Зиновьева Татьяна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Уроки безопасности в сказках»
▼ Скачать
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативной развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.
Образовательные задачи:
1. Закреплять знания детей о безопасном поведении, находить выход из опасных ситуаций на основе русских народных сказок
2. Учить правильно отвечать на вопросы по содержанию сказок
3. Учить выражать свое отношение к героям, оценивать их поступки, делать выводы относительно поведения в опасной ситуации.
Развивающие задачи:
1. Развивать речевую активность детей, интонационную выразительность речи, побуждать их вступать в диалог.
2. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности;
3. Развивать память, мышление
4. Развивать умение понимать мотивы поведения героев сказок.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать потребность приходить на помощь к сказочным героям
2. Воспитывать согласованность действий в драматизации сказки
Формы организации образовательной деятельности: групповая.
Формы организации детских видов деятельности: ситуации общение, решение проблемных ситуаций, инсценировка сказки.
Техническое обеспечение, наглядный материал:
- мультимедийный интерактивный комплекс (телевизор, интерактивная презентация);
- цветок «Цветик-семицветик»; барабан; конфета;
- сундук, декорация дома;
- сценические костюмы (костюм кошки, собаки, петуха, курицы, зайчика, огонька, пожарного).
Предварительная работа:
-чтение сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Кошкин дом»;
- беседы по сказкам;
- разучивание и драматизация сказок;
- игра - тренинг «Незнакомец»;
- беседы на тему «Незнакомец», «Один дома».
Организационный момент
Приветствие: «Круг радости»
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу поделиться этим настроением с вами. А поможет мне в этом – цветок. Воспитатель показывает детям «цветик семицветик». Кто скажет, из какой сказки этот цветок?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно! Я предлагаю сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки этот «волшебный цветок». (Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
Воспитатель: Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется. Чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, я предлагаю, всей нашей дружной компанией отправится в необычное путешествие. Согласны? (Да.) Это будет Тридевятое царство, Тридесятое государство. Как вы думаете, есть ли такое царство на самом деле? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, конечно, такого царства на самом деле нет, и мы можем его только лишь представить в нашем воображении, ну или встретить в сказках. А кто из вас любит сказки? (Ответы детей). Все любите, молодцы! За что вы любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, с самого раннего детства, прочитав сказку, мы учимся делать выводы, извлекать какие – то уроки из них. Дети, мы с вами прочитали много сказок, скажите, чему же нас учат сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, читая сказки, мы с вами учимся всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит. Вот и сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие и узнаем, чему же еще может научить нас сказка? Итак, вы готовы отправиться в путешествие?
-Тогда я включаю волшебное зеркало. На экране телевизора видеозаставка - яблочко катится по тарелочке (зеркалу). Посмотрите в него, и все вместе произнесём волшебные слова: «В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу, окажусь!» (дети произносят слова)
Заставка «В гостях у сказки».
Василисы Премудрые 1: «Здравствуйте ребята, вы оказались в нашем Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве, а значит вы любите сказки.
Василисы Премудрые 2: В этой волшебной стране живет много сказочных героев, но к сожалению они очень часто попадают в беду, потому что не знают, как правильно себя вести в различных ситуациях, нарушают или не соблюдают правила безопасности. Поэтому их становиться все меньше и меньше в царстве государстве.
Василисы Премудрые 3: Вы уже большие и наверняка знаете все правила безопасности. Научите их пожалуйста, как правильно себя вести и не попасть в беду».
Воспитатель: Дети, поможем героям сказок, расскажем о правилах безопасного поведения и вернем их в сказку? (ответы детей)
Василисы Премудрые 3: Спасибо вам большое! А вот и первый ваш сказочный герой!» (видеоролик со сказкой «Колобок»)
Настольный театр
По амбару я метён,
По сусекам я скребён,
На сметане я мешён,
В печку сажён. (Всю песенку)
Воспитатель: Я думаю, что вы все уже догадались, кто это сказочный герой.
Дети: это Колобок.
Воспитатель: Да, этого сказочного героя зовут Колобок из русской народной сказки «Колобок». Вспомните, что произошло в этой сказке?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспомните, чем закончилась эта сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется?
Ответы детей.
Воспитатель: Возможно, Колобок пошёл погулять в лес из-за своего любопытства. В лесу ведь так красиво: высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц. …Но лес таит в себе и опасности. Колобок, ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это. Дети, «Каким правилам безопасности учит нас эта сказка?»
