохматый,
Его знаете, ребята?
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной.
Он не слон и не мартышка,
Это косолапый (мишка) – (картинка медведя).
Незнайка:
- Ребята, я медведю собрал в лесу корзинку лесных ягод. Смотрите (достаёт из корзинки картинки ягод) : здесь и крыжовник, и малина, виктория, вишня, и много других ягод.
- Незнайка, ты опять всё перепутал! Ребята, все ли ягоды в корзинке у Незнайки лесные? (нет).
- А какие? (и садовые, и лесные)
Незнайка:
- Ребята, помогите мне отделить лесные ягоды от садовых?
Дидактическая игра «Разложи по корзинкам».
-Вот мы и стали с вами друзьями зверей. Если любить животных, природу, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придём ей на помощь.
- Я предлагаю вам пройти в нашу художественную мастерскую и попробовать нарисовать лес и его обитателей.
Самостоятельная работа.
Выставка рисунков.
Незнайка:
- Спасибо вам, ребята, что познакомили меня с животными хакасских лесов, рассказали, где они живут, чем питаются. А у меня для вас подарок. Это белочка вам орешки прислала.
(Незнайка угощает детей сладкими орешками)
Воспитатель:
- Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о животных Хакасии, их жизни в лесу. Животных надо охранять, заботиться о них.
Речку, луг, зверей в лесу
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!
Литература:
1. Л. А. Обухова, А. В. Кочергина, Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», с. 9; с. 74.
2. Н. В. Коломина «Занятия по экологии в детском саду», с. 25.
3. З. А. Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду», с. 144.
4. Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», с. 126.
5. О. В. Епифанова «Дидактический материал к занятиям по развитию речи и окружающему миру», с. 107.