Люция Аглямзянова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка кукла-самоделка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная игрушка кукла-самоделка»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре. Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку.
Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Народная игрушка кукла-самоделка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: Познакомить детей с историей и способом изготовления народной игрушки – куклы-самоделки. Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно.
Развивающие задачи: Развивать интерес к народной игрушке. Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки.
Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Воспитывать нравственно- эмоциональные качества :воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Оборудование и методическое оснащение: Презентация на тему «Народная кукла»;выставка «Тряпичная кукла»; инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);запись с русской народной музыкой;
Предварительная работа: Создание мини- музея «Самодельные игрушки». Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов (дерево, солома, камень, ткань). Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», чтение сказки «Василиса Прекрасная», загадывание загадок об игрушках.
Ожидаемые результаты: Усвоение знаний о традициях русского народа; умение изготавливать тряпичных кукол.
Ход занятия:
Дети входят в группу, звучит русская народная мелодия
- Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты- мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Здравствуйте гости!
- Ребята вы слышите?
Дети: Да!
- Это звучит русская народная мелодия. Раньше в старину люди слушали народную музыку и жили не в квартирах, а в избах. В нашем детском саду тоже есть музей русской избы. Расскажите, что есть в нашем музее.
Дети: Есть самовар, старинная посуда, утюг, сундук и печь и т. д.
-Правильно. Раньше ребята не было шкафов, кроватей и спали на лавочках, дети после уличных гуляний, сушились на печке, играли в разные игрушки.
Я вам сейчас расскажу об одной из самой любимой игрушке кукле-самоделке.
Дети рассаживаются на скамейки, покрытые домоткаными ковриками.
Презентация «Кукла-самоделка»
Самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть до сто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Ребята, «свертеть» это старинное русское слово, значит сделать, смастерить.
Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла.
У нее появились ручки, ножки, но лица как и у кукол бревнышек по-прежнему не было. Так как по старинному поверью «если у куклы было лицо, она могла принести беду в дом, поэтому куклы были безликие». После этого ее можно было, и «рядить», это старинное русское слово означало наряжать.
Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, ее и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники». Так играли девочки постарше.
А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком, качали ее, пели колыбельную.
Давайте мы с вами тоже споем колыбельную.
Баю- баюшки- баю
Не ложись ты на краю
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
-Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А вам хотелось бы смастерить такую куклу?
Дети: Да
-Вы умеете мастерить русскую куклу?
Дети: Нет
- А давайте я вас научу вертеть такую куклу по одному из способов.
Подойдите к столу я буду показывать как надо мастерить такую куклу
Сначала на большом квадрате ткани, находим серединку, положим в нее небольшой кусочек ваты, теперь голова стала круглой формы.
Завязываем ниткой или вдеваем шнурок на уровне шеи. Получилась голова.
Теперь свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.
Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.
Чтобы наша кукла получилась нарядная, мы сделаем ей юбочку из маленького лоскутка ткани и завяжем платок
-Я думаю, что у нас все получится. Для этого давайте уточним, запомнили ли вы как делать куклу.
Дети проговаривают этапы выполнения работы. Проходят за столы.
На столах у нас есть все для работы, приступайте к работе.
Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, которые испытывают
трудности при выполнении работы.
В ходе занятия пальчиковая гимнастика:
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня :
Паровоз и два коня, (хлопать в ладоши)
Серебристый самолет, (загибать поочередно пальчики)
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъемный кран
_ У всех все получилось, возьмите своих кукол на руки, посмотрите на них, красивые получились, а у соседа хороша кукла. Покажите взрослым.
Чтение стихотворения, дети стоят в кругу с куклами.
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Свернута из тряпки
Руки-словно лапки.
В юбочку, наряжена.
Хоть не магазинная,
Но зато красивая!
Параша ее любит.
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Оформление с детьми выставки «Кукла- самоделка».
Ваши мамы тоже смастерили для нас куклы, посмотрите что у них получилось. Кукол которых мы сделали поставим рядом с теми, которых изготовили ваши мамы и получится у нас большая коллекция самодельных кукол.
Воспитатель:
-Дети вам понравилось, то чем мы сегодня занимались? - Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? О чем могли бы рассказать дома маме, папе. А вы, можете дома научить своих друзей мастерить такую куклу. Давайте попрощаемся с гостями и после трудной работы идем отдыхать.