Кирсанова Оксана Вячеславовна
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Любим мы в России пирожки с капустой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему:
«Любим мы в России пирожки с капустой!»
(познавательное, коммуникативное, музыкальное)
Цель: Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить с традиционными обычаями русского народа, использовать художественные средства выразительности.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Любим мы в России пирожки с капустой!“» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
2. Учить читать стихи, водить хороводы, отгадывать загадки, играть в народные игры.
3. Воспитывать патриотические чувства к России и русским народным традициям.
Входит воспитатель в русском народном костюме с корзинкой, в которой вилок капусты.
Воспитатель: Осень-золотинушка прошла
Но подарков много принесла
Целую корзину овощей
Для салатов, для супов, для щей.
Сегодня на наше необычное занятие я пришла не с подарком, а с одним овощем. Каким? Отгадайте.
Я на грядке уродилась,
В сто одёжек нарядилась.
Все одёжки без застёжки,
Кочерыжка вместо ножки.
Дети: Капуста!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую капусту я вырастила. Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала. Урожай нынче хороший, чтобы его на зиму сохранить, лучше засолки не придумать. Да ведь в один день всей капусты не заготовить. Вот и повелось на Руси заготавливать капусту всей деревней, а затем праздновать это событие. Ребята, а где растёт капуста?
Дети: На грядке, на огороде.
Воспитатель: Давайте ее вместе рассмотрим. Какая капуста? (воспитатель дает детям потрогать капусту)
Дети: Холодная, гладкая, круглая…
Воспитатель: Есть у меня доска и нож (воспитатель показывает детям) .
Вот я возьму нож и разрежу капусту, а затем посеку ее на кусочки. Давайте попробуем капусту. Какая капуста на вкус?
Дети: Сладкая, горькая, вкусная…
Воспитатель: Вот так давным-давно, на Руси в каждой семье капусту рубили, а затем ее солили. Для засолки капусты нам, конечно, понадобится соль. Смотрите, что я буду сейчас делать! (Воспитатель чистит, режет капусту, жмет, солит.) Запомнили! А теперь давайте споем песню и повторим все мои движения руками.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
(С. Железнов, Е. Железнова)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо потрудились. Недаром говорится - дело мастера боится. Заводите-ка, ребята, хоровод про капусту нашу белокочанную, чтобы и на следующий год она также хорошо уродилась!
Хоровод «Кочаны»
(муз. Д Львов-Компанейц, сл. И Мазнин)
Воспитатель: Вот так, ребята, капуста издавна была самым главным овощем на Руси. Но вы же знаете и другие овощи, которые можно вырастить на грядке. Вот про них я вам сейчас загадаю загадки.
1. Сидит бабка на грядке
Вся в заплатках,
А иголками не сшита. (Капуста)
2. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь)
3. Говорят он горький.
Говорят - не сладкий.
Стрелочкой зелёной -
Он растёт на грядке.
Он полезный самый -
В том даю я слово.
Этот овощ съешьте -
Будете здоровы. (Лук)
4. И зелен и густ,
На грядке вырос куст.
Покопайте немножко,
Под кустом.? (Картошка)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо загадки знаете, все отгадали. Но делу – время, потехе – час. Кто хочет поиграть сейчас?
Игра «Весёлая капуста»
(Музыкальное оформление из сборника «Танцуй малыш 1» Т. Суворовой «Калинка»)
(В центре круга стоит ребенок в шапочке капусты. Как только зазвучит музыка, «Капуста» на носочках бежит по кругу. С окончанием музыкального отрывка она выводит в центр ребенка, рядом с которым остановилась, затем вместе танцуют. Остальные ребята хлопают в ладоши.)
Садятся на стульчики.
Воспитатель: А стихи о капусте вы знаете? (Да.)
(дети рассказывают стихи)
1. Поднялась капуста,
Важно осмотрелась,
Поскорее в кофточки тёплые оделась.
Плащиком зелёным укрывает нос:
– Мне теперь не страшен дождик и мороз!
2. Поле убирают, в огороде пусто,
Только за сараем ёжится капуста.
