Валентина Стрекозова
Конспект интегрированного занятия «Матрёшка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Матрёшка»
Цель: формировать у детей 4-5 лет интерес к народным традициям на примере русской народной игрушки – матрёшки.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представление детей о народной игрушке – матрёшка.
2. Закреплять название геометрических фигур и цветов.
3. Упражнять в счёте в пределах 5.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Матрёшка“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
4. Закреплять умение устанавливать соотношение между пятью предметами по высоте.
Развивающие:
1. Развивать словесно-логическое мышление.
2. Развивать наблюдательность, замечать характерные особенности предмета.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал: большая матрёшка, конверты с разрезанными картинками, плоскостная матрёшка с геометрическими схемами, геометрические формы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, создание мини-музея «Весёлая матрёшка», чтение сказки про Домовёнка Кузю, потешек, стихов, загадывание загадок о матрёшке, игры с матрёшками.
Обогащение и активация словаря:
Матрёшка, народная игрушка, русский сувенир, деревянная, расписная, яркая, румяная, красочная, сарафан, фартук, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, высокая, пониже, низкая, самая высокая (низкая).
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Очень рады Вас видеть. Всем ли удобно? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Стук в дверь, входит Домовёнок Кузя, в руках корзина.
Воспитатель: Ой, а у нас гость. Ты кто?
Кузя: Я – Домовёнок Кузя. пришёл к вам в гости, да не с пустыми руками.
(показывает корзину, накрытую платком)
Воспитатель: Ребята, вам интересно, что же у Кузи в корзине?
Дети: Да!
Кузя: Вы узнаете, что у меня в корзине, отгадав мою загадку:
Я на ярмарке бывал,
Там игрушки выбирал,
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Пять кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
В гости куклы к нам спешат.
Поиграть они хотят.
Дети: Матрёшки.
Кузя: Правильно, ребята – это матрёшка. (достаёт из корзины матрёшку)
Не пойму было матрёшек много, а сейчас одна. Куда же подевались остальные?
Воспитатель: Мы не знаем, но эта матрёшка уж очень хороша! (берёт в руки матрёшку) Ребята, а какая матрёшка? Из чего она сделана?
Дети: Из дерева, деревянная, красивая, яркая, красочная, расписная, весёлая, румяная.
Воспитатель: Во что одета наша матрёшка?
Дети: Сарафан, фартук, платок.
Воспитатель: Наша русская матрёшка – настоящая красавица. Такую куклу делают только у нас в России. Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Про матрёшку сочиняют стихи и песенки.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Кузя: Как интересно! А я вспомни частушку про матрёшку. Вот послушайте
Шли матрёшки по дорожке
Было их немножечко
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Ах, матрёшечка – матрёшка,
Хороша – не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Воспитатель: Молодец, Кузя! Ребята, эта матрёшка особенная (берёт в руки, тяжелая, что-то в ней гремит (чуть трясёт, давайте попросим матрёшку, чтоб она открылась. Нужно сказать слова:
Матрёшка, матрёшка,
Откройся немножко. (говорят все вместе)
Не хочет, а давайте с ней поиграем, может она и откроется.
Игра с первой матрёшкой
Кузя: Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
(Дети встают в круг, Кузя берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).
У кого в руках матрёшка,
Тот потопает немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял,
Тот красиво приседал!
Воспитатель: Смотрите открылась. (выставляют на стол вместе с большой матрёшкой матрёшку поменьше, опять трясёт). Что-то ещё в ней гремит? давайте попросим матрёшку, чтоб она открылась. (говорят все вместе)
Матрёшка, матрёшка,
Откройся немножко.
Эта тоже не хочет открываться. Наверно тоже хочет, чтобы мы с ней поиграли.
Игра со второй матрёшкой «Собери матрёшку»
Детям предлагается половинка матрёшки из бумаги. Им необходимо подобрать вторую половинку и собрать матрёшку. (половинки матрёшек лежат на столе. Воспитатель раздаёт вторые половинки детям. Дети находят вторую половинку и соединяют две части. Воспитатель предлагает ребёнку открыть матрёшку)
Кузя: Смотрите, тут ещё одна матрёшка! Только она совсем другая.
Воспитатель: Ребята, какая матрёшка? Она меше или больше, чем две первые?
Дети: Меньше.
Воспитатель: Посмотрите первая матрёшка – большая, вторая – поменьше, третья – ещё меньше (предлагает детям повторить размеры матрёшек) Молодцы! Давайте узнаем есть ли ещё матрёшка внутри (пытается открыть, не получается)
Матрёшка, матрёшка,
Откройся немножко.
Воспитатель: Кузя, помогай!
Кузя: Никак. А давайте и с этой матрёшкой поиграем!
Игра с третьей матрёшкой
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Поклон – правая рука к левому плечу, поклон вниз)
Кузя: Смотрите, и эта матрёшка открылась! (ребёнок выставляет на стол следующую матрёшку)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли внутри этой матрёшки ещё что-то? (предлагает ребёнку потрясти матрёшку)
Дети: Там, наверное, ещё матрёшка.
Воспитатель: И, чтобы открыть её, надо с ней…
Дети: Поиграть!
Воспитатель: Правильно! Хотите?
Дети: Да!
Игра с четвёртой матрёшкой
Воспитатель вывешивает на доске матрёшку, на столе набор геометрических фигур.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат на столе?
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель: Посмотрите на матрёшку на доске. Давайте её украсим. (воспитатель раздаёт детям по одной геометрической фигуре, дети рассматривают свою фигуру)
Какая фигура у Оли? У Ромы? У Карины? У Таисии? (ответы детей) А сейчас каждый из вас выложит свою геометрическую фигуру по контуру на матрёшке.
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрешку смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети украшают матрёшку фигурами.
Воспитатель: Давайте попробуем открыть матрёшку
Матрёшка, матрёшка,
Откройся немножко.
(дети помогают открыть последнюю куклу)
Кузя: Как много матрёшек. А сколько их всего? Как узнать?
Дети: Нужно посчитать. ( дети считают: первая, вторая, третья, четвёртая, пятая) Всего пять.
Воспитатель: Давайте поставим их по порядку от самой высокой до самой низкой. (дети выполняют задание, проговаривая размер матрёшек)
Дети: эта матрёшка самая высокая, эта пониже, эта ещё ниже, эта низкая, а эта самая низкая.
Кузя: Вот матрёшки и нашлись, все пять. Я очень рад. Ну мне пора. Спасибо вам ребята, до свидания! (Кузя прощается с детьми, уходит)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы. Вам понравилось?. Что больше всего? (ответы детей)