Любовь Макарова
Конспект НОД по музыкальному воспитанию и художественному творчеству «Путешествие в волшебный мир балета»
«Путешествие в волшебный мир балета»
(знакомство с творчеством П. И. Чайковского)
в средней группеМузыкальный руководитель: Макарова Л. А.
Воспитатель: Толкач М. Н.
Цель: Прививать любовь к балету и творчеству П. И. Чайковского. Учить детей закрашивать рисунки кистью, проводя линии и штрихи в одном направлении (сверху вниз или слева направо).
Задачи:
* Учить воспринимать, чувствовать музыку.
Публикация «Конспект НОД по музыкальному воспитанию и художественному творчеству „Путешествие в волшебный мир балета“» размещена в разделах
* Побуждать к творческой самореализации в игре и рисовании.
* Развивать эстетическую потребность детей дошкольного возраста
в ознакомлении с музыкой П. И. Чайковского.
* Развивать творческое воображение;
*Воспитывать культуру слушания музыки и поведения в театре.
Предварительная работа. Чтение сказки Гофмана «Щелкунчик», проведение беседы по сказке. Разучивание песни «Новогодняя сказка». Постановка танца Снежинок.
Подготовка Презентации и видео фрагмента «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Атрибуты: Колокольчики, шарфики.
Игрушки: Мышильда, Щелкунчик.
Костюмы: Фея Музыки, Снежинки.
Фонограммы, мультимедийный проектор, экран, гуашь, кисточки №3, стаканчики с водой, салфетки, бумага, лист ватмана, укрепленный на магнитной доске, балерина нарисована воспитателем, два куба.
Сюрприз. Скрипичные ключики разного цвета.
Занятие проводится в музыкальном зале, украшенном в соответствии с временем года (зимний пейзаж).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал.
МУЗРУК.(ПОЕТ)Доброе утро! Здравствуйте, дети!
ДЕТИ. (ПОЮТ) Доброе утро! Здравствуйте!
МУЗРУК. Дети, посмотрите, сегодня в нашем зале все так необычно, волшебно, как в сказке. И хочется спеть сказочную песню. Вы мне поможете? (Ответы детей).
Давайте возьмем эти волшебные колокольчики.
ПЕСНЯ (сл Л. А Фетисовой, муз Л. А. Макаровой, музыкального руководителя МДОУ №281)
1. С неба звёздочки летят,
Весело играют.
Опустились прямо в сад,
Землю укрывают.
Белый снег летит, кружит,
Лёгкий и пушистый.
Днём на солнышке блестит
Чистый, серебристый.
ПРИПЕВ. Зимнюю сказку в гости позовем
И попросим сказку: «Заходи к нам в дом!» -1 раз
2. Мы морозною порой
Выйдем прогуляться.
Зимней сказочной красой
Будем любоваться.
Вот снежинка на ладонь
Тихо опустилась.
Нам такая красота
И во сне не снилась.
ПРИПЕВ. На припев дети играют на колокольчиках. (Воспитатель собирает колокольчики)
МУЗРУК. Мы попали в королевство Феи Музыки. Я часто бываю в этом королевстве, здесь живет много чудес. Сегодня мы с вами познакомимся с таким чудом в музыке, как балет! Может, кто-нибудь знает, что балетом называют? (Ответы детей)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
(1)
МУЗРУК. Если все вокруг танцуют, песен и в помине нет,
то такое представленье называется балет.
(2)
1. Балет, балет, как хорошо с тобой парить.
И все понятно, и не надо говорить,
Не надо слов пустых,
Не надо лишних фраз -
Все объяснит круженье рук,
Движенье глаз …» (Резник)
Посмотрите, как красиво танцуют балерины, какие они легкие, стройные, как легко танцуют на пальчиках.
(3)
Пачку, пуанты надела она и по сцене порхает.
Нужен год, а может два, при любых талантах,
Чтоб достигнуть мастерства в танце на пуантах
Такая юбка – называется пачка, в ней удобно балерине во время танца делать шпагат, разные прыжки, обувь – называется пуанты.
Посмотрите, какая красивая декорация ночного леса, а в центре - озеро, а на озере - прекрасные лебеди!
А здесь, мы видим зрительный зал. Какой он большой, сколько балконов и везде сидят зрители, им хорошо видно представление и слышно музыку
(4)
Художник Дега много рисовал артистов балета
2Ах, эти модницы балерины
В пачках воздушных, как пелерины,
Наряды блестят их как бриллианты,
На ножках не туфли - пуанты. (И. С. Кубышина)
Как вы думаете, почему их поэт называет модницы? (Ответы детей)
А какого цвета краски использует художник? (Ответы детей)
(5)
3. Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна.
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг, прыжок, и вдруг, летит,
А здесь какие краски? (Ответы детей)
Художник Дега был в восторге от балета и много своих работ посвятил балету, глядя на эти картины, мы слышим музыку… (Звучит фонограмма)
ЗАХОДИТ ФЕЯ. Здравствуйте! Я вижу, что вы нашли ко мне дорогу. Я – ФЕЯ МУЗЫКИ. Я прихожу только туда, где любят музыку. Вы ведь любите музыку? (Ответы детей). Поэтому, мы с вами и встретились.
