Мария Кошелева
Конспект интегрированного занятия «Поморская изба»
▼ Скачать +Заказ
Теме: «Поморская изба».
Группа: подготовительная.
Возраст: 6 - 7 лет.
Форма проведения: мастер – класс, интегрированное занятие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседа «Что такое музей?», «Кто такие поморы?»; виртуальная экскурсия «Малые Корелы».
Материалы и оборудование: гофрированный картон, ножницы, клеящий карандаш, технические средства обучения, презентация, магнитная доска.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Поморская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Цель: познакомить детей с самобытностью и архитектурой деревянного зодчества северной избы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания детей об архитектуре и особенностях северной избы;
- дать представления о материале, из которого строили дома на севере;
- учить определять своеобразие конструкции домов и сооружений и называть их;
- продолжать совершенствовать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие:
- продолжить развивать кругозор и любознательность;
- продолжить развивать мышления, слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- развивать умение работать с гофрированным картоном, действовать по инструкции;
- продолжить развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к деревянному зодчеству русского севера;
- воспитывать чувство гордости за талантливых мастеров нашей малой Родины;
- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга;
- побуждать детей доводить начатое дело до конца.
Ход занятия:
Дети входят в мини – музей деревянной избы ДОУ.
Логопед: Здравствуйте ребята. Я вижу у вас отличное настроение и это здорово. Ведь сегодня нас с вами ждет очень интересное занятие, которое пройдет в мини – музее деревянной избы.
Логопед: Ребята, у каждого человека на земле есть большая и малая Родина. Большая Родина, это наша страна Россия. Скажите, а что такое малая Родина?
Ответы детей: Это то место, где мы родились, где живет наша семья.
Логопед: Как называется наша малая Родина?
Ответы детей: Архангельск.
Логопед: Как еще называют Архангельскую область?
Ответы детей: Беломорье, Поморье.
Логопед: Правильно, Поморье. А людей, живущих в Поморье, называют поморами. Представьте, что мы сейчас находимся в поморской деревне, где, когда то жили наши предки. Что вы видите?
Ответы детей: Мы видим дом.
Логопед: Как называется дом поморов?
Ответы детей: Изба.
Логопед: Послушайте стихотворение, обратите внимание на экран (презентация).
Стоит избушка из бревна.
Её собрали без гвоздя
Бревно черно - прошли ведь годы,
Но нас чарует красота.
Пережила прошедшие невзгоды
И в ней жива ещё душа.
Логопед: Дом, ребята, в одиночку не построишь. На строительство дома выходила вся деревня. Поморы вместе рубили и возили лес для строительства дома. «Чем больше рук, тем легче труд» гласит народная пословица.
Логопед: Из чего сделан дом поморов?
Ответы детей: Из бревен.
Логопед: Если он из брёвен, значит он какой?
Ответы детей: Бревенчатый.
Логопед: Раньше мастера строили дома без единого гвоздя, были только топор, пила, долото и рубанок, а чтобы бревно окорить, соскоблить (снять с него кору) был инструмент – скобель.
Дети повторяют новое слово.
Логопед: Давайте определим, сколько частей в слове «скобель».
Ответы детей: Две части (определяют хлопками).
Логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не построить дом?».
Ответы детей: Дом не построить без топора. Дом не построить без пилы. Дом не построить без рубанка. Дом не построить без бревен.
Логопед: Мастера, который рубил дом называли плотник. Назовите последовательно все звуки в слове «плотник».
Ответы детей: П. л. о. т. н. и. к.
Логопед: Огромные брёвна плотники укладывали венец за венцом под крышу, без единого гвоздя, а после все вместе радовались построенному дому. Как вы считаете, дома у поморов были одинаковые или разные?
Ответы детей: Разные.
Логопед: Вы правы. Каждый дом был не похож друг на друга. Давайте посмотрим и сравним, чем были похожи, а чем отличались дома.
Ответы детей: Похожи: оба дома сделаны из бревна. Есть стены, крыша, окна, крылечко. Отличаются: дом слева одноэтажный, справа двухэтажный. Один высокий, другой низкий. У одного дома три окна, а у другого восемь. Дома украшены по-разному.
Воспитатель: А сейчас ребята построим дом (речедвигательная гимнастика).
Тук - тук, тук – тук – тук! (стучат кулаком о кулак)
Молоток бери мой друг! (повороты туловища вправо - влево)
Мы построим новый дом, (показать «крышу» над головой)
Есть окошко в доме том, (показать «окошко» руками)
Есть еще одно повыше, (подняться на носочки)
Есть труба наверху на крыше! (поднять руки вверх)
Дом готов, зовем гостей: (руки в стороны, тыльной стороной вверх)
«Приходите, поскорей!» (маховые движения на себя).
Воспитатель: Сейчас мы будем строить дом из гофрированного картона (показ картона). Что он напоминает?
Ответы детей: Доски, бревна.
Воспитатель: Ребята, вспомните, человек, какой профессии строит дом?
Ответы детей: Плотник.
Воспитатель: Вот и мы будем плотниками. Какой инструмент помогает плотнику строить дом?
Ответы детей: Топор.
Воспитатель: Правильно. А какой инструмент будет помогать нам?
Ответы детей: Ножницы.
Воспитатель: Рассмотрим заготовки, что вы видите?
Ответы детей: Прямоугольник, квадрат большой и маленький, полоску.
Воспитатель: Возьмите прямоугольник, найдите середину у стороны снизу и разрежьте его пополам (показ и действия детей). Что у нас получилось?
Ответы детей: Стена дома.
Воспитатель: Наложите на лист, возьмите большой квадрат и разрежьте с угла на уголок (показ, действия). Что сейчас получилось?
Ответы детей: Крыша.
Воспитатель: Крыша, какой формы?
Ответы детей: Треугольной.
Воспитатель: Покрываем дом крышей. Возьмите полоску, рассмотрите ее. Она разделена на узкие дорожки. В каждом окошке должно быть по три дорожки. Отсчитайте три и отрежьте. И так до конца дорожки (показ, действия). Сколько всего получилось окошек?
Ответы детей: Шесть.
Воспитатель: По сколько будет окошек в каждом доме?
Ответы детей: По три.
Воспитатель: Накладываем окошки. Возьмите оставшуюся фигуру и разрежьте пополам так, чтобы получилось две дорожки (показ, действия). Что получилось?
Ответы детей: Получилась труба.
Воспитатель: Для чего служит труба в доме?
Ответы детей: По ней выходит дым из печи.
Воспитатель: А печь в доме зачем?
Ответы детей: Чтобы было тепло, уютно.
Воспитатель: Сколько получилось домов?
Ответы детей: Два дома.
Воспитатель: Соберите дома с помощью клеящего карандаша (действия детей, помощь взрослого). Давайте соединим ваши работы вместе (действия выполняют на магнитной доске). Посмотрите, из домов у нас получилась целая деревенская…
Ответы детей: Улица.
Воспитатель: Вы сегодня настоящие мастера. Плотник - профессия важная и востребованная на Руси. Дерево (то, с чем работает плотник) - один из лучших строительных материалов. Так было во веки веков и остается по сей день.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом. (Е. Куменко)
Список используемой литературы, ссылки на интернет источники.
1. https://uchitelya.com/pedagogika/90947-konspekt-zanyatiya-vo-pomorskoy-storone-zhivem.html
3. А. В. Ополовников, Г. С. Островский "Русь деревянная" .
4. Т. В. Зайцева, «Поморская азбука».