Мария Рабина
Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 8»
Конспект интегрированного занятия
по развитию эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста с использованием музыкотерапии
«Путешествие в страну настроений»
педагог-психолог Истратова Мария Алексеевна,
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
первая квалификационная категория
музыкальный руководитель Швагирева Екатерина Сергеевна.
г. Владимир, 2017
Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные: обогащение представлений и знаний детей о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия, и способах их выражения; обогащение и активизация словаря детей.
Развивающие : развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; развитие воображения; развитие умения передавать эмоции через мимику и речь; развитие умения передавать эмоции через выразительные движения под музыку, развитие способности соотносить движения с музыкой; развитие умения детей слышать музыку и различать настроение музыки, развитие эмпатии.
Воспитательные: создание положительного эмоционального настроя и доверительной обстановки; формирование желания поделиться приятными чувствами с товарищем; воспитание положительных черт характера; воспитание внимания друг к другу.
снимать эмоциональное напряжение;
Участники: дети старшей группы
Форма организации: групповая, 6-8 человек.
Материалы: музыкальная шкатулка, мультимедиа, карточки с изображением эмоций для каждого участника, бумага, краски, аудиозапись музыкальных произведений: Э. Григ сюита «Пэр Гюнт» «Утро», «волшебная музыка» П. И. Чайковского.
Ход занятия:
1 этап. Организационный:
Создание положительного эмоционального настроя, заинтересованности.
(Дети входят в зал под музыку Грига «Утро»)
Психолог: Ребята, какое прекрасное сегодня утро! И нас приветствует прекрасная музыка! И мы с вами тоже можем поприветствовать друг друга.
Музыкальное приветствие. Муз. Руководитель:
- Ну, здравствуйте ребята!
- Здравствуйте!
- Как ваше настроение?
- Очень хорошо!
- Пора нам заниматься?
- Да, да, да.
- Вы будете стараться?
- Так же, как всегда.
- Будем танцевать и песни распевать, прошу ребята вас за мною повторять!
Приветствие, психолог: Всем предлагается взяться за руки и, поочередно обращаясь друг к другу, ласково нажать на ладошку и сказать : «Я очень рад (а) видеть тебя», при этом улыбнуться. Педагог заканчивает приветствие словами: «Как я рада снова вас всех видеть, мне так хорошо с вами!»
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания по М. Л. Лазареву (настраивает на работу, снимает зажимы) : Дети совместно с музыкальным руководителем и психологом выполняют дыхательные упражнения.
2 этап. Мотивационно-побудительный:
Психолог обращает внимание детей на музыкальную шкатулку и предлагает в нее заглянуть… (в шкатулке лежат карточки с изображением различных эмоций, на каждого ребенка)
Психолог: Ребята, а музыкальная шкатулка с секретом! В ней лежат красивые карточки, предлагаю вам с ними поиграть.
Проводится игра «Шкатулка эмоций» (направлена на развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать). Каждый возьмет себе одну карточку, не показывая ее остальным. Затем, все по очереди попробуем показать то настроение, те чувства, которые изображены на карточках. Остальным надо постараться угадать, какую эмоцию им показывают. Вопросы: «Как вы поняли, какое настроение, чувство показал (а(имя?»
Муз. Руководитель: Какие вы молодцы, такие артистичные и умеете чувствовать настроение другого!
Психолог заглядывает в шкатулку еще раз, и обнаруживает там письмо (проявление интереса детей и любознательности)
Психолог: Что же в этом письме? Узнаем?. (читает письмо) : «Здравствуйте ребята! Я фея, жительница страны сказочных героев. На нашу страну налетел сильный ураган и стер настроение с наших лиц. И теперь жители нашей страны забыли, какое у них должно быть настроение. А мои чары бессильны! Нам нужна помощь, чтобы снова вернуть наше настроение, чувства, эмоции. Вы поможете нам?» (ответы детей)
Психолог: Но, как же нам туда попасть?
3 этап. Содержательно-операционный:
Муз. Руководитель: Ребята, что может помочь нам попасть в страну сказочных героев?. (ответы детей). У нас нет ни ковра самолета, ни волшебной палочки… А волшебная музыка может нам помочь оказаться в стране сказочных героев? Попробуем? Скажем дружно: «Под музыку закружись, в сказочной стране окажись!»
Мультимедиа. Слайд 1. Фея Динь-динь грустит.
Муз. Руководитель: Ребята, кто это?. Какое у нее настроение?. А какое у нее обычно настроение? Поможем ей вернуть радостное настроение.
Выполняется Упражнение «Фея радости» (развитие умения передавать эмоции радости через выразительную мимику, формирование желания поделиться своей радостью с товарищами.)
Ход упражнения
Дети стоят в кругу. К фее в гости мы пришли, (Дети стоят, поставив руки на пояс, и поворачиваются вправо и влево) И ей радость принесли. Рот ладошкою прикрыли (Дети закрывают рот ладонью.) И улыбку подарили (Дети отводят руку в сторону и улыбаются).
На экране появляется слайд с веселой феей.
Психолог: Молодцы! Мы помогли фее вернуть ее настроение!
Муз. рук. : Кто еще ждет нашей помощи?
Слайд 2. Стойкий оловянный солдатик - испуганный.
Психолог: Ребята, а это кто? Солдат. А что с ним случилось? Какое у него выражение лица? А какие обычно бывают солдаты? Спокойные, уверенные. Поможем ему вернуть спокойствие и уверенность.