С грядки не увозят вот уж две недели,
Даже от мороза жилки посинели.
Смотрит за ограду хрусткая капуста…
Ни травинки рядом – потому и грустно.
3. Ее на зиму шинкуют,
Солят, квасят, маринуют.
Ведь капуста, как известно,
Во всех видах нам полезна.
Она раны очищает
И от стрессов защищает,
И лечебна, и вкусна –
Она нам всегда нужна.
4. Побежали мы вприпрыжку
Рвать капусты кочерыжку.
Только сверху кочерыжки
Было листьев много слишком.
Отнесём капусту маме –
Листья станут голубцами.
Воспитатель: Ну что же капусты у нас вполне хватает. Ребята, а давайте подумаем, какие блюда можно приготовить из капусты? (Ответы детей)
А сейчас я вам загадаю очень интересную загадку, а о чем она, вы догадайтесь сами:
Жить в квашне я не хочу
Поднимаюсь и пыхчу.
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня. (Тесто)
Как вы думаете, что это такое? Затрудняетесь ответить? Тогда за отгадкой давайте сходим в гости. Я уверена - там помогут найти отгадку!
(Дети с первым воспитателем отправляются в «Музей русской избы», где их встречает «Хозяюшка» - второй воспитатель в русском народном костюме. На столе рядом с ней приготовлены мука, вода и соль.)
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть у себя в гостях!
Воспитатель: Здравствуй хозяюшка! Мы пришли к тебе за подсказкой к загадке! (повторяет загадку).
Хозяюшка: Ну что ж, вы как раз вовремя. Я сейчас только собиралась испечь пирожков к чаю – да вот тесто я ещё не замесила. Слово «тесто» - это и есть ответ к загадке! Ой, а с чем же мне пироги-то испечь?
Воспитатель: А в этом мы тебе сможем помочь! Мы с ребятами заготовили много капусты – вот из нее-то и можно сделать начинку для твоих пирожков.
Хозяюшка: Спасибо вам, друзья! Может быть, тогда и пирожки вместе приготовим? (Да.) Я вам сейчас расскажу и покажу, как можно замесить тесто для пирогов.
(Показывает и рассказывает технологию приготовления соленого теста для лепки)
Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы у хозяюшки дело лучше спорилось, мы будем помогать ей песенкой с движениями!
Песня «Лепи, лепим пирожки»
(На мотив песни С. Булдакова «Мой подарок маме»)
1. Лепим, лепим пирожки
Мы с капустою внутри,
Чтобы всех своих друзей
Детки угостить могли
Припев: Раз! (хлоп в ладошки с одной стороны)
Два! (хлоп в ладошки с другой)
Пирожок! (раскрываем ладошки)
Будем есть тебя, дружок! (грозим пальчиком)
2. Мы положим на ладошку
Нашу белую лепешку (ладошками поглаживаем о ладошку, раскатываем тесто)
Будем тесто мы месить,
Будем пирожки лепить. (энергично сжимаем пальчики «месим тесто»)
Припев: повтор
Воспитатель: Спасибо вам ребята за помощь и поддержку! Вот и тесто готово! А сейчас каждый из вас слепит свой пирожок, положит в него начинку. А затем мы их испечем в нашей русской печке.
(Дети на столах, с помощью взрослых, лепят пирожки с капустой, выкладывают их на поднос и ставят в печь.)
Воспитатель: А пока пекутся пирожки, давайте с вами споем весёлую песенку.
Песня «Я пеку, пеку, пеку»
(А. Филиппенко, Н. Кукловская)
(Во время исполнения песни второй воспитатель незаметно заменяет в печке поднос с пирогами, слепленными детьми, на поднос с горячими домашними пирожками, приготовленными заранее.)
Воспитатель: И капусту засолили, и хороводы водили, и стихи читали, и загадки отгадывали, и очень весело играли, и тесто месили, и пирожки лепили. А теперь посмотрим, испеклись ли наши пирожки? (Достает горячие домашние пирожки из печки.) Ну что ж, а теперь приглашаем всех в группу на чай с пирогами!