Елена Туквадзе
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Современная матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Современная матрешка».
Подготовила и провела воспитатель Туквадзе Е. В.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного творчества.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Познавательное развитие.
1. Продолжать знакомить с историей возникновения русской матрешки, с видами матрешек, с этапами изготовления матрешки.
2. Развивать умение различать виды росписи.
3. Формировать умение составлять целое из частей.
Речевое развитие.
4. Развивать умение поддерживать беседу; выразительно, с естественной интонацией читать стихи.
5. Обогащать словарный запас: Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Кировская, Тверская, авторская матрешки.
Художественно-эстетическое развитие.
6. Формировать умение придумать свой образ матрешки и осуществлять задуманное в рисунке.
7. Развивать воображение, умение доводить начатое до конца. 8. Совершенствовать навыки работы с акварельными красками.
Социально-коммуникативное развитие.
9. Формировать умение выполнять правила игры.
10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.
Предварительная работа: знакомство с разными росписями матрешек; заучивание стихов о матрешке; игры с деревянными матрешками из мини-музея «Развивай-ка».
Дидактическое обеспечение:
1. Чудесный мешочек, игрушки – матрешки, дидактическая игра «Сложи матрешку».
2. Деревянные матрешки разных авторов.
3. Плоскостные заготовки матрешек из белого картона, акварельные краски.
Ход занятия:
- Ребятки! У меня в руках чудесный мешочек. Догадайтесь – что же в нем из загадки.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички.
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы. Матрешки
- Правильно!
Воспитатель достает из мешочка деревянную игрушку, расписанную Сергиево-Посадскими мастерами.
-Вы помните историю появления игрушки?
Ответы детей
. –Да, конечно. Корни истории матрешки - из Китая. Очень давно, около 120 лет назад, жил в Москве богатый купец Анатолий Иванович Мамонтов. У него был книжный магазин «Детское воспитание». Его жена, Мария Александровна, открыла при этом магазине мастерскую по изготовлению игрушек. Там работали настоящие народные умельцы. Однажды из Японии была привезена деревянная кукла: добродушный старичок-мудрец Фукурама. Он раскрывался - в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Понравился народным умельцам Фукурама. Решили они выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их.
У первой матрешки было 8 кукол. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан, рубаху, передник и платочек; в руках она держала черного петуха. В ней прятались: девочки - в фартуке, с серпом, с плошкой; мальчик в рубашке-косоворотке; девчушка с куклой; малыш в слюнявчике с пальчиком во рту; младенец в пеленках. Кукла получилась на удивление русской.
-А кто помнит, почему ее назвали - матрешка? Ответы детей.
- Правильно! Молодцы! После появления первой матрешки в разных городах и селах России народные умельцы начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Скажите, пожалуйста, вы узнали откуда эта игрушка?
- Конечно, Сергиево-Посадская матрёшка (Загорская) из города Сергиев-Посад (Московской области).
- Я из Сергиево-Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор. (1 ребенок)
- Да, она очень похожа на первую матрешку. Часто в руках она держит какой-нибудь предмет: корзинку, узелок, самовар, чайник, грибок, яблоко…
- Посмотрите! А это что за матрешка?
Воспитатель достает из мешочка следующую игрушку. Ответы детей.
- Да, это Семеновская матрешка из города Семенова (Нижегородской области). Только у семеновской матрешки на платке есть кайма с цветочными бутонами.
-Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке. (2 ребенок)
Из мешочка воспитатель достает следующую игрушку и показывает детям.
- Верно, это Полхов-Майданская матрешка из села Полхов-Майдан (Нижнгородской области).
-Из Полхов-Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой(3 ребенок)
- Достаем четвертую игрушку. Это…
Вятская матрешка (Кировская) из города Кирова. Матрёшек украшают узорами из ржаной соломки.
-Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские, всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши. (4 ребенок)
- А вот еще игрушка. (Воспитатель достает из мешочка еще игрушку) Тверская матрешка из города Тверь. Здесь мастера изображают их в виде сказочных персонажей.
-Коллекция Тверских матрешек,
Хранится в комнате моей.
В ней персонажи сказок русских,
Дороже монстров и родней. (5 ребенок)
Из мешочка воспитатель достает последнюю игрушку.
- Посмотрите, ребята, это авторская матрешка. Роспись этих матрешек зависит от фантазии автора.
-Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.
Наша русская матрёшка не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском весь находится секрет!
(6 ребенок)
- Да, ребятки, русская матрешка вместе с русской березкой и русским самоваром стала символом России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ. Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Токарь вытачивает голову и туловище матрешки. Сначала изготавливается самая маленькая матрешка - неоткрывающаяся фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой.
Затем карандашом на матрешку наносится основа рисунка, намечаются контуры рта, глаз, щёк.
После этого матрёшке рисуют одежду красками или гуашью и покрывают лаком, чтобы блестела.
- А сейчас, ребятки, выходите на ковер, на физкультминутку!
Физкультминутка Матрёшки :
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, приседания)
Мы похожи словно сестры. (Руки к голове, наклоны головы влево-вправо) Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
- Садитесь на места. А сейчас мы превратимся в современных мастеров. И будем придумывать своих матрешек. У вас на столах заготовки матрешки, простой карандаш и краски. Сначала простым карандашом сделайте набросок своей игрушки, а затем раскрасьте. Приступаем к работе.
Дети выполняют задание.
- Справились? Пока сохнут ваши работы, давайте соберем разрезные картинки «Матрешки».
Воспитатель раздает картинки. Дети собирают и называют виды росписей матрешек, какие им достались. Воспитатель вывешивает на доску высохшие работы, и все дети выбирают наиболее понравившуюся им.
- Молодцы, вы были сегодня мастерами. У всех очень красивые матрешки! Занятие закончено.