Палагина Елена
Конспект интегрированного занятия «Посиделки в русской избе» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о русской избе и традициях русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
2. Закрепить знания детей о предметах русского народного быта;
3. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Посиделки в русской избе“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
4. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Предварительная работа:
1. Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины»,
«Русская изба»
2. Чтение русских народных сказок;
3. Рассматривание иллюстраций;
4. Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;
5. Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Методы и приемы:
1. Наглядный (организация мини – музея предметов русского народного быта, показ предметов старины);
2. Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
3. Практический (лепка из соленого теста);
4. Музыкальный (Русский народный хоровод, «Танец с ложками»)
Тип занятия : комбинированное;
Форма организации занятия : групповая.
Материал: предметы быта и утварь русской старины, соленое тесто, доски разделочные (по количеству детей, блюдо, противень -2 шт,.
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия. Хороводный танец «Во саду ли, в огороде».
Воспитатель (хозяйка дома) встречает детей.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй хозяюшка.
Хозяйка: Хорошему гостю хозяйка рада!
Ребенок 1: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Ребенок2: Много гостей. Много новостей.
Ребенок3: Что есть в печи - на стол мечи.
Хозяйка: Проходите гости в избу, рассаживайтесь поудобнее.
(Дети садятся на стульчики).
Хозяйка: Русь деревянная- края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Хозяйка: Ребята, знаете почему Русь называли деревянной?
Ответы детей.
Хозяйка: Давным-давно на Руси люди строили жилища из бревен. Как называли такие дома? (Ответ детей-изба). И все-то было сделано в избе из дерева : и пол, и потолок, и мебель, и стены, и посуда. В таких избах жили наши прадедушки и прабабушки. А какие пословицы и поговорки вы знаете о доме?
Дети:
Всякий дом хозяином держится.
Дома - не в гостях: посидев, не уйдешь.
Не дом хозяина красит, а хозяин — дом.
Без хозяина дом — сирота.
Хозяйка просит объяснить детей. О чем говорят эти пословицы, а затем сама подводит итог сказанному.
Хозяйка: -А теперь ребятки, отгадайте загадку:
Наша Толстая Федора
Наедается нескоро
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота.
(Печь)
Хозяйка: Ай да молодцы! Конечно же это печь! Печь в русской избе –самое главное. В старину о ней говорили так:
Ребенок: Ой ты, Печка-сударыня,
Помоги нам, барыня,
Освети, полечи и спаси,
В дом богатство неси.
Хозяйка: Ребята, почему к печке так ласково обращались люди?
(Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, и сварит печь, и испечет, обогреет, если замерз человек, вылечит заболевшего хозяина. Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.
Хозяйка: Ребята, а вспомните сказки, в которых есть печка?
Дети: Жихарка, Колобок, Гуси-Лебеди, По щучьему велению.
Хозяйка: Как печка помогла героям из этих сказок?
(Ответы детей)
Хозяйка: «На печи, на девятые кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит». Страшно? А вы не бойтесь. Давайте лучше с Бабой-Ягой поиграем.
Игра «Бабка Ёжка»
Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют песенку. «Бабка Ёжка» на одной ножке скачет в кругу, затем догоняет детей.
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Хозяйка: Сказки вспомнили, печь рассмотрели, в игру поиграли, чем же вас еще. гости дорогие порадовать? Отгадайте загадки
Я буду загадывать загадки про предметы русского быта, а вы отгадывать. И если правильно отгадали, буду показывать картинку
1. Рогат, а не бык,
Пищу берет, а несыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (ухват)
2. Черный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
3. Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля… (чугунок)
4. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (самовар)
5. Маленький Ерофейка,
Подпоясан коротенько,
По полу скок-скок,
По лавкам скок-скок
И сел в уголок. (веник)
6. Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется. (ложка)
Хозяйка: Ребята, для чего нам нужны ложки?
Ответы детей.
Хозяйка: На ложках еще можно играть. Как наши ребята умеют это делать, они сейчас и покажут.
«Танец с ложками»
Хозяйка: А у нас и весельчаки есть. Хотят смешное сказать, всех позабавить.
Ребё нок 1: Федул, чего губы надул?
Ребё нок 2: Кафтан прожег!
Ребё нок 1: Починить можно!
Ребё нок 1: Да иглы нет.
Ребё нок 1: А велика ли дыра?
Ребё нок 2: Остались ворот да рукава!
Хозяйка: Ребята, вы знаете какие – нибудь шутки – дразнилки?
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапти обуется,
Как пузырь надуется.
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросенка.
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.
Хозяйка: Ай, да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
Хозяйка: Когда я была маленькой. Мне моя бабушка всегда говорила – «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить, надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.
(Пальчиковая гимнастика «Я колю, колю дрова…»
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки-
Гори огонь в печурочки!
Гори, гори жарче печь,
Будет Дуня пышки печь.
Ай. Да молодцы, вот и печь наша разогрелась, теперь можно и тесто месить.
Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «Цапки».
Игра в «Цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам задело.
Напечь калачи всем дружно. (Воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи и складывают их на противень, ставят в печку.)
Хозяйка: Пока калачи пекутся, рассказу вам одну историю. Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, одевать бусы, туфли и всем говорить: «Я уже стала взрослой!» Алёнушка в то же время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила : «Я уже стала взрослой!»
Как вы думаете, какая же из девочек действительно стала взрослой? Почему? (Алёнушка стала взрослой, потому что помогает маме. А Настенька любит только наряжаться.)
А в народе говорят: «По одёжке не суди, по делам гляди.»
Вот и поспели наши калачи. Красивые, румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы ребята! Давайте угостим наших гостей.
(Воспитатель достаёт из печи калачи и дети угощают гостей).
Хозяйка: Гости дорогие, понравилось вам гостить у меня?
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси?
- Назовите предметы русского народного быта?
- Что было самым главным в русской избе?