Выполняется игра «Мы храбрые солдаты» (овладение языком эмоций : мимикой, пантомимикой, речью; развитие способности соотносить движение с музыкой; воспитание черт характера – храбрости, отваги)
Ход игры.
Дети стоят в кругу, произнося текст, выполняют движения под музыку.
Мы - храбрые солдаты, (Маршируют) отважные ребята! Не боимся мы врага.
Ать – два, ать – два.
Перед нами трудный путь, (Встают прямо и вытягивают руки вперед) нам с дороги не свернуть!
Чмок, чмок, чмок – идем по болоту, (Ходьба с высоким подниманием колена)
Бульк, бульк, бульк – плывем по реке, (Спокойный шаг с имитацией плавания.)
Ш – ш – ш – крадемся через поле, (Ходьба на носках.)
Ох, ох, ох – шагаем по горам, (Ходьба с выпадами.)
А там враг сидит, (Приседают на корточки, смотрят по сторонам, правая рука у лба.)
И на нас глядит.
А мы – храбрые солдаты, (Маршируют) отважные ребята! Враг испугался, убежал, (убегают на места) и нас совсем не напугал!
Появляется слайд с солдатом – спокойным.
Муз. рук. : Молодцы! И солдату мы тоже помогли.
Слайд 3. Сердитый Карлсон.
Муз. рук. : Кто это, ребята? Какой он? Какое у него настроение? А какой он обычно? …Веселый, радостный, довольный, приветливый. Что ж, поможем и ему. Вернем ему приветливость.
Выполняется игра «Здравствуй, Приветливость!» (развитие умения передавать эмоции приветливости через выразительные движения под музыку, формирование позитивного отношения к другим людям, способности легко вступать в контакт с товарищем.)
Ход игры.
Дети стоят в кругу и улыбаются друг другу. Двое детей, взявшись за руки, ходят внутри круга и поют песню:
С другом мы идем вдвоем
Мы идем и поем!
Мы вдвоем, мы вдвоем,
Мы приветливость зовем! Пара останавливается перед ребенком и говорит ему:
Здравствуй, Приветливость!
К нам вставай, с нами вместе погуляй! (Дети берутся за руки, гуляют втроем и поют)
Мы идем уже втроем….
При повторении игры количество участников внутри круга увеличивается:
Мы гуляем вчетвером (впятером, вшестером, всемером….)
Когда внутри круга окажется 8 человек, они, держась за руки, идут и поют:
Дружно вместе все мы шли,
Все мы шли, все мы шли!
И Приветливость нашли!
Появляется слайд с довольным, приветливым Карлсоном.
Психолог: И Карлсону мы помогли!
На экране появляется слайд со всеми спасенными героями.
Муз. Рук. : Ай да ребята, всем помогли! Такие внимательные, дружные, отзывчивые! А музыка сегодня наш помощник! И, в благодарность за вашу помощь, фея Динь хочет вам что-то рассказать.
На экране появляется слайд с феей (анимация, и звучит запись «ее» голоса: «Я хочу раскрыть вам один секрет: музыку можно не только слушать, ее можно еще и нарисовать!»
Муз. Рук. : Попробуем.
Дети рассаживаются за столы с заранее приготовленной бумагой и краской, включается запись красивой музыки. (выражение детских чувств, эмоций и переживаний; снимается эмоциональное напряжение, развитие творческого воображения)
Психолог: Ребята, послушайте музыку, подумайте, какие чувства, какое настроение она передает, и нарисуйте его.
Дети рисуют, пока звучит музыка. …
Муз. Рук. : Вам понравилось рисовать музыку?. Прекрасное путешествие!
Психолог: Ну, что ж, мы помогли всем сказочным героям, сами научились чему-то новому, и нам пора возвращаться в детский сад.
Муз. Рук. : А волшебная музыка вновь поможет нам в этом. Под волшебную музыку закружись, в садике окажись…
4 этап. Рефлексивный.
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
Муз. Рук. : Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие? С каким настроением вы вернулись? Покажите (с помощью мимики, пантомимики)
Психолог: Что вы узнали? С помощью чего мы можем передать свои чувства, свое настроение? А как мы можем понять чувства другого?
Муз. Рук. : Мы можем понять чувства другого по его жестам, по выражению лица, можем почувствовать, когда мы слышим слова или музыку.
Психолог: Настало время ритуала прощания: «За руки беремся, становимся в круг, занятие окончено. Ты мой друг, и я твой друг.
Список литературы:
1. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. В гостях у Бабушки-Загадушки: Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду / Авт. –сост. Л. А. Варавина. – М. : АРКТИ, 2008.
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: Конспекты музыкальных занятий. Старшая группа. – СПб., 2010.
4. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : «Скрипторий 2003», 2015.
5. Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников : Методическое пособие. – М. : «Скрипторий 2003», 2015.
6. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
8. Рыданова О. П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
9. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. Материалы для музыкальных руководителей ДОУ / сост. Н. В. Нищева. – СПб., 2015.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М., 2000.
11. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5- 6 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012.
12. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М. : Генезис, 2004.
13. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2004.
14. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.
15. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет. – М. : «Национальное образование», 2015.
Диагностика:
1. Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго.
2. Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний» В. М. Минаевой
3. Методика «Изучение социальных эмоций». Источник: Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.
4. Методика «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции». Источник: Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.
5. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Источник: Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М., 2005.
6. Графическая методика «Кактус»
7. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)