Елена Харитонова
Консультация для родителей «Весёлые скороговорки для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация звука в предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Скороговорки на звук “Р”– специально подобранные фразы, для закрепления правильного произношения звука Р.
Скороговорки со звуком Р:
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Был в саду переполох —
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
В аквариуме у Харитона четыре черепахи да три тритона.
Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Вороватые вороны разворовывали варенье сваренное Варварой в воскресенье.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Все бобры добры для своих бобрят.
Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на чёрном кларнете,
Кирилл — на валторне,
На арфе — Алла,
А на рояле Лара играла.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка —
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Краб забрался на трап
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.
Крокодил зарылся в ил,
Крокодила Нил манил.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!».
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Повстречались две подружки, две подружки — две болтушки,
Говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Проворонила ворона воронёнка.
Продавец продает сухие продукты:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть.
Но всухомятку не нужно их есть.
Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
У старика и старухи
Был котёнок черноухий,
Черноухий и белощёкий,
Белобрюхий и чернобокий.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.