Олеся Решетнёва
Конспект интегрированного занятия «В гостях у бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «В гостях у бабушки»
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его праздниках и традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват и т. д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
3. Развивать связную монологическую речь
Публикация «Конспект интегрированного занятия „В гостях у бабушки“» размещена в разделах
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
6. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями.
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, загадки, вопросы);
Наглядные (рассматривание старинных вещей);
Практические (техника рисования мыльными пузырями);
Игротерапия.
Материалы и оборудование:
- «Русская изба» с предметами быта (прялка, стол, старинная посуда, ухват, коромысло, керосиновая лампа, самовар и т. д;
- гуашь, ёмкости для мыльных пузырей, коктейльныетрубочки, шаблоны из бумаги для блинов).
Ход занятия:
Дети входят в зал и встают в полукруг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Улыбнитесь. Посмотрите, какое у меня весёлое солнце. (В руках солнце) Назовите его ласково.
Дети отвечают: Солнышко.
Воспитатель: Передавая, солнышко, друг другу, назовите также ласково свои имена. (Дети называют свои имена).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы поговорим с вами о русском быте, как жили наши предки.
Воспитатель надевает платок и играет роль бабушки.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
Я про эту старину,
Свой рассказ вам поведу.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы тепло из избы не выходило. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Воспитатель: Теперь вы самые дорогие гости мои! Проходите скорее ко мне в избу. Посмотрите на моё главное богатство (печь) «Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Возле печи всегда стояли большие и маленькие чугунки, в которых готовили пищу, а вот в таких крынках молочко, квас хранили. (Дети рассматривают утварь).
Воспитатель: Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить – это делали с помощью ухвата. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли (показ ухвата и кочерги). Эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Воспитатель: Посмотрите – это керосиновая лампа, ей в тёмное время суток освещали избу. А вот и коромысло, которым пользовались когда носили ведра с водой. Ребята мебель в моей избе самодельная, деревянная, очень простая: лавки для сиденья и стол.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой люди пользовались в старину (на столе стоят чашки, большие и маленькие горшки, ложки). Сделана она из дерева, из глины. А вот в кувшине в хранили молоко. Все это называется кухонная утварь. А начальник на столе, догадайтесь кто? Молодцы ребята, все знаете, а загадки мои отгадаете? Ребята, садитесь вокруг стола.
Дети отгадывают загадки
1. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
3. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит (чугунок)
4. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
5. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло).
7. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
8. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали.
(прялка).
9. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти).
Воспитатель: А сейчас ребята, скажите, какие на Руси блюда готовили.
Дети называют.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, сейчас мы с вами будем печь блины. Но Блины у нас будут необычные, чтобы первый блин не получился комом, я его испеку первая. Сначала я возьму коктейльную трубочку, опускаю её в наш волшебный раствор и осторожно начинаю дуть. Ребята посмотрите, сколько появляется много пузырьков. Пузыри поднялись к краю посудины. Берём наш блин и кладём на тарелочку. А теперь поднимаем блин, посмотрите, какой он получился румяный и поджаристый. Сейчас вы будете печь такие же блины.
Воспитатель: Ребята возьмите коктейльные трубочки опустите их в наш раствор и осторожно начинайте дуть, чтобы пузыри поднялись к краю тарелочки. Берите свои блины и прикладывайте их к тарелочкам с мыльными пузырями. Вот и получились у нас с вами волшебные блины. Ребята вам понравилось создавать своими руками блины? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Карусели»
Игра «Карусели»
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии? (ответы детей). А меня очень порадовало то, что вы очень постарались, создавая свои необычные волшебные блины. Всем большое спасибо.