Нина Александровна Сизикина
Конспект интегрированного занятия по познавательному и музыкальному развитию «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Научить детей слышать в музыке звуки природы, характеризующие времена года;
расширять знания детей о приметах природы с помощью художественного слова, песен, игр и музыкальных произведений русских композиторов;
развивать восприятие музыки через интеграцию различных видов деятельности, организацию музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и музыкальному развитию „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Задачи:
1. Образовательная - продолжать знакомить детей с инновационными формами работы, способствующими разностороннему и гармоничному развитию детей, находить прекрасное в обычных явлениях природы.
2. Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
3. Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии, бережное отношение к лесу.
Интеграция прослеживается в следующих образовательных областях:
«Здоровье» - сохранение физического и психического здоровья.
«Физическая культура» - формирование правильной осанки.
«Социализация» - развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками.
«Безопасность» - правила поведения в игре.
«Познание» - формировать элементарные представления об окружающем мире.
«Коммуникация» - развивать свободное общение взрослых и детей, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Чтение художественной литературы» - декламация стихов
«Музыка» - развивать музыкально - художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству (прослушивание классических музыкальных произведений)
Предварительная работа:
1. Чтение и заучивание стихов на тематику разных времен года, заучивание песен, хороводов;
2. Индивидуальная работа с детьми; рисование зимних картинок.
3. Наблюдение за зимними явлениями в природе; просмотр видеоклипов «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», презентации «Времена года. Январь. У камелька. Творчество П. И. Чайковского»
Оборудование и материалы:
1. Музыкальный материал :
· «У камелька» Январь. Из цикла «Времена года»
· (музыка П. И. Чайковского);
· «Вальс» П. И. Чайковского.
· Песни «Зимний вальс», «Ромашки белые», сл: Н. Сизикиной, музыка : Н. Сизикиной
2. Использование ИКТ:
· Видеоклип «Репродукции Третьяковки. У камелька»
· Видеоклип «Зима»
· Презентация «Времена года. Январь. «У камелька».
Творчество П. И. Чайковского
3. Раздаточный материал, ТСО:
· Баян, музыкальный центр, компьютер, проектор,
фонограммы произведений.
Ход НОД.
План:
1. Приветствие: распевка.
2. Музыкально-ритмические движения.
3. Видеоклип «Зима» с обсуждением-игрой «Волшебная снежинка».
4. Здоровьесберегающий блок: прогулка по лесу.
5. Сказка – шумелка «Зима в лесу».
6. Развитие чувства ритма : ритмический узор.
7. Творчество: стихи, танец, песня-хоровод.
8. Слушание музыки : ознакомление с произведением, посиделки у камелька.
9. Итог занятия : обсуждение, ответы детей.
Звучит музыка П. Чайковского Декабрь «Святки».
Дети входят в зал, встают в полукруг
Муз. рук-ль:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Как я рада видеть вас в музыкальном зале.
«Здравствуйте!», - значит, здоровья желать.
«Здравствуйте!» – доброе, светлое слово.
«Здравствуйте!» - хочется друга обнять,
И повторять его снова и снова…
Ребята, поздороваемся с нашими гостями. / Дети пропевают: «Здравствуйте»/
Песенка - распевка «Здравствуй, говори» С. Коротаевой
Зашагали ножки Ритмично шагать в любом
Прямо по дорожке. направлении
А в конце дорожки
Встали наши ножки. Остановиться
Всем кто рядом,
«Здравствуй», говори! Здороваться со всеми, кто
«Здравствуй, здравствуй» оказался рядом
Снова повтори!
Побежали ножки Легко бежать в любом
По другой дорожке. направлении
А в конце дорожке
Встали наши ножки. Остановиться
Всем кто рядом,
«Здравствуй», говори! Здороваться со всеми кто
«Здравствуй, здравствуй! оказался рядом
Снова повтори!
Поскакали ножки Прыгать или двигаться прямым
По другой дорожке галопом
А в конце дорожки
Встали наши ножки. Остановиться
Всем, кто рядом
«Здравствуй», говори! Здороваться со всеми кто
«Здравствуй, здравствуй», оказался рядом
Снова повтори!
Музыкальный руководитель : (далее М. р.). Дети, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.) Дети, вы обращали внимание, как меняется природа в течение года? То она белая, то нежно зелёная, то пестрая и разноцветная, то золотая, желтая, красная. Красоту природы поэты передают в стихах, а композиторы … в музыке. Сегодня мы с вами увидим, как поэты, художники, композиторы воспевают каждое время года.