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, Дети, почему Колобок поверил лисе?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно! Приятная внешность и добрые намерения окружающих взрослых не всегда, к сожалению, совпадают. «Не всякий встречный – друг сердечный». Какой еще один вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все правильно, ребята, поняли. Молодцы! Сейчас я предлагаю переиграть конец сказки. Видеоролик на экране, Лиса: Славная песенка, Колобок! Вот только стара я стала, плохо слышу. Сядь на мой язычок, да пропой еще разок.
Воспитатель: Что должен сделать колобок, чтоб лиса его не съела?
Дети: дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: А если все-таки лиса поймает колобка? Что вы ему посоветуете?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот сейчас, давайте покажем колобку, как надо звать на помощь. Не стесняйтесь громко кричать и просить о помощи. Кричать надо так: «На помощь, помогите! Я этого человека не знаю!» Дети инсценируют, зовут на помощь. Молодцы! Вы все правильно сделали! Не только сказочный герой может попасть в такую ситуацию, даже в вашем родном дворе к вам может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым прохожим. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечайте отказом на все эти предложения, постарайтесь уйти. Можете попросить о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек незнаком. Никуда ни с кем не ходите без разрешения родителей, не рассказывайте чужим людям свой домашний адрес, телефон.
Василисы Премудрые: Молодцы дети! Помогли колобку! Теперь он будет знать как себя вести с незнакомыми и почему нельзя гулять одному в незнакомых местах. А вот еще одна сказка, в которой герои попали в беду.
Видеоролик инсценировки «Песенка козы».
Воспитатель: Дети, вы узнали, кто эти сказочные герои и как называется эта сказка?
Дети: Это русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Молодцы! вспомните, что случилось в сказке «Волк и семеро козлят»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да верно, дети, а что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам в сказке?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот так и в жизни бывает, преступники очень умело притворяются знакомыми ваших родителей, близкими родственниками, что бы совершить свой злой замысел.
- вот представьте себе: сидит мальчик дома один. Стук в дверь: «Артем, открой, я – мама». «А что у тебя с голосом?» «Простыла я, сынок, быстрей открывай!» Как бы вы поступили на месте Артема?»
Ответы детей.
Воспитатель: А если вам позвонят по телефону, представятся мамой или папой и попросят открыть дверь. Что делать в этой ситуации? Как тут поступить?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы сообразительные, молодцы! Итак, что мы посоветуем сделать козлятам, что бы волк ни съел их?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, зачастую, дети забывают это правило, забывают, что, если внимательно прислушаться к маминому голосу, то всегда можно уловить знакомые нотки. Забывают, что у взрослых есть свой ключ, и они могут открыть дверь сами. Вот тогда случается самое страшно. Этот человек может оказаться и вором, и грабителем.
Василисы Премудрые: Молодцы ребята! Я думаю, козлята все поняли, и теперь не будут открывать дверь злому волку. А следующего сказочного героя вы узнаете, открыв сундук.
Дети вместе с воспитателем подходят к сундуку и достают атрибуты к сказке «Кошкин дом» - пожарная каска, метла, ведро,
Воспитатель: я уже догадалась, из какой сказки эти предметы и кому мы должны помочь. А вы ребята, догадались?
Дети: Это сказка «Кошкин дом».
Воспитатель: Совершенно верно! Эту сказку мы все хорошо знаем. А еще знаем, какая беда произошла с кошкой и ее придворным котом Василием из-за того что были нарушены…. Какие правила безопасности были нарушены? (правила пожарной безопасности). Дети, давайте разыграем эту сказку и покажем хозяйке, что нужно делать, если случился в доме пожар. В волшебном сундуке у нас есть все атрибуты и костюмы.
Театрализация сказки «Кошкин дом»
Действующие персонажи:
Кошка
Собачка
Петух
Наседка
Заяц
Пожарный
Огонек
Ведущий
Ведущий. Мы попали с вами в сказку.
Одевайте дети маски,
Превращаемся в актеров,
Музыкантов и танцоров.
Занавес открывается, сказка начинается.
Звучит музыка, около домика появляется Кошка.
Кошка. Я – породистая Кошка, у меня в ушах сережки.
У меня богатый дом, очень мне уютно в нем.
Каждый вечер жду гостей и хороших новостей.
Ведущий. Вот и первый гость пришел, постучался Кошке в дом.
Бежит собака, в руках конфета
Собачка. Гав-гав-гав, я смелый пес.
А зовут меня – Барбос.
