Ирина Александровна Бобылева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Жизнь птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жизнь птиц зимой»
Цель: формировать основы экологического сознания у детей, заботу о птицах.
Задачи: уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего края, условиях их жизни в зимнее время года и о роли человека в жизни зимующих птиц, разви-вать познавательную активность детей, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Жизнь птиц зимой“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Оборудование: картинки, фотографии зимующих и перелетных птиц, запись птичьих голосов, макет зимней поляны, разнообразный корм, подсушенный белый хлеб, сухофрукты, зубочистки, семена и крупы, разведенный желатин, формочки.
Содержание
- Все ребята встали в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Птицы»
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои
«С добрым утром!»-написали
Непоседы- воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
(Размышления детей, ответы.)
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки
Крестики и точки.
- Ребята, а вы знаете, как птицам пережить суровую зиму? (проблема) Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо отправиться в лес. Сейчас все закрыли глаза, а я произнесу волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в лесу очутись.»
Воспитатель приглашает детей к макету зимнего леса. Звучит голос сороки (запись). «Влетает» ребенок в костюме сороки с письмом, кричит: «Новости! Новости! Вот вам письмо!»
Воспитатель: Да здесь загадки! Давайте мы их поможем разгадать.
1. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
По ночам кочует-
Зернышки ворует. (воробей) показ слайда
В холодное время воробьи расправляют свои перышки и становятся похожими на пушистые комочки. Еду им найти нелегко и питаются тем, что лежит на снегу. Если воробей находит пищу, то начинает звать остальных, поэтому кормушки всегда заполнены множеством птиц.
2. Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря) показ слайда
Снегири холодолюбивые птицы, они прилетают к нам с Севера, потому что зима в наших краях для них не является холодной, а весной они улетают обратно на Север.
Посмотрите, какие красивые эти птицы красногрудые. А вот готовиться к зиме им не нужно. Что едят снегири? Снегири- птицы сообразительные, они поселяются у домов, где растут сирень, клен, очень любят ягоды рябины, облепихи, барбариса.
3. Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук,тук-тук!» (Дятел) показ слайда
Когда наступают холода, дятлы укрываются в заранее приготовленных ими же дуплах внутри трухлявого ствола. Дятел очищает кору дерева от личинок вредителей. Крепким прямым, острым клювом добывает из-под коры деревьев жуков короедов. Поэтому называют дятла- санитаром леса. А еще он любит полакомиться семенами еловых и сосновых шишек. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
4. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее (ворона) показ слайда
5. Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде.
(клест) показ слайда
Клест- удивительная птица! Никаких морозов не боится! И даже выводит птенцов зимой во время морозов и метелей. Поэтому гнездо клесты делают очень теплое, прочное, утепленное ковром из пуха и перышек, волосков. Мама-клест из гнезда не вылетает до тех пор пока птенцы не оперятся. Кормит всех заботливый папа-клест. У клеста необыкновенный клюв- очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет быстро и ловко добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм.
6. Кто так громко все стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока) показ слайда
7. Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ест сало и пшеничку,
А зовут ее (синичка) показ слайда
Дети отгадывают загадки, объясняют свой выбор.
Воспитатель уточняет строение каждой птицы, окраску, особенности поведения.
Каждую птицу помещают на лесной полянке.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а что это за птица у нас в зимнем лесу? (кукушка)
Рассуждения детей.
(Художник ошибся, когда нарисовал здесь, в зимнем лесу, кукушку)Эта птица перелетная, она не сможет пережить суровую зиму.
-Почему остальных птиц называют зимующими? (ответы детей) Как вы считаете, все ли птицы смогут пережить суровую зиму? (Дети рассуждают)
-Как вы думаете, когда птиц больше летом или зимой? Почему (ответы и рассуждения детей)
-Дети, вы молодцы справились с загадками, но в конверте есть еще картинки птиц. Нам надо вспомнить зимующие они или перелетные. Зимующих птиц разместим на полянке, а перелетных оставим на панно.
Дети поочередно называют птиц и помещают их на панно или на макете, обосновывают свой выбор.
-Почему же ласточки, кукушки, журавли, скворцы от нас улетают осенью? (ответы детей)
-А знаете ли вы, что зимующие птицы бывают городские и лесные? Почему их так называют? (Дети рассуждают)
-Назовите лесных зимующих птиц? (Дятел, сорока, клест. Их можно встретить в парках, на окраинах города)
-А теперь назовите зимующих птиц, которые живут в городе? (Вороны, голуби, воробьи, синицы)
-Чем питаются зимующие птицы (Ответы детей)
-Как человек может им помочь (Дети рассуждают)
-Да, ребята, тяжело птицам пережить зиму, особенно во время снегопадов, метелей и сильных морозов- птицы голодают и даже могут погибнуть. Поэтому люди должны помочь пернатым друзьям. Для корма птицам пригодны семена различных растений: ды-ни, подсолнуха, арбуза. Для снегирей, свиристелей, чижей нужны плоды рябины, облепи-хи, барбариса, сухофрукты. Для синицы и дятла –несоленое сало; для голубей и воробьев подсушенный белый хлеб, сырые семечки, крупы, кроме пшена; вороны- всеядные птицы
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружатся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево –вправо)
И с дорожки на плетень (прыжки)
Тири-тири, тень-тень-тень!
-Дети, чем отличаются птицы? (уточнить строение)
-Чем покрыто тело птиц (ответы детей)
/
Игра «Какая птица?»
-Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
-А если у птички желтая грудка? (Желтогрудая)
-Если у птички красная грудка (Красногрудая)
-Если у птицы толстый клюв? (Толстоклювая)
-Если у птицы короткий клюв (Короткоклювая)
Игра «Что умеют птицы?»
Воспитатель передает детям поочередно перо птицы и задает вопрос «Что умеет птица?»
Ребенок берет перо и отвечает (летать, клевать, пить, прыгать, спать, скакать, вить гнезда, высиживать птенцов и т. д)
-А теперь воспитатель предлагает подготовить лакомство для птиц
«Канапе из подсушенного белого хлеба и сухофруктов»
«Печенье из крупы и семечек в желатине»
«Кусочки несоленого сала на тонкой проволоке»
-Дети,запомните правила подкормки птиц :
Кормушки вешать в тихих местах на ветках деревьев и не забывать наполнять их каждый день, в сильные морозы и снегопады корма сыпать больше, кормушки регулярно очищать от шелухи, снега и мусора, никогда не кормить птиц крошками черного хлеба, соленым салом.
-А сейчас мы послушаем голоса зимующих птиц (запись)
Лакомство, которое вы приготовили мы отнесем в кормушки на прогулке
Что нового вы узнали о птицах? Что больше всего понравилось?