Лидия Рахибовна Кондратьева
Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Знакомство детей с русской народной игрушкой— матрешкой в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с русской деревянной игрушкой—матрешкой;
-Продолжать знакомить с русскими народными инструментами; тембром их звучания (ложки, балалайка); сравнивать различные настроения (весело, грустно); развивать чувство ритма, чувство ансамблевой игры;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развивающие:
-Закрепить умение детей двигаться в хороводе дробным шагом, сужать и расширять круг, кружиться на всей стопе;
-Развивать умение инсценировать знакомые песни и игры, работать над образностью движений, использовать знакомые танцевальные движения в играх, хороводах;
-Развивать звуковысотный слух, петь легко, выразительно, соответственно характеру песни, чисто интонировать мелодию;
-Развивать умение матрешки украшать фартук матрешки ватными палочками;
Воспитательные:
-Воспитывать чувство уважения к мастерству народных умельцев; чувство товарищества, выдержку, быть добрыми, приветливыми;
-Создать обстановку эмоционального благополучия, дать возможность детям получить новые впечатления.
Оборудование:
Гуашь, ватные палочки, матрешки, видеоряд (балалайка, матрешка, музыкальный ряд («Доброе утро», «Жаба Квака», «Во саду ли, в огороде» (р. н. м., «Танец матрешек» А. Нагаев, «Танец с матрешкой», «Кадриль» Т. Суворова, «Калинка» (р. н. м., пиктограммы с эмоциями, маски, аудиозапись звучания балалайки).
Предварительная работа:
Разучивание: распевки «Доброе утро», артикуляционной гимнастики «Жаба Квака», слушание русских танцев со звучанием разных инструментов (ложки, дудочки, бубны); танца с ложками.
Ход занятия:
Дети с музыкальным руководителем входят в зал.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы будем с вами петь, танцевать, играть, а помогать нам будет моя подружка, удивительная игрушка. Отгадайте, кто она?
Загадка про матрешку :
«Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка».
(просмотр слайда куклы-матрешки)
Дети отгадывают загадку. (В зал входит Матрешка- воспитатель под музыку).
Дети, давайте поздороваемся с Матрешкой.
Дети поют распевку «Доброе утро» (Музыкальная палитра №4 2012г. стр4)
Выполняют артикуляционную гимнастику «Жаба Квака» (Музыкальная палитра №4 2012г. стр4)
Матрешка : (показывает наряд)
«Я матрешечка, я круглешечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щечки пухленькие, сама кругленькая,
А на голове платок, словно яркий цветок».
Музыкальный руководитель:
«Ах, матрешечка - матрешка, хороша не рассказать.
Очень любят с тобой детки в нашем садике плясать».
Дети встают по кругу за Матрешкой и закрепляют топающий шаг, сходятся и расходятся из круга, кружатся на этом же шаге. Музыка «Во саду ли, в огороде» (р. н. м)
Музыкальный руководитель:
Сядем мирком—да поговорим ладком,
Изба детьми весела.
Сядем ровнее—будем здоровее.
(На столе стоит Матрешка, прикрытая салфеткой)
-А вы знаете, что в каждой стране у детей есть своя игрушка-сувенир (открывает на столе матрёшку). Как вы думаете какой? (Матрешка).
Матрешка у нас появилась очень давно. Это красивая расписная кукла. Фигурку матрешки вытачивают русские мастера из деревянного бруска. Она состоит из двух частей (показ).
В ней еще одна фигурка и так до двенадцати матрешек.
Для изготовления матрешки используют сухую березу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурки кукол, начиная с маленькой. Затем фигурку обрабатывают специальной шкуркой, чтобы она стала гладкой и расписывают. После покрывают лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна веселая, другая— задумчивая, третья—озорная. Все зависит от художника. Матрешка—это русская игрушка, она отражает образ русской женщины. Она одета в русский сарафан, передник—фартук, на голове яркий платок (рассматривают). И назвали её ласково Матрена, Матреша, Матрешка.
Посмотрите, какие у матрешки красивые глазки, щечки румяные, губки алые.
(Закрепляю знания вопросами).
А хотите послушать музыку про Матрешку?