МУЗРУК. Фея Музыки, наши дети очень любят музыку, они знают, что звуками можно выразить настроение, передать характер! А что еще может музыка?
ФЕЯ. О, в музыке при помощи танца можно даже сказку рассказать!
МУЗРУК. Рассказать без слов?
ФЕЯ. Да, без слов! Только, музыка и танец! Вот смотрите. Кто это? (Показывает игрушку – Щелкунчика)
(Ответы детей)
МУЗРУК. Мы с детьми читали сказку Гофмана «Щелкунчик».
Дети, давайте расскажем, Фее, что случилось с этим героем? (Ответы детей)
ФЕЯ. Давайте, сейчас, попробуем с помощью движений, без слов, показать злое войско Мышильды и верных солдатиков принца Щелкунчика.
МУЗРУК. Для этого, мы с вами разделимся на две команды. Фея Музыки нам поможет
ФЕЯ (Ставит Мышильду на куб). Здесь будет войско Мышильды. (Ставит Щелкунчика на куб, а здесь - солдатики.
Музыкально-дидактическая игра с элементами танцевального творчества.
ХОД ИГРЫ.
Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Показывают движения дети той группы, чья музыка звучит. Импровизация. Музыка Мышей и Солдатиков.
Затем, команды меняются местами. Таким образом, все дети смогут проявить себя в разных образах.
ФЕЯ. Вот и у нас получился балет!
МУЗРУК. Как замечательно у нас получилось, мы без слов, с помощью музыки и движений смогли показать героев сказки.
ФЕЯ. А сейчас, присаживайтесь, я приглашаю всех в театр на балет «Щелкунчик». (Дети садятся на стульчики)
МУЗРУК. Мы увидим фрагмент из балета П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», когда Щелкунчик победил злую Мышильду и, вместе с Мери, оказался в сказочном зимнем лесу.
ФЕЯ. Только не забывайте, что в театре нужно соблюдать правила: не разговаривать, не кушать конфеты, не перебегать с места на место, чтобы не мешать зрителям и артистам.
Дети смотрят отрывок из балета «Щелкунчик».
МУЗРУК. Как замечательно, так и хочется поблагодарить артистов аплодисментами. (Дети хлопают)
ФЕЯ. Я знаю, что ваши девочки тоже любят танцевать, я дарю вам эти шарфики для танца снежинок.
МУЗРУК. Какие красивые шарфики, давайте с ними потанцуем.
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК.
ФЕЯ. В театре все очень важно: и музыка, и танец, и декорация!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте и мы добавим свои элементы к декорации театра, а какими они будут, вы сейчас отгадаете, послушав загадку:
Когда приходят холода,
Кружит она, летает.
Она красива, как звезда,
А на ладошке тает. (Снежинка)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Сейчас мы с вами превратимся в снежинок и поиграем в игру.
Игра «Мы снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь. (Повороты вправо-влево, руки на поясе)
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь. («Пружинка»)
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок. (Встать в круг, взяться за руки)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели. (Руки вверх «фонарики»)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли. (Присесть, развести руки в стороны - соединить)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство и нарисуем снежинки. Давайте вспомним, как надо рисовать снежинку: проведем линию сверху вниз, чтобы получилась прямая линия. Затем с левого верхнего угла проведем до середины, а от середины вниз. Также, с правого верхнего угла до середины и вниз. Затем, на основных лучах мы расположим узор из коротких лучиков, рисовать надо короткими штрихами. Лучики будем рисовать концом кисти. Давайте нарисуем снежинку в воздухе (дети пальчиком в воздухе рисуют лучики). Молодцы!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, я приглашаю всех вас в творческую мастерскую, где вы на время можете стать художниками. Давайте сядем за столы и нарисуем волшебные снежинки. (Дети садятся за столы и рисуют, во время рисования звучит фонограмма «Вальс снежных хлопьев»)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие красивые у вас получились снежинки: легкие, пушистые, воздушные, искристые. Я предлагаю нашими волшебными снежинками украсить юбочку балерине. (Дети приносят свои снежинки воспитателю, она их смазывает клеем и приклеивает на юбку балерины)
ВОСПИТАТЕЛЬ. (Анализ деятельности) Дети, давайте ещё раз рассмотрим нашу декорацию. Кто на ней изображён? (Ответы детей) Какие элементы мы добавили к декорации? (Ответы детей) Какой формы и какого цвета был лист для снежинки? (Ответы детей) Какого цвета краску мы использовали для нанесения узора? (Ответы детей) Какие элементы узора мы применяли? (Ответы детей)
МУЗРУК. Сегодня, наша встреча с балетом подошла к концу, но я думаю, мы еще не один раз побываем в гостях у Феи музыки, чтобы мы всегда могли попасть в королевство Феи Музыки, я вам подарю музыкальный ключик.
До свидания!