Ирина Воробьёва
Конспект интегрированного занятия (НОД) детей подготовительной группы «Будет хлеб — будет и песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом воспитательно-образовательной работы в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 40; НОД является частью проекта «Хлеб – всему голова».
Цель НОД: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия (НОД) детей подготовительной группы „Будет хлеб — будет и песня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;
2. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
3. Познакомить с процессом приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
4. Закрепить знания детей о том, из каких зерновых культур делают муку, какие существуют виды хлебобулочных изделий.
5. Закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Формировать умение работать в команде, помогать друг другу;
2. Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
3. Способствовать повышению эмоционального настроения воспитанников.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Речевое развитие:
1. Активизировать и обогащать их словарь;
2. Развивать связную, грамматически правильную речь;
3. Развивать умение доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Воспитывать культуру труда;
2. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий России.
3. Развивать умение видеть красоту в окружающих нас предметах и явлениях;
4. Развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Физическое развитие:
1. Профилактика нарушений осанки и зрения;
2. Развитие мелкой моторики рук;
3. Развитие зрительной памяти, внимания.
4. Снятие психо-эмоционального напряжения.
Цель применения ИКТ в НОД:
1. Поддержать мотивационную линию на протяжении всего занятия;
2. Активизировать познавательную деятельность детей;
3. Развивать умение последовательно работать по схеме.
Планируемые результаты НОД:
• знание детей информации о злаковых культурах;
• понимание детьми ценности и пользе хлеба;
• знание детей о производстве хлеба;
• умение детей применять трудовые навыки;
• понимание детьми важности труда хлебороба;
• умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;
• проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные:
• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• Умение обращаться за помощью к взрослому;
• Умение слушать и отвечать на вопросы.
Познавательные:
• Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
• Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
• Умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Умение пользоваться простейшими инструментами.
Регулятивные
• Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• Умение работать по инструкции взрослого;
• Умение контролировать свою деятельность по результату.
Используемые материалы и оборудование:
• мультимедийное оборудование;
• авторская компьютерная презентация «От колоска до калача»;
• видео хроника «Хлеб в годы войны»;
• видео гимнастика для глаз;
• арка «Ворота времени»;
• раздаточные карточки с изображениями продуктов для приготовления теста для хлеба;
• колосья ржи, тарелка с мукой;
• ваза с хлебобулочными изделиями;
• инвентарь и продукты для приготовления бутербродов;
• схема приготовления канапе;
• продукты для приготовления канапе.
Конспект интегрированного занятия (НОД) для детей подготовительной группы
««Будет хлеб – будет и песня»
Этап 1. Вводная часть (3 мин.)
Цель этапа: Объединить детей для работы на занятии, создать комфортную обстановку, вызвать у детей интерес и желание участвовать в дальнейшей деятельности, подготовить детей к ней.
Ритуал приветствия.
Музыка 1.
Воспитатель собирает детей в круг, произносит слова приветствия:
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Небо!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
Дети, услышав музыкальный сигнал «Сюрприз, сюрприз…», собираются в круг. Приветствие
сопровождается движениями.
(Руки поднять вверх; руками над головой описать большой круг; плавно опустить руки на ковер;
описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
Мотивация:
Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, что я вам сегодня принесла: «С корочкой душистой, румяный, золотистый, к нам на стол из печки пришел?»
Дети отгадывают загадку: хлеб.
Воспитатель вносит каравай.
Дети рассматривают каравай.
Воспитатель: Правильно. Хлеб, хлебушко! С румяной корочкой, мягкий, душистый.
- Откуда хлеб появляется, может он на дереве растет или на грядке вырос?
Предполагаемый ответ детей : хлеб в поле растет.
Воспитатель: А вы любите путешествовать?
- Я вас приглашаю совершить необычное путешествие.
- Какое время года сейчас наступило?
Ответ детей : весна.
Воспитатель: Весной ярче светит солнце, пригревая своими лучами землю. И, когда сойдет с полей снег, начнутся посевные работы в поле. И только летом вырастет хлеб. Сегодня мы отправимся на экскурсию в лето, через волшебные «Ворота времени».
Для этого нам нужно пройти через них с волшебными словами.
Музыка 2.
Дети произносят волшебные слова: «Ну-ка вместе, ну-ка дружно мы пройдем и при этом вместе с вами сразу в лето попадем!»
Этап 2. Основная часть (25 мин.)
Цель этапа: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Привить детям общечеловеческие ценности, актуализировать представления детей о хлебе путем взаимодействия педагогов и детей в разных видах деятельности. Развивать связную речь, обогащать словарь детей. Сохранить историческую память поколений о Великой Отечественной войне.
Слайд 1. (на экране появляется изображение поля, на ковре стоят колоски)
Воспитатель: Где же мы оказались? (на поле)
Дети проходят на поле, осматриваются и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, что здесь растет? (колосья)
- Какие колоски вы знаете? (пшеничные, ржаные)
- А на нашем поле, какие колоски растут? (ржаные)
- Значит поле какое? (ржаное)
- Рассмотрите, потрогайте колоски. А что внутри колоска зреет? (зерно)
Воспитатель: «Колосок, как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно!»
