Светлана Дутова
Конспект интегрированного занятия по экологии для средней группы «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Научить экономно использовать воду, беречь её.
Задачи: 1. Образовательные: дать представление о роли воды в жизни человека, познакомить детей со свойствами воды: не имеет собственной формы, цвета, запаха; вода может принимать различные состояния (агрегатное, жидкое, твердое) может растворять предметы; вода - это жидкость.
2. Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение техники безопасности при пользовании стеклянной посудой. Активизировать и обогащать словарь детей прилагательными.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
3. Воспитательные: воспитывать умение работать сообща; учитывать мнение партнера; отстаивать свое мнение. Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
• Беседы о воде, её роли в жизни человека;
• Рассматривание иллюстраций, альбомов о воде;
• Чтение художественной литературы по теме;
• Наблюдение за водой в группе, на прогулке;
• Игры: «Где живет вода?», «Какая бывает вода?», «Вода – не вода» и др.
Материал и оборудование: геометрические модули; прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы; зеркала; салфетки; мелкие сосудыкруглой и квадратной формы на каждого ребенка; вода; иллюстрации водоемов, капелек; мяч для игры.
Ход занятия:
Ребята, вы любите путешествовать? Тогда сегодня мы с вами отправимся на волшебную планету, где правит волшебница вода. Там мы исследуем воду, узнаем о её волшебных качествах. На чем можно отправиться в путешествие? ( ответы детей: самолет, поезд, ракета).
Сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие на ракете. Предлагаю построить ракету из модулей по схеме. (дети строят по предложенному образцу). Ракета готова, капитаном корабля будет Лёва, занимайте места, мы отправляемся в полет (звучит космическая музыка).
-Внимание! Мы приземляемся. Ребята, мы попали на волшебную планету, выходите из ракеты.
Посмотрите! Нас встречает волшебная дорожка, давайте пройдем по ней и узнаем, как вода умеет разговаривать :
Упражнение на координацию. «Как разговаривает вода».
БУЛЬ
КАП
Ф
Ш
С
Молодцы! Вот и мы научились говорить, как волшебница вода!
А расскажите, ребята, что вы уже знаете о воде?
Ответы детей: Вода не имеет вкуса, не имеет запаха. Вода не имеет цвета.
А как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете Земля? Дети рассматривают глобус. Ответы детей: Вода покрывает большую часть поверхности земли.
Скажите, как человек использует воду?
Ответы детей:
-для соблюдения правил гигиены;
-для питья и приготовления пищи;
-в сельском хозяйстве и промышленности;
-для перевозки грузов и пассажиров;
-для ловли рыбы и т. д.
Правильно! Без воды не может существовать все живое на Земле. По морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Она является самой большой и удобной дорогой. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить раствор для стройки – ничего не сделать без воды.
Молодцы, давайте продолжим наше путешествие! Волшебница Вода приглашает вас в лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно проводят опыты. Мы с вами сейчас превратимся в «ученых», одевайте фартуки, присаживайтесь.
На столах вы видите много посуды. Как нужно обращаться с посудой? (ответы детей, напомнить о поведении, технике безопасности в лаборатории).
Посмотрите, сколько волшебных капелек, на них загадки, давайте отгадаем (дети отгадывают загадку №1).
1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что вода не имеет вкуса, не имеет запаха. Вода не имеет цвета. А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму? Давайте выскажем предположения!
1. ОПЫТ «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и медленно перелейте воду в различные емкости на столе. Что происходит с водой?
Дети: Она принимает форму того предмета, куда перелили.
Воспитатель: Правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.
Вывод: Вода - это жидкость, она течет и может принимать любую форму.
Кинезилогичесское упражнение «Ладонь-ребро» :
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, Океаны,
И малые пруды.
Воспитатель: Давайте отгадаем следующую загадку!
2. Может крепко толстым слоем
Тротуар закрыть собою,
Не ходьба теперь, потеха,
Оттолкнись — и можно ехать (Лед).
2. ОПЫТ «Вода имеет твёрдое свойство».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках?
Дети: Лед.
Воспитатель: Возьмите его в руку, какой он?
Дети: Лёд холодный.
Воспитатель: А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему. Что еще можно сказать про лёд? Какой он?
Дети: Лёд твердый.
Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? Дети: Можно поскользнуться и упасть.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лёд скользкий.
Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит. Почему наши ладошки стали мокрыми? Дети: Лёд растаял в тепле.
Воспитатель: Значит, когда лед мы нагреваем, то водичку получаем. А как из воды сделать лед?
Дети: Поставить в холодильник.
Воспитатель: Значит, что такое лёд?
Дети: Это застывшая вода.
Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.
Кинезилогичесское упражнение «Дорога-камень» :
Лёд зимой бывает крепким
Не везде и не всегда.
Не играй в хоккей на речке,
А не то придёт беда.
Воспитатель: Давайте отгадаем еще одну загадку!
3. Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю. (Пар)
4. ОПЫТ «Парообразная вода - пар».
Воспитатель: Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром. Сосуд с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит?
Дети: Выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?
Дети: Пар превращается в капельки воды.
Вывод: Пар - это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?
Дети: Паром, льдом, просто водой.
Воспитатель: Кладем лед на тарелочки, вытираем руки салфеткой. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Игра с мячом «Вода – не вода».
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться обратно, на нашу планету Земля! Пройдёмте к нашей ракете, располагайтесь поудобнее, мы взлетаем!
Итог НОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях. В каких?
Дети: В жидком, твёрдом, парообразном.
Воспитатель: Она обладает многими свойствами. Какими?
Дети: Прозрачная, нет запаха, нет вкуса.
Воспитатель: Правильно. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь.
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.