Не зайти ли мне к соседке,
Выпить чаю там с конфеткой.
Кошка. Заходи, Барбос, дружок,
Скушай вкусный пирожок.
Собака заходит за домик
Ведущий: За ним пришли Петух с Наседкой, разговорчивой соседкой.
Идет петух с курочкой
Петух: Моё почтение, Кошка!
Промокли мы немножко,
Наседка. Застиг нас дождик на пути,
Пришлось по лужам нам идти.
Кошка: Что ж заходите в дом, друзья, вас очень рада видеть я.
Все заходят за домик.
Ведущая: Всех Кошка чаем угощает, за беседой не скучают,
В это время на порог заяц прискакал – прыг скок!
Заяц: Кто здесь в домике живет, кто мне двери отопрет?
Я, зайчишка – музыкант, покажу вам свой талант.
Зайчик играет на барабане
Звучит веселая музыка.
Ведущий. Время быстро пролетело, за окном уже темнело.
Стали гости собираться и с хозяйкою прощаться.
Все звери. Какой прекрасный был прием,
Какой чудесный кошкин дом.
Кошка. Приходите, гости, в среду, прямо к моему обеду.
Ведущий. Так словечко за словечком, ну, а в доме была печка.
Дверцу в печке не закрыли, про нее совсем забыли.
А оттуда уголек покатился и прожег перед печкою ковер.
А потом полез на стол, выше, выше к шторам, к крыше.
Под эти слова выбегает уголек и танцует с ленточкой
Все: Пожар! Пожар!
Кошка. Пожар! Ой, добро мое спасите, Помогите, помогите!
Все гости. Тили - бом, тили - бом, загорелся кошкин дом.
Под быструю музыку дети с ленточками красного цвета бегают по залу, кружатся (это огонь). Они забегают за дом и машут ленточками в домике.
Ведущий. Бежит курица с ведром, заливает кошкин дом.
Курочка: Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах!
Дети – герои выполняют движения по тексту.
Ведущий. А собачка с помелом.
Собачка (с помелом): Гав-гав! Гав-гав!
Ведущий. А зайчик, а зайчик бьет в барабанчик, на помощь зовет всех, кто рядом живет.
Ведущий. - Хоть пожар сейчас - игра, вспомнить правило пора:
Вместе с детьми
- Для забавы и игры
Спичек в руки не бери!
- Не шути, дружок, с огнем
Чтобы не жалеть потом!
- Сам костра не разжигай
И другим не позволяй!
- Даже крошка – огонек
От пожара недалек!
Пахнет гарью, видишь дым - набираешь: ноль - один!
Кошка берет в руки телефон
Кошка. Алло! Пожарные? Беда!
Загорелся мой дом, мы пожарных очень ждем!
Кладет трубку
Появляется ребенок – пожарный, подходит к дому
Пожарный: Я услышал тут сигнал, и примчался на пожар.
Тушит пожар
Все: Раз, раз, раз, раз и огонь погас
Кошка. Вам спасибо говорю, всех, друзья, благодарю.
Буду я следить за печкой, дверцу крепко закрывать.
Больше уголек горячий в дом не будет выбегать.
Пожарный: Чтобы в ваш дом Не пришла беда -
Будьте с огнём Осторожны всегда!
Ведущий. Вот и сказочке конец, каждый был здесь молодец!
Василисы Премудрые 1: Молодцы, какой замечательный спектакль вы показали, теперь кошка будет знать правила пожарной безопасности и что делать, если в доме случился пожар!
Василисы Премудрые 2: Спасибо вам ребята за помощь! Сегодня вы не только помогли сказочным героям вернуться в сказку, но и научили их безопасному поведению. Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не происходило.
Василисы Премудрые 3: Приходите к нам в гости в тр. царство, здесь вас ждут много разных приключений. До скорой встречи!
Дети: До-свидания!
Воспитатель: Нам пора возвращаться! Вернёмся домой из Тридевятого царства, Тридесятого государства тем же способом, которым и попали сюда. Дети смотрятся в зеркало и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу окажусь!» Закрывают глаза, звучит спокойная музыка. Попросить детей открыть глаза.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (да) А что вам больше всего понравилось? Ответы детей
Воспитатель: Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Что привело сказочных героев к печальным последствиям?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы не только научили сказочных героев безопасности, но и сами научились правильно действовать в опасных ситуациях. Молодцы ребята, вы хорошо поработали, а главное, мне понравилось, как вы рассуждали, делали выводы. Будьте, ребята, осторожны, берегите себя!