оксана лапина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : "Путешествие в сказочный лес"
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "ФЭМП".
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Путешествие в сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Образовательные: закреплять знания детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга, их строении; повторить способы сложения и вычитания, умение выполнять аппликацию из предложенного материала, развивать связную речь, умение вести диалог, строить простые предложения.
Развивающие: развивать мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы, внимание, экологическую культуру.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство сострадания к сказочным героям, желание им помочь; воспитывать уважительное отношение друг к другу, формирование навыков содружества; вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.
Демонстрационный материал: макеты ёлки, яблони, берёзы, дуба; листья клёна, берёзы, рябины, дуба; схема частей дерева; сундук с замком; фотографии с изображением берёзы в разное время года.
Раздаточный материал: тонированные под определённое время года листы бумаги, детали берёзы (стволы с ветками (8шт., листья берёзы разной окраски, имитация снега, выполненная из бумаги, клей-карандаш (8 шт.).
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа, диалог, рассматривание фотографий, продуктивная деятельность, подведение итогов.
Ход занятия
Мотивационный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями, усаживаются на стулья). А ещё одну гостью я обнаружила, придя на работу. Вы знаете, кто это? (Воспитатель показывает детям игрушку лягушку, сидящую на листе лилии со свёртком бумаги во рту)
Дети:"Это лягушка"
В: - В какой русской народной сказке встречается этот персонаж?
Д: "В сказке "Царевна-лягушка".
В: - Ребята, а что это у лягушки во рту?
Д:"Письмо, бумага, свёрток".
В: - Хотите посмотреть, что это за свёрток?
(Да)
Воспитатель берет свёрток, разворачивает:
- Ребята, да это какое-то письмо. Прочитаем его? (Да)
Воспитатель читает письмо:
- "Здравствуйте, дорогие ребята! Кощей Бессмертный украл у меня корону и спрятал её в сундук, который хранится возле какого-то дерева в сказочном лесу. А поскольку я слышала, что вы детки умные и смышленые, хорошо знающие деревья, растущие в лесу, то прошу вас найти сундук и вернуть украденное, потому что без короны я не смогу сбросить кожу лягушки и превратиться в Василису Премудрую, быть мне вечно лягушкой. "
Ну что, ребята, поможем лягушке, отыщем в сказочном лесу её корону? (Да)
В: - Что нужно знать, прежде чем мы отправимся в лес?
(Правила поведения в лесу)
В: - Давайте с вами вспомним, как правильно нужно вести себя в лесу. Если я буду говорить, как нужно вести себя правильно, то вы будете хлопать, если неверно, то вы будете топать.
Воспитатель зачитывает правила, а дети выполняют нужное действие.
Игра " Правила поведения в лесу"
1. Нельзя, друзья, цветы просто так рвать, не надо букеты из них составлять. (Хлопки)
2. Пойте, кричите, играйте, громкой песней лес развлекайте. (Топот)
3. В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костёр. (Топот)
4. Муравейники не разоряй. (Хлопки)
5. Птенцов домой не забирай. (Хлопки)
6. В лес бери с собой лукошко, соберёшь мухоморов немножко.
(Топот)
В: - Молодцы, вы не ошиблись, нам можно смело отправляться в путь. Но вот беда, в наш сказочный лес можно попасть только в заколдованном виде. А чтобы колдовство свершилось, нам нужно вспомнить, как или при помощи чего колдуют в сказках?
(Волшебная палочка, волшебные слова)
В: - Палочки у нас нет, а вот волшебные слова я знаю. Давайте произнесём их вместе и выполним все действия, которые будем называть (произносим вместе с детьми волшебные слова) :
Раз, два, три наклонись,
Раз, два, три повернись,
Раз, два, три покружись
И в сказочном лесу ты окажись!
В: - Вот мы и в лесу. Ребята, что такое лес?
(Большой участок земли, где растут деревья)
1) В: - А вот и первое дерево. Кто знает, как оно называется? (Ёлка, ель)
В: - Что мы ищем в сказочном лесу? (Сундук с короной)
В: - Давайте посмотрим, нет ли на ёлочке или под ёлочкой сундука?
(Дети смотрят, сундук не находят, но находят листья)
В: - Ничего под ёлочкой не нашли? (Нашли листья)
В: - Неужели эти листья с ёлки упали? (Нет)
В: - Почему вы так решили?
(На ёлке растут иголки, а это листья)
В: - А вы можете определить, с каких деревьев упали эти листья? (Да)
В: - Давайте поиграем.