Воспитатель: Я предлагаю проследить путь от зерна до каравая.
- Обратите внимание на картинки и покажите последовательность.
Дети рассматривают чередующиеся на экране картинки, отвечают на вопросы воспитателя.
Слайд 2.
Воспитатель: Что вы видите? (поле, зерно)
- Какое это поле? (хлебное)
- А кто выращивает хлеб? (хлебороб)
Слайд 3.
Воспитатель: А на этой картинке, что изображено? (комбайн)
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (комбайнер)
- Что делает комбайнер? (убирает зерно, урожай)
Слайд 4.
Воспитатель: Куда потом отправляется зерно с поля? Посмотрите на следующую картинку. (элеватор)
Воспитатель: Элеватор - это сооружение для хранения зерна.
Слайд 5
Воспитатель: А с элеватора зерно отправляют куда? Что делают на мельнице? (мельница, перемалывают зерно)
- Но сейчас уже почти нет мельниц, зерно в современных условиях перемалывают на мукомольном комбинате. Посмотрите, что получается из зерна (получается мука)
(воспитатель показывает тарелку с мукой)
Воспитатель: Какая мука?
Дети трогают, пробуют муку на вкус и высказывают свое мнение: белая, пушистая, мягкая, без запаха и вкуса.
Слайд 6,7,8.
Воспитатель: Куда отправляется мука дальше? (хлебозавод)
- Что делают из муки на хлебозаводе? (выпекают хлеб)
Слайд 9.
- Посмотрите, какой хлеб вынимают из печи.
- Как называется профессия человека, который выпекает хлеб? (пекарь)
Слайд 10. Музыка 3.
Физкультурная минутка: «Рос сперва на воле, в поле.»
Дети выполняют движения соответствующие тексту:
«Рос сперва на воле, в поле. Дети присели, поднимаются – растут.
Летом цвел и колосился, Руки вверх, наклоны в стороны.
А когда обмолотился, Вращательные движения руками перед грудью.
Он в зерно вдруг превратился. Ладошка к ладошке.
Вырос он под синим небом, Встают на носки, тянутся вверх.
А пришел на стол он хлебом». Ладошки перед собой.
Воспитатель: Знаете ли вы, какой хлеб получится из пшеничной муки?
Дети высказывают свои предположения: (пшеничный, белый)
- А какой хлеб получится из ржаной муки? (ржаной, черный)
- А сейчас мы с вами немного отдохнем, представив себя в роли бабочки.
Гимнастика для глаз.
(видео гимнастика «Бабочки»)
Дети представляют себя бабочками, смотрят на экран и делают гимнастику для глаз.
Воспитатель: Знаете ли вы, какие продукты используют, чтобы замесить тесто для приготовления хлеба?
Предполагаемые ответы детей : (мука, вода, соль, яйцо)
Воспитатель: Правильно. Но я хочу проверить ваши знания.
Музыка 4.
Игра-эстафета «Разложи по порядку»
Дети делятся на две команды, перед ними лежат карточки, которые надо разложить по порядку.
Воспитатель: Вы правильно разложили, значит, получится и у вас настоящий хлебушек.
Воспитатель: Знаете ли вы вкус хлеба?
Дидактическая игра «Угадай на вкус»
Дети сидят на ковре с закрытыми глазами, воспитатель дает пробовать по кусочку хлеба, один кусочек – пряник. Пробуют и отвечают.
Воспитатель: Скажите, какой он хлеб? Подберите для его описания слова, чтобы все поняли, как вы его любите.
Дидактическая игра «Подбери и назови».
Предполагаемые ответы детей :
ароматный, аппетитный, вкусный, свежий, душистый, мягкий, румяный, черствый.
Воспитатель: Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу и придумал о нем пословицы и поговорки. А какие вы пословицы знаете?
Дети вспоминают пословицы о хлебе :
«Много снега - много хлеба»
«Хлеб - начало всех начал
«Хлеб - всему голова»
«Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи»
«Люди хлеб лелеют, сил для хлеба не жалеют»
«И обед не в обед, коли хлеба, нет»
«Горька работа, да хлеб сладок»
«Хлебушек ржаной - отец наш родной»
«Будет хлеб – будет и песня»
Воспитатель: Много пословиц вы знаете о хлебе.
Музыка 2.
Воспитатель: Ну, а для продолжения нашего путешествия я предлагаю вернуться в детский сад.
Дети произносят волшебные слова, проходят через «Ворота времени» : «Ну-ка вместе, ну-ка дружно мы пройдем и при этом вместе сразу в детский садик попадем»
Воспитатель: Ну а сейчас я бы хотела немного вернуться назад, в прошлое.
Музыка 5.
Воспитатель: Была Великая Отечественная война. Много народа полегло на полях сражений, но и в тылу людям жилось очень тяжело. Было голодное время. Люди не доедали, ведь им выдавалось хлеба на сутки всего 125 грамм. В музее истории хлеба г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.
(Дети слушают рассказ воспитателя)
Слайд 11.
Просмотр видео хроники «Великая Отечественная война»
Воспитатель: «Его выдