Екатерина Гордиенко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 города Ставрополя
[b]
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
в старшей группе «Времена года».
Составитель: Гордиенко Екатерина Евгеньевна
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Целевой ориентир: обобщить и систематизировать полученные знания;
Развивать познавательные процессы детей, творческие и интеллектуальные способности.
Воспитывать уважение друг к другу, интерес к обучению, прививать чувства товарищества.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»
Продолжать формировать у детей представления, и систематизировать знания о временах года, явлениях природы.
Задачи образовательной области в интеграции :
«Познавательное развитие»
формировать представления о временах года в разных частях света, расширять кругозор детей.
«Социально-коммуникативное развитие»
продолжать осваивать формы речевого этикета, учить детей вести диалог со сверстниками и взрослыми
формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативу, любознательность.
развивать у детей память, внимание, воображение
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
«Физическое развитие»
Способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать умение создавать сюжетные композиции.
«Речевое развитие»
развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, совершенствовать речевой слух.
побуждать детей к самостоятельности и полноте ответов и суждений, продолжать учить грамотно строить предложения
Оборудование для педагога: Интерактивная доска, бумага, акварельные краски, мячик, предметы для игры.
I.Организационный момент.
1. Создание благоприятной психологической атмосферы.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы сейчас опять: смотреть, слушать, размышлять и друг другу не мешать. Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.
Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим наше путешествие в мир знаний…
2. Создание мотивационного компонента:
Слышен стук в дверь, воспитатель заносит в группу игрушку- пингвина.
Воспитатель: Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. (Ответы детей).
Верно, это пингвин. А кто мне подскажет, на каком материке живут эти животные? (Ответы детей) Давайте послушаем, что расскажет нам пингвинчик.
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лоло. Я прилетел к вам из далекой Антарктиды. В Антарктиде в любое время года холодно, хоть и называют его южный полюс, я никогда не видел лета, весны, осени. Но мне очень интересно узнать, что это такое, какие они, времена года. Расскажите мне, пожалуйста, о вашей зиме, о весне, о лете и об осени.
Воспитатель: ну что ребята, расскажем Лоло о временах года?
II.Основная часть.
3. Д/и «Назови, какая зима»
Воспитатель: Давайте послушаем загадку
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом, шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (ответы детей) (зима)
Воспитатель: Конечно, ребята, речь в этой загадке идет о зиме. А вам нравится зима? Давайте сейчас, перекидывая друг другу мяч, назовем, какая у нас в России зима (ответы детей) (холодная, снежная, морозная, злая, белая, новогодняя, лютая, красивая и т д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень интересно описываете зиму. А теперь послушаем следующую загадку.
Она приходит с ласкою, журчаньем вод и сказкой: волшебной палочкой взмахнет - в лесу подснежник расцветет. (ответы детей) (весна)
Воспитатель: Давайте с помощью мячика, перекидывая его друг другу, мы с вами, ребята, поговорим о том, какая у нас весна, какой у нее цвет, запах, характер (ответы детей) (теплая, долгожданная, нежная, зеленая, капризная и т. д.)
Воспитатель: Отлично! Слушайте следующую загадку.
Слышно пенье комаров, время ягод и грибов, озеро теплом согрето, всех зовет купаться… (ответы детей) (лето)
Воспитатель: Расскажите мне, ребята, о том, какое у нас лето (ответы детей) (красочное, яркое, теплое, жаркое, солнечное, разноцветное, любимое и т. д.)
Воспитатель: Мне очень понравилось то, как вы рассказываете о лете, наверное, очень соскучились по теплу, по солнышку… Ребята, у нас осталась еще одна загадка.
Листья быстро пожелтели и на землю полетели так бывает раз в году, а когда? Я не пойму … (ответы детей) (осень)
Воспитатель: Да, ребята, речь в этой загадке идет об осени. Давайте еще раз возьмем мячик и поговорим об этом времени года, о том, какая у нас осень… (ответы детей) (золотая, красивая, дождливая, сырая, изменчивая, желтая, красная, грустная и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо поработали, теперь давайте подвигаемся, поиграем в игру. Сейчас мы с вами представим, что мы – маленькое семечко, и попробуем почувствовать, как живется ему в разные времена года. Итак, выберите место на ковре, которое вам нравится, можете сесть, можете прилечь. А теперь послушаете музыку и мой голос.
4. Психогимнастика.