Игра "Отгадай, с какого дерева лист?"
В: - Каждый из вас берёт по одному листу, говорит, чей это лист и с какого дерева он упал, например: " Это еловая иголка. Она упала с ёлки".
(Дети разбирают листья, поочерё дно называют их:
- Это кленовый лист. Он упал с клена.
- Это березовый лист. Он упал с березы.
- Это рябиновый лист. Он упал с рябины.
- Это дубовый лист. Он упал с дуба.
В: - А как называются деревья, на которых растут иголки (хвоя? (Хвойные) А как называются деревья, на которых растут листья? (Лиственные)
В: - Наша ёлка какое дерево, хвойное или лиственное?
(Хвойное)
В: - Ребята, а в каких русских народных сказках упоминается ёлка, ель? Гости могут помочь ребятам
("Морозко", "Маша и медведь")
В: - А наша гостья из этих сказок? (Нет)
В: - Может быть, поэтому Кощей Бессмертный спрятал сундук не здесь, а в другом месте. Продолжаем искать сундук? (Да) Идём дальше, но чтобы не заблудиться, давайте использовать сказочный путеводитель, который всегда указывает дорогу. Вспомните, что это? (Клубочек) Я взяла с собой клубочек, который покажет нам дорогу. Давайте положим руки друг другу на плечи и пойдем за клубком, а чтобы было веселее, говорим все вместе:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Все деревья обойдём,
Сундук лягушке мы найдём!
Воспитатель с детьми идут к следующему дереву, произнося четверостишие, клубочек воспитатель держит в руках.
2) В: - Вот мы пришли к другому дереву. Как оно называется?
(Яблоня)
В: - Посмотрите, нет ли здесь сундука. (Дети осматривают яблоню)
Сундук нашли? (Нет) А что нашли? (Части дерева)
Давайте разберёмся, что это такое. Возьмите по одной части и по очереди попытайтесь объяснить, что находится у вас в руках.
Игра "Части дерева"
Дети берут по одной части дерева и по просьбе воспитателя, который решает, с кого начать, комментируют свою находку.
В: - Что у тебя в руках? (Корень)
В: - Где располагается это часть дерева? (Под землёй)
В: - Для чего дереву нужен корень?
(Питает дерево, держит дерево)
В: - Какая часть дерева у тебя? (Ствол)
В: - Для чего нужен ствол? (По стволу и по веткам вода и питательные вещества поступают к листьям)
В: - А что в руках у остальных ребят? (Листья, плоды)
В: - Где они располагаются на дереве? (На ветках)
В: - Для чего нужны листья? (Выделяют кислород) Когда листья падают на землю, что с ними происходит? (Гниют, образуют питательные вещества)
В: - Какая польза от плодов? (Питание для животных и птиц; семена падают в землю, прорастают, растут новые деревья, круговорот)
В: - Теперь давайте на магнитной доске из ваших частей дерева соберём целое дерево. (Дети при помощи магнитов располагают части дерева в нужном месте на магнитной доске)
В: - Молодцы, справились с заданием. Скажите, в какой русской народной сказке упоминается яблоня? Гости помогают ребятам.
("Гуси-лебеди")
В: - Как вы думаете, почему Кощей Бессмертный под яблоней не спрятал сундук? (Потому что лягушка не из этой сказки)
В: - А мы идём дальше искать сундук? (Да) Встаём "паровозиком" и идём за клубочком, при этом приговаривая наше четверостишие:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Все деревья обойдём,
Сундук лягушке мы найдём!
3) В: - Вот ещё одно дерево. Как оно называется? (Берёза)
В: - Посмотрите, нет ли здесь сундука с короной?
(Дети осматривают берёзу, сундука нет, нашли фотографии с изображением берёзы в разное время года)
В: - Что вы нашли под берёзой? (Фотографии)
В: - Давайте их разместим на доске (воспитатель располагает фото на магнитной доске). На них есть что-то общее?
(Везде сфотографирована берёза)
В: - А что-нибудь эти фотографии различает?
(Берёза изображена в разное время года)
В: - Покажите, на какой фотографии изображена зимняя берёза, весенняя, летняя, осенняя? Почему вы так решили?
(Названный ребёнок указывает на нужную фотографию и комментирует, почему он решил, что это данное время года)
В: - Вам понравились фотографии с изображением берёзы? (Да)
В: - А как ещё можно передать красоту русской берёзы? (Нарисовать, словами описать)
В: - Как называется человек, который в стихотворении при помощи выразительных средств описывает природу или ещё что-либо?