Богатством своих красок природа в разные времена года привлекла к себе внимание великого русского композитора
(слайд с фотографией,
-Ребята, как зовут его?
- Верно, П. И. Чайковский, который написал музыкальный альбом.
- Как называется этот музыкальный альбом?
- «Времена года».
Ребята, послушайте музыкальное произведение П. И. Чайковского.
/Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Видеоклип «Лес в разные времена года»./
Беседа:
- Как называется это музыкальное произведение? (Вальс.)
-А что означает слово вальс?
-Да, вальс означает «кружиться». Его танцуют плавно, кружась.
-Какая музыка по характеру?
-Величавая, торжественная, праздничная, веселая.
-Мелодия вальса меняется или нет?
-Конечно, меняется.
-Какие музыкальные инструменты вы бы использовали в этой пьесе?
-Скрипку, фортепиано, флейту.
Рома Тавторкин:
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе в январе
Много снега на дворе,
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом. (С. Маршак)
Муз. рук. Отгадайте-ка, ребятки, про кого моя загадка.
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины, разукрасила все витрины.
Дети. (Ответ детей).
Звучит фрагмент пьесы «Январь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Появляется девочка в костюме Зимы:
Зима. Я – зима - волшебная,
Королева снежная,
Посылаю вам снежинки,
Загадочные льдинки
Муз. рук. Пришла зима, и полетели снежинки.
Пластический этюд рук.
М. рук.
Сегодня, здесь, сейчас
Я музыкальной феей
Быть хочу для вас!
(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию с нотками») :
А зимой бывают чудеса? (Ответ детей).
Открою вам один секрет, я верю в сказку, а вы? (Ответ детей).
Тогда предлагаю отправиться со мной в путешествие по зимнему волшебному лесу. В пути нас будут поджидать необычные приключения.
Вы согласны отправиться? Тогда в путь! Возьмитесь за руки и сделайте правильный круг.
Выполнение музыкально-ритмических упражнений.
В лес отправимся гулять, будем весело шагать (Маршируем)
По тропиночке пойдём друг за дружкою гуськом (Змейкой)
На носочки встали, быстро побежали (Бег)
Ноги выше поднимаем, на сугробы наступаем (С высоким подъемом ног)
И снова по дорожке весело шагаем (Марш)
(М. Ю. Картушина)
Зимний лес (с анимацией) – проектор, слайд.
Муз. рук.
Зимний лес, словно дворец,
Сколько разных в нем чудес
Полон звуков самых разных. ,
О волшебный и прекрасный.
Слышите, ветерок по верхушкам пролетел – (покажем) - «ууууууу»
Дятел стучит по дереву «тук-тук-тук» давайте и мы постучим.
Деревья зашумели, зашептали «ш – ш – ш»
Вдруг всё успокоилось, и наступила тишина.
Игра «Волшебная снежинка».
Цель данной игры: активизация словаря, формирование навыков активного использования детьми всех частей речи.
Муз. рук. Ребята, давайте попробуем подобрать красивые слова для описания зимнего леса.
(Лес сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный, серебристый, голубой, пушистый, очаровательный, холодный, белоснежный, морозный, таинственный)
Давайте присядем на скамеечке и посмотрим: зимой лес выглядит сказочно.
В исполнении Ромы Т. послушайте «Зимний вальс»
Видеоклип «Её величество Зима».
Муз. рук. А теперь давайте покажем сказку, но сказку необычную: с помощью шумовых инструментов.
Сказка - шумелка «Зима в лесу»
Серые мышки осенью бегали по лесу, собирали еду на зиму
(бегать пальцами по барабану)
А рыжие белочки прыгали по веткам, собирая шишки
(кастаньеты)
Полетели снежинки – пушинки.
(удары палочкой по металлофону)
На белоснежном белом одеяле видны следы маленьких лапок
(удары по треугольнику)
Белочки строят гнезда на деревьях, мышки - норушки - гнездышки из травы.
(шуршать бумагой)
Белки грызли орешки,
(удары деревянными ложками)
Мыши - зёрнышки,
(проводить палочкой по рубелю)
В лесу шумел холодный зимний ветер
(дуть в бутылку)
Но белочкам тепло в гнездах
(цокать языком)
И мышкам - хорошо в своих маленьких норках (пи-пи-пи-пи-пи.)
Раздается громкий стук, это дятел тук да тук
Все звенит, стучит, поет.
Зима - зимушка зовет - все вместе
Дети САДЯТСЯ
М. р. Ребята, какие зимние праздники вы знаете?
Верно, Новый год, Рождество. В праздник Рождества белые ангелы спускаются с неба. Представляем вашему вниманию танец ангелов.
М. р. Сколько бы зима не длилась, но приходит пора и ей уступить своё место следующей нашей гостье. П
Звучит фрагмент пьесы «Весна. Подснежник.» П. И. Чайковского. Выходит девочка в костюме Весны и исполняет танец-импровизацию.
/Видеоклип «Лес весною»/
Весна. Здравствуйте, дети!
Я – Фея Весны,
И мной любоваться,
Все люди, должны.
Леса обрамляю
Зеленой каймой
И будет красивее
Друг наш родной.
Песня «Что за музыка на улице слышна»
М. р. Музыка весны. Как она звучит? Верно, в звонкой капели, в веселом пении птиц, в музыке дождя. Весной природа пробуждается от долгого зимнего сна.
Ребята, а в каком произведении говорится о весне?
Правильно, в музыкальной пьесе П. Чайковского «Подснежник».
/Видеоклип «Лес летом»/
М. р. Вот наступает яркое лето,
В зеленые платья деревья одеты.
В лугах полыхают
Принцессы - цветы
Небывалой красоты.
Лес летом преображается, в нем столько цетов. Ребята, какие цветы вы знаете?
-Верно, колокольчики, васильки, ромашки.
Звучит фрагмент пьесы «Лето» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Выходит девочка в костюме Лета с венком из цветов на голове и исполняет танец-импровизацию.
Кристина Л.
Лето. Я – цветущее, звонкое Лето.
Все вокруг теплом согрето.
Приношу вам много света,
Сколько песен о нем спето!
/Видеоклип «Ромашковые поля России»/
Песня «Ромашки белые» - трио: Лена, Кристина, Аня.
М. р. Вот и подходит наше путешествие к концу, осталось нам заглянуть в осенний лес.
/Видеоклип «Лес осенью»/
Лето яркое прошло,
И поблекли краски
Тает летнее тепло -
Солнечная сказка.
Птицы в стаи собрались,
Листья на дорогах.
Осень как не торопи -
Она на пороге.
Звучит фрагмент пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Выходит девочка в костюме Осень с кокошником на голове и исполняет танец-импровизацию и разбрасывает листочки с разных деревьев, и разного цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и красные.
Осень. Несу я урожаи,
Поля вновь засевая,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я – золотая Осень!
Но осенью бывает ещё и другой дождик. Про него загадает загадку Дима Кузнецов.
Загадка. Этот дождик не простой,
Этот дождик золотой.
В нем слезинки ни одной.
(Листопад.)
М. р. Листопад – красивое осеннее явление! Золотая метель. Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Шуршат под ногами. Посмотрите, ребята, у нас тоже осень листья разбросала. Давайте, поднимем по одному листочку и поиграем с ними.
Проводится игра «Соберись в кружок по цвету»
Слайд «Листья кружатся»
Дети с листочками под пьесу «Октябрь» П. И. Чайковского вальсируют, с окончанием музыки собираются в кружок по цвету своего листочка и исполняют каждый кружок свой танец «Осенняя фантазия»
М. р. Вот зима опять приходит,
И снежинки хороводит.
К нам мороз опять вернулся,
Год закончен, круг замкнулся.
Муз. рук -Фея. Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я хочу поблагодарить вас и подарить вам весёлые нотки, но, как вы видите, они все белого цвета. Я хочу, чтобы, вернувшись в группу, вы раскрасили свои нотки в тот цвет, который больше всего подойдет к вашему настроению. Возвращаемся домой?
По тропиночке пойдём друг за дружкою гуськом (Змейкой)
На носочки встали, быстро побежали (Бег)
Ну вот, мы с вами в детском саду. (Снимает волшебную мантию). И я уже не Фея музыки, а музыкальный руководитель.
Ребята, мы познакомились со всеми четырьмя временами года, узнали, как они дружно живут, сменяя друг друга. Послушали, как в музыке композиторы изображают разные времена года. Каждое время года красиво по-своему.
Что запомнилось больше всего на занятии. Дети выражают свое отношение к занятию – рефлексия :
-Путешествовали по зимнему лесу.
-Слушали музыку русских композиторов о временах года. Пели песни, танцевали, читали стихи.
-Молодцы, ребята.)
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом… (М. Садовский)
И природы красотой!
Давайте прощаться.
Муз. рук. поет вверх по гамме «До свидания»
Дети поют вниз по гамме «До свидания»
Дети под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» уходят в груп
пу. [/i]