Наталья Николаенко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать лексико-грамматический строй и связную речь по теме «Одежда. Головные уборы".
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнить словарь по данной теме;
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- упражнять в образовании относительных прилагательных;
- формировать грамматически правильную фразу;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лексической теме „Одежда, Головные уборы“,» размещена в разделах
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- формировать связную речь. Упражнять в составлении описательного рассказа с помощью схемы по теме «Одежда. Головные уборы».
- формировать умение украшать русский народный костюм национальными узорами.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать память;
- развивать мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, любви к русским народным традициям.
Оборудование: Презентация на тему: «Одежда наших предков», схема для составления рассказа об одежде, картинки с изображением одежды, ткань (бархат, шерсть, шёлк, кожа и т. д., кукла в национальном костюме.
I часть: Организационный момент:(пальчиковая гимнастика)
- Мы одежду называем
Называем всё, что знаем:
Рубашка, платье, юбка, шорты,
Сарафан, пиджак и кофта,
Куртка, плащ, пальто и шуба.
И про брюки не забуду.
Я одежду называю.
Называю то, что знаю.
Д/и «Назови свою одежду»Беседа. - Ребята, а вы знаете, откуда берётся одежда? Верно, из магазина.
- Вся чудесная одежда, которую мы носим, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике, в ателье, дома.
- А как называют людей этих профессий?
Люди этих профессий - портной и швея.
СЛАЙД 1
- Я приглашаю вас сегодня в ателье, где каждый может заказать себе любую одежду. Но, чтобы ваш заказ выполнили нужно швее правильно рассказать о том, какую одежду вы хотите сшить. В оформлении вашего заказа нам поможет схема.
СЛАЙД 2 (схема для составления рассказа)
Дети по желанию составляют рассказы.
II часть. Физ. минуткаЗвучит музыка, дети свободно двигаются. (Дети подбегают к учителю-логопеду)
- У кого есть подол?
- У кого есть короткая штанина? и т. д.
Ребята, в какой стране мы свами живём? (В России)
Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде. Но хочу вам сказать, что не всегда люди так одевались.
Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.
Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.
СЛАЙД 3
Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху. СЛАЙД 4
Молоденькие девушки могли ходить с не покрытой головой. А женщины надевали кокошник либо платок. Праздничные кокошники украшали жемчугом и золотыми нитями.
СЛАЙД 5
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки и узких штанов – портков. Косоворотку обязательно подвязывали кушаком.
СЛАЙД 6
Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей). Раньше не было платяных шкафов и всю одежду хранили вот в таких больших сундуках.
Давайте откроем и посмотрим, что там лежит (учитель-логопед достаёт сарафан, косоворотку, кокошник, кушак и закрепляет в словаре новые слова).
- Посмотрите внимательно на эту одежду.
- Про что можно сказать русский? (сарафан, кокошник)
- Про что можно сказать русская? (косоворотка).
Ребята, а вы знаете русские народные пословицы? (ответы детей). «По одежке встречают, по уму провожают», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Не украшай платье, а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха, такова и рубаха, «Каков человек, такова и одежда». Молодцы!
III часть: К нам сегодня пришла Марьюшка (входит воспитатель в русском народном костюме). Звучит аудиозапись русской народной мелодии "Красный сарафан. "
- Как вы ребята думаете, я сегодня пришла в современной одежде или в русском национальном костюме? (ответы детей) Вот так одевались наши предки.
Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что - то означал.
Воспитатель рассказывает о значении каждого цвета, сопровождая рассказ слайдами.
СЛАЙДЫ 7,8,9,10
Желтый, оранжевый - цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю
Красный – огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.
Зелёный – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
В старину русские мастерицы всегда одежду украшали разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз, называют орнамент. Орнамент считался оберегом. Каждый элемент узора тоже несёт своё значение.
СЛАЙД 11
Извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – поле, с точками – поле с пшеницей. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Цветы – радость. Круг – солнце. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.
Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла (воспитатель демонстрирует сарафаны и косоворотки, сделанные из бумаги). Но на этой одежде нет узора – оберега. Давайте исправим ситуацию. Сейчас мы станем русскими мастерами и мастерицами и украсим одежду красивыми узорами. (Дети садятся за столы и рисуют орнаменты узора – оберега). Мальчики на косоворотках, девочки – на сарафанах.
Итог занятия
Вот и заканчивается наше занятие. Что вам больше всего понравилось?