(Поэт)
В: - А мы с вами знаем стихотворения о берёзе, в которых русские поэты по-своему описывали это прекрасное дерево? (Да)
В: - Послушаем их в исполнении наших ребят? (Да)
В: - Соня Шатура расскажет нам стихотворение Сергея Есенина "Берёза" (Соня рассказывает)
- Полина Епихина расскажет стихотворение Всеволода Рождественского "Берёза" (Полина рассказывает)
- Таня Горбунова расскажет стихотворение Александра Прокофьева "Берёза" (Таня рассказывает)
В: - Вот мы с вами послушали несколько стихотворных произведений. Красиво описывают берёзу поэты? (Да) Они восхищаются этим деревом? (Да)
В: - Не только в стихах, но ещё и в сказках упоминается берёза. Вспомните сказки или сказку, где говорится об этом дереве. ("Маша и медведь")
Продуктивная деятельность
В: - Ребята, а хотите создать свои произведения, посвящённые берёзе? (Да) Давайте выполним аппликацию с элементами рисования. Перед вами лежат листы бумаги, тонированные под определённое время года, стволы берёз, листочки, снег. Вы выбираете любой тонированный лист и наклеиваете на него ствол берёзы, дорисовываете карандашом ветки, приклеиваете листочки, соответствующие данному времени года. Всем понятно задание? Приступаем к работе.
(Дети выполняют работу за столами, на которых разложен материал для аппликации, воспитатель помогает, если у кого-то возникают затруднения)
В: - Давайте ваши работы поместим на доске и посмотрим, все ли верно выполнили задание. Всё верно? (Проверяем работы, если есть неточности, комментируем их) Красиво получилось?
В: - Здесь сундук мы тоже не нашли. Идём дальше? (Да)
Воспитатель проводит физ. минутку
Физ. минутка
«Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли шагаем на месте
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём остановится
Руки дружно разведём. развести руки в стороны
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, присесть
А потом все дружно встали, встать
Великанами все стали. поднять руки вверх
Дружно мы похлопаем! похлопать
Тихонечко потопаем! потопать
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Воспитатель с детьми подходят к последнему дереву.
4) В: - Это что за дерево? (Дуб)
- В какой русской народной сказке упоминается дуб? ("Царевна-лягушка")
В: - Может быть сундук здесь? (Да) Посмотрите. (Есть)
- Проверим, там корона или нет. Ребята, я не могу открыть сундук. Почему? (Он закрыт на замок)
- Как же нам его открыть? Смотрите, ребята, дуб стоит, а под ним листья дуба с цифрами лежат и какой-то листочек на ветке висит. Давайте прочтём.
Воспитатель читает записку:
" Чтоб открыть сундук и забрать его содержимое, нужно отгадать код замка, а отгадаешь ты его, решив математические задачи.
1-я задача. Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл. Два под берёзой, три у осины. Сколько их в плетёной корзине?
(Дети должны взять дубовый листок с цифрой 5)
2-я задача. Четыре зайца шли из школы, вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись, а сколько не успело? (Листок с цифрой 2)
3-я задача. Сколько огоньков у светофора? (Листок с цифрой 3)
Воспитатель выкладывает листики с цифрами в ряд:
- Ребята, вот такой код у нас получился, давайте проверим, правильно ли мы решили задачи (воспитатель набирает код, замок открывается, все заглядывают внутрь и видят там корону, воспитатель берёт корону в руки).
В: - Ребята, мы выполнили просьбу лягушки? (Да)
- Вернём ей корону? (Да)
- А чтобы нам вернуться назад в сад, где нас дожидается лягушка, давайте опять произнесём волшебные слова. Закрываем глаза и произносим:
Раз, два, три наклонись,
Раз, два, три повернись,
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись!
Пока дети произносят слова с закрытыми глазами, воспитатель должен одеть корону и плащ, превратившись тем самым в Василису Премудрую.
Подведение итогов
В (в образе Василисы) : - Ребята, большое спасибо вам за то, что вы помогли мне вернуть корону. Много испытаний вам довелось пройти? Вы со всеми справились? Теперь я вынуждена с вами попрощаться, меня ждёт Иван-царевич, но я надеюсь, что мы с вами ещё увидимся. До свидания, ребята! До свидания, гости дорогие! ("Василиса" уходит)