(Дети слушают А. Нагаев «Танец Матрешек»)
Какой танец у матрешек? (Веселый, быстрый, яркий, одна мелодия сменяет другую, похоже матрешки играют на разных музыкальных инструментах).
Как называется музыка? (Танец Матрешек).
Какая музыка по характеру? (Веселая, плясовая, задорная).
Музыкальный руководитель: Матрешка, а ребята знают веселую песенку про тебя! Споем для Матрешки.
(дети встают у центральной стены исполняют песню «Матрешки» муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой «Праздники в д/с» составитель С. И. Бекина).
Музыкальный руководитель: Ох, красавицы—матрешки—разноцветные одежки,
Вот матрешки встали в ряд приглашают танцевать.
«Танец с Матрешкой» (Музыкальная палитра №8 2012г стр29)
Дети садятся на свои места.
Музыкальный руководитель: У меня есть друг Тимошка (показываю пиктограмму). Когда он слушает музыку, у него меняется настроение. Он, то спокойный как сейчас, а бывает веселым, задорным (показываю, а бывает грустным (показывает грусть).
Давайте вместе с Тимошкой послушаем балалайку и узнаем, какое настроение будет у Тимошки.
Балалайка—это русский народный инструмент (показ слайда). Балалайка— удивительный инструмент, у нее всего три струны, а звучать она может по-разному.
(Дети слушают фрагмент веселой музыки, исполненной на балалайке).
-Как звучала балалайка? (Весело, задорно).
-А Тимошка что делает? (Улыбается. Ребенок выбирает соответствующую пиктограмму).
-Что хочется делать под такую балалайку? (Танцевать).
Давайте послушаем, как еще может звучать балалайка?
Дети: Балалайка звучала медленно, грустно, напевно. (Ребенок показывает соответствующую пиктограмму).
Музыкальный руководитель: Что хочется делать под такую музыку?
Дети: Петь грустную песню, отдыхать.
Музыкальный руководитель: С каким инструментом мы с вами познакомились?
Дети: С балалайкой.
Музыкальный руководитель: Совсем расстроился наш друг Тимошка.
Что же делать нам Матрешка?
Матрешка : Слушайте загадку: «Всех кормит с охотою, а сама безротая». (Ложка).
Музыкальный руководитель: Расписные наши ложки, веселее чем гармошки.
Ложки золоченые, узоры крученые.
Что играть, что плясать, никому не устать.
Развеселим Тимошку веселым танцем.
Дети исполняют «Танец с ложками». (поставить соответствующую пиктограмму).
Вот и Тимошка повеселел.
Музыкальный руководитель: Ну, ребятки, не зевайте, а в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко? Нарядитесь вы в матрешку!
Проводится игра «Матрешечка-матрешка».
Матрешке завязывают на голову платок, она садится в центр круга, дети идут по кругу и поют на мотив р. н. п: «Колпачок».
Эх, матрешечка- матрешка, аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
(говорком) : Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Музыкальный руководитель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Пройдем в нашу мастерскую, и там каждый украсит фартук своей матрешки цветами.
Матрешка : Прежде чем приступить к работе давайте, поговорим, во что одета матрешка.
-Что у нее на голове? (платок).
-Какого цвета платок? (Красный, зеленый).
-На матрешке что надето? (Сарафан и фартук).
Обратите внимание, что фартук у ваших матрешек не украшен.
У каждого из вас есть ватные палочки и гуашь. Обмакиваем палочку в краску и украшаем фартук Матрешки цветами, серединку нарисуем желтую, а лепестки красные. (дети рисуют приемом примакивания).
Во время рисования звучит песня в аудиозаписи «Русские матрешки».
Матрешка : Какие красивые матрешки у нас получились : яркие, красивые, веселые.
А пока матрешки ваши подсыхают я приглашаю вас станцевать.
«Калинка» (р. н. м)
Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, матрешка, что ты сегодня к нам в гости пришла и наших деток повеселила. Скажем Матрешке, до свидания!
Матрешка уходит.
-С какой куклой мы сегодня с вами познакомились?
-Какой новый инструмент послушали?
-А плясать и играть с Матрешкой понравилось?
-Какое у всех настроение?
Давайте посмотрим на нашего друга Тимошку. Весело ему или грустно? (выбираем пиктограмму— хорошее настроение).
Пришло время расставанья— скажем дружно: До свиданья!