Замараева Татьяна
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по страницам карело-финского эпоса Калевала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Путешествие по страницам карело-финского эпоса Калевала» для детей подготовительного возраста.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре Карелии, посредством ознакомления их с карело-финским эпосом «Калевала».
Задачи:
Воспитывать чувства любви к Родине, чувства сострадания и сопереживания героям эпоса.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие по страницам карело-финского эпоса Калевала“» размещена в разделах
Познакомить детей с героями эпоса «Калевала» (красавица Айно, Вяйнямейнен, старуха Лоухи, с карельским национальным музыкальным инструментом-кантеле.
Развивать эстетическое восприятие картин, эстетический вкус, умение определять настроение, характер героя.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать словарь детей (руны, кантеле, песнописец, Похъяла, Калевала, Лоухи, Айно, Вяйнямейнен, мельница Сампо).
Материал: столы и стулья по количеству детей, иллюстрации к эпосу, карельский костюм для воспитателя.
Ход занятия : В группу входят педагоги в карельских костюмах.
Вы любите сказки?» (Ответы детей).
Ребята, мы приглашаем Вас в путешествие по страницам карело-финского эпоса Калевала. Нам предстоит далекий путь. Вы готовы?
МУЗЫКА
Для того чтобы быстрее добраться в эту удивительную страну, нам надо превратиться в великанов. Давайте потянемся вверх. Мы идем большими шагами через карельские скалы и озера, руками раздвигаем величественные сосны. И вот, вдалеке, виднеется страна Калевала. (Дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом. В центре группы импровизированный костер.)
Мы долго шли и устали, давайте отдохнем и погреемся у костра. Что можно сделать, чтобы костер разгорелся вновь? (ответы детей) Давайте подуем на угли. Протяните свои руки и почувствуйте, как тепло. В такие далекие путешествия, в старину, брали с собой сказочников, они пели руны. Когда один уставал, другой подхватывал. Сегодня мы будем вашими сказочникоми. мы прочитаем для Вас руны - это такие песни.
Давайте возьмемся за руки. Пальчиковая гимнастика
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы,
Начиная с самых лучших.
Первая руна. (звук по струнам кантеле).
В каждой стране люди придумывали, откуда произошла жизнь. В Карелии считали, что из яйца. Об этом поется в первой руне.
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Дети делятся на подгруппы.
В: Перед вами «Разрезная картинка» с изображением – яйцо (Коломбово яйцо, нам необходимо собрать его.
Молодцы! Все получилось!
Отправляемся дальше!
Вторая руна. Сотворение кантеле.
В: Один из главных героев Калевалы - это Вяйнямейнен.
(показать картинку).
Он очень красиво умел играть на кантеле и сам его изготавливал. Однажды, он поймал щуку, и смастерил из нее себе кантеле. Кантеле-это карельский музыкальный инструмент. А теперь послушайте, как звучит кантеле. (Включить мелодию-кантеле).
Послушай вторую руну:
Короб кантеле откуда?
Он из челюсти той щуки.
Гвозди кантеле откуда?
Из зубов огромной рыбы.
Струны кантеле откуда?
Из волос коня у Хийси.
Создан короб многострунный,
Кантеле давно готово.
В: Все было для вас ясно и понятно?
Хорошо! Отправляемся дальше!
Третья руна.
Как в любой сказке есть добро и зло, так и в Карелии была светлая страна, где живут добрые люди-Калевала и темная-страна Похъяла, где живет злая старуха Лоухи. (Показать картинку)
Посмотрите на нее и скажите, какая она? (ответы детей). Вяйнямейнен так хорошо играл на кантеле, что однажды, даже солнце и месяц вышли кантеле послушать и игрою насладиться. (Провести по струнам).
А старуха Лоухи украла месяц и солнце и спрятала их в пещеру.
"Скажи наоборот" добро - зло, горе-радость, темно-светло, друг- враг,
Молодцы! Послушайте следующую руну:
Старый, верный Вяйнямейнен
Все на кантеле играет,
Пеньем радость пробуждает.
Звуки к месяцу доходят,
Донеслись к окошку солнца.
Из избы тут вышел месяц,
На кривую влез березу,
Вышло солнышко из замка,
На сосновой ветке село,
Чтобы кантеле послушать.
Лоухи, Похъелы хозяйка,
Редкозубая старуха,
Тут же солнышко схватила
И взяла руками месяц.
Унесла домой с собою,
В Похъялу, страну тумана.
Загадка про мельницу
Четвертая руна. Добрый верный Вяйнямейнен отправился вызволять солнце и месяц в страну Похъяла. У старухи Лоухи была дочь-красавица Айно. (Показать картинку) Чтобы забрать в жены красавицу Айно, Вяйнямейнену надо было сковать….
Но нужно отгадать загадку:
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
А сковать он должен был - мельницу Сампо. Сам Вяйнямейнен не смог сковать, поэтому попросил своего друга Илмаринена. (показать иллюстрацию)
Но для работы ему нужны инструменты, поможем ему найти необходимые инструменты?
На столах картинки с изображениями: кувалда, иголка, молоток, ножницы, наковальня)
Молодцы! Послушайте следующую руну:
Сам кователь Илмаринен
Уж на третий день работы
Наклонился, пригляделся,
посмотрел на дно горнила.
Видит - Сампо вырастает,
Всходит крышка расписная.
Сам кователь Илмаринен,
Славный мастер вековечный,
Принялся ковать усердно,
Бить кувалдою упорно.
Выковал искусно Сампо:
Сделал сбоку мукомолку,
Со второго - солемолку,
С третьего же - деньгомолку.
В: сядем ребята за столы и построим по образцу мельницу из палочек.
Хорошо!
На этом наше путешествие закончилось!
Вам понравилось?
Кто запомнил главных героев эпоса?