Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Татьяна Черданцева
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Цель:

- изучать и возрождать интерес к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с русским народным праздником Масленица, традициями и обрядами;

- продолжать знакомить с народным фольклором, понимать народные потешки, заклички, небылицы;

- способствовать обогащению словарного запаса.

Развивающие:

- развивать монологическую и диалогическую стороны речи детей;

- развивать познавательный интерес к значению и последовательности празднования масленицы;

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах

- развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие, память;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства к истории русских праздников, традициям и обычаям;

- воспитывать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

- подбор методической, художественной литературы;

- совместная работа с родителями при составлении картотеки с пословицами, поговорками, приметами, небылицами, загадками, частушками, закличками, русскими народными играми и хороводами;

- слушание русских народных песен;

чтение русских народных сказок, потешек, небылиц;

- разучивание стихов, поговорок.

Материалы и оборудование:

- интерактивная доска, ноутбук;

- презентация «Масленица»;

- для экспериментирования: венчик, миска, мука, яйцо, молоко, соль, сахар;

- карточки схемы для алгоритма;

- фартуки, влажные салфетки;

- аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели…»;

- схема для выполнения солнышка;

- угощение- желтая медалька, похожая на солнышко.

Интеграция областей:

- познавательное; - социально-коммуникативное; - художественно-эстетическое; - физическое; - речевое развитие.

Виды детской деятельности:

- познавательно- исследовательская; - коммуникативная; - игровая, элементарная трудовая деятельность; - двигательная; - музыкально- изобразительная.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(воспитатель предлагает детям подойти к окну и посмотреть, что можно увидеть за окном)

Дети вместе с педагогом замечают: состояние погоды зимнего утра. Как-то по- особенному стало светить солнце. Как оно стало светить? (ответы детей). (солнце стало светить ярче, теплее, веселее, продолжительнее) Солнце говорит нам об уходящих недавно праздниках? Ребята, какие это были праздники? (ответы детей) (Новый год, Рождество, Крещение, и конечно радуется предстоящему празднику, а какому, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Праздник этот знаете вы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться печь блины» (Масленица»

2. Организационно - поисковый

(воспитатель предлагает сесть на стульчики, внимание на экран)

Слайд № 1 «Праздник Масленица» (смотреть приложение)

Воспитатель:

С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Проводы зимы еще называют масленицу. Народ хочет прогнать зиму, и разбудить природу. Поэтому люди забывали про холода, зимние стужи, выходил на улицу, веселились, катались с горки, на запряженных в сани лошадях, взрослые ходили друг к другу в гости и угощались блинами.

(ребенок читает стихотворение)

«В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекают там блины»

Воспитатель:

Масленицу назвали так, потому что, все хозяйки пекли вкусные, масленые блины.

(внимание на экран)

Слайд № 2 «Символ Масленицы – Блины» (смотреть приложение)

Воспитатель:

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Блинов пекли много и разных. Все это делалось для приглашения, «умасливания солнца», отсюда и произошло название – «Масленица».

Слайд № 3 «Символ масленицы – Медведь» (смотреть приложение)

Воспитатель:

На масленицу наряжали человека в медвежью шубу. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающего медведя. Играя, медведь старался поймать кого-нибудь. Особенно такая забава нравится детям.

Слайд № 4 «Символ Масленицы – Чучело из соломы» (смотреть приложение)

Воспитатель:

Это еще один символ масленицы – Чучело-Марена. Мастерили чучело из соломы, наряжали в женскую одежду. Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали на костре.

(воспитатель предлагает поиграть в игру «Каравай»)

Игра «В каравай»

Дети встают в круг, поют:

«Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низкий»

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и так далее.

Слайд № 5 «Масленичная неделя» (смотреть приложение)

Воспитатель:

В русской традиции празднование масленицы совершалось всю неделю по строго расписанному порядку. Каждый день этой недели имел свое название.