Релаксационный комплекс «Цветок»
Дети располагаются свободно на ковре. В сопровождении спокойной музыки воспитатель читает текст, а дети выполняют соответствующие движения:
«Холодной зимой в лесу под сугробом спряталось маленькое семечко. Оно укрылось снегом, чтобы не погибнуть от холода. (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову)
Солнышко стало пригревать сильнее, снег стал рыхлым и постепенно растаял. Наступила весна. Наше семечко стало медленно прорастать, пробиваться сквозь землю, потихоньку, осторожно. И вот на поверхность земли пробился маленький зеленый росточек. (дети медленно приподнимаются и встают) Он был совсем еще нежный, хрупкий, но ему так хотелось погреться на солнышке, что он тянулся все выше и выше (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки) Чем теплее и ярче грело солнышко, тем крепче становился стебелек, тем больше набирал силу бутон на макушке стебля. (дети опускаются на ступни делают над головой «купол», бутон).
Наступило лето. Лепестки бутона начали раскрываться, и вот перед нами возник букет прекрасных цветов (дети раскрывают руки). Здесь были и красные цветы, и желтые, и оранжевые. Бабочки, жуки, птицы, пролетая мимо, любовались цветами и вдыхали их прекрасный аромат. Цветок очень радовался, гордился своей красотой и щедро делился со всеми своим нектаром (дети улыбаются, показывают себя друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
Но вот ветерок подул сильнее, набежали тучки… Наступила осень. Цветок стал раскачиваться на ветру в разные стороны (дети раскачиваются). Корни нашего цветочка крепко сидели в земле, но лепестки, такие нежные, хрупкие полетели по ветру в разные концы света (дети плавно под музыку двигаются по залу). И все, кто видел, как летят эти красивые лепестки, вспоминали о лете, о красоте и о солнце.»
Воспитатель: Теперь мои цветочки пусть снова превратятся в ребятишек, присядут на ковер и расскажут, что им понравилось больше всего в этой игре, что было трудно выполнить.
(ответы детей) Далее дети садятся в полукруг на свои стульчики
Воспитатель: Смена времен года – это удивительное явление. Каждое время года неповторимо, уникально. Многие композиторы, поэты, художники воспевали в своих произведениях времена года. Мы с вами, ребята, знакомились с ними и вам еще предстоит многое увидеть, услышать, прочесть. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение В. Орлова «Кто в чем». А затем, при помощи картинок-символов мы его постараемся разучить. Мы с вами уже выполняли такие задания, думаю, вы обязательно справитесь.
4. Мнемотехника
Кто в чем.
Блещут лужи на тропинках – осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла – ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, в тепленьких сапожках.
Зачитываем детям стихотворение, вместе с ними разбираем значение символов, и по символам разучиваем текст стихотворения. В заранее приготовленной таблице приклеиваются символы в соответствии с текстом.
Воспитатель: Молодцы, ребята
5. Дидактическая игра «Найди нужный предмет»
А теперь посмотрите на этот стол. Вещи, предметы разбросаны на нем в беспорядке. Я предлагаю вам навести порядок. Эти предметы и вещи вы будете раскладывать на четыре группы. Может быть кто-то уже догадался, что за группы это будут? (ответы детей) Правильно, вы очень сообразительные. То, что относится к зиме мы будем складывать около плаката, на котором нарисована зима, весну- к весне и так далее. Каждый ребенок будет по очереди подходить к столу, брать один из предметов и относить его в нужную группу. Ну что, всем понятно задание? Тогда начинаем!
Воспитатель: Хорошо, вы очень быстро справились с заданием. Давайте проверим, все ли правильно мы сделали.
6. Дидактическая игра «Небылицы»
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что в нем не так?
Рассказ-небылица.
Зима: (К. Чуковский)
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
7. Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года у нас? (ответы детей) сейчас у нас весна. В выходные дни многие из вас с мамами, папами наверняка бывают на даче, помогают убирать огород, готовить землю к посадкам. А давайте сейчас поиграем в игру, она называется «Был у зайца огород». Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы мне показывать, что делает зайка на своем огороде в разное время года. Вы можете встать, подвигаться, попрыгать. Итак, мы начинаем.
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала всё вскопает,
А потом всё разровняет,
Семена посеет ловко
И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали Лоло о временах года и какие они, но я думаю, что еще нужно и показать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Сейчас вы увидите презентацию о временах года. Мы с вами посмотрим, как рисовали разные времена года знаменитые художники. Итак, внимание на экран.
8. Презентация «Времена года глазами художников»
9. Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подойти к столам, и нарисовать свою картину. Вы можете нарисовать зиму, весну, лето, осень – то время года, которое вы любите больше всего.
III. Заключительный этап
10. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашему гостю пингвиненку очень понравились ваши рассказы о временах года, он теперь понял какие красивые и разнообразные они бывают. Наш гость прощается с нами, благодарит вас за интересные рассказы и красивые рисунки. А вам, ребята, понравилось наше занятие? (ответы детей). Спасибо вам большое, всего самого доброго.