Слайд № 6 Понедельник – «Встреча» (рассказ воспитателя)

Слайд № 7 Вторник – «Заигрыш» (рассказ воспитателя)

Слайд № 8 Среда – «Лакомка» (рассказ воспитателя)

Слайд № 9 Четверг – «Широкая масленица» (рассказ воспитателя)

Слайд № 10 Пятница - «Посиделки» (рассказ воспитателя)

Слайд № 11 Суббота – «Золовкины посиделки» (рассказ воспитателя)

Слайд № 12 Воскресенье «Проводы» (рассказ воспитателя)

3. Закрепление знаний и способов действий, применение их в знакомой ситуации

Воспитатель:

Приглашаю вас в «кулинарный цех». Посмотрите ребята, сколько всего здесь интересного. Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? Рассматривая продукты, лежащие на столе, дети отвечают, будем стряпать блины. А для этого надо приготовить тесто. Чтобы приготовить тесто для блинов, необходимо составить алгоритм приготовления.

(вначале воспитатель предлагает поиграть в игру «Что лишнее?»)

Игра «Что лишнее?»

Детям предлагаются картинки продуктов, один будет не соответствовать приготовлению теста.

(составление алгоритма приготовления)

Воспитатель:

- какую схему поставим под цифрой 1? (яйцо)

Возьмите схему поставьте под номером 1;

- какие еще будем использовать продукты? (сахар)

Найдите схему и поставьте под номером 2;

- что поставим под цифрой 3? (соль)

Найдите схему и поставьте под номером 3;

- что еще необходимо для приготовления теста? (молоко)

Найдите схему и поставьте под номером 4;

- под цифрой 5 поставим? (мука)

Найдите схему и поставьте под номером 5;

- ну а под цифрой 6 поставим? (масло)

Найдите схему и поставьте под номером 6?

Алгоритм приготовления блинов

1 2 3 4 5 6

яйцо сахар соль молоко мука масло

(воспитатель предлагает надеть фартук, протереть руки салфеткой и приступить к работе в парах, но с начало надо приготовить пальчики)

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

«Тесто ручками помнем сжимаем и разжимаем пальчики

Сладкий блинчик испечем как будто мнем тесто

Смажем блинчик медом круговыми движениями руками по столу

Присыплем блин орешками сыплем «орешки» пальцами обеих рук

А потом заварим чай машем руками, зовем в гости

В гости друга приглашай» обнимаем себя двумя руками

4. Поисково-исследовательский

(дети смотрят на алгоритм и замешивают тесто. Пока готовят тесто, воспитатель рассказывает историю происхождения блинов)

Воспитатель:

Основной едой на масленицу были блины, так приобщались к празднику через пищу. Своей формой и золотистым цветом блины напоминают форму солнца, и являются предвестниками весны. По народным представлениям, весна не придет сама, ее нужно пригласить.

Воспитатель:

Ребята, тесто для блинов готово, что нужно делать дальше? (ответы детей).

Правильно, сейчас отнесем его на кухню, повар напечет блинов.

(воспитатель предлагает поиграть в русскую народную игру «Горелки»)

Русская народная игра «Горелки»

Играющие поют:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Затем все встают в круг. Считалкой выбирают, кому «гореть». Выбранный тихо, закрыв глаза, приговаривает:

«Горю, горю на камушке!

Горю, горю на камушке!»

В это время играющие образуют круг из пар вереницу. Спрашивают «горящего»:

- У ворот!

- Что продаешь?

- Квас!

- Лови же нас!

Как только произнесены последние слова, последняя пара - врассыпную: один - на право, другой - налево. «Горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит - тому «гореть».

5. Заключительный

Воспитатель интересуется, чем дети сегодня занимались на занятии? Что понравилось больше всего? Какое задание было трудным? А что запомнилось больше всего?

Повар вносит в группу большое блюдо с блинами, варенье, мед и чай. Предлагает угоститься блинами, припевая чай с медом.

6. Рефлексия

Дети с хорошим настроением угощаются блинами, воспитатель предлагает поблагодарить поваров, и сделать им подарки «Весеннее солнышко».

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы. Плесень вредная и полезная».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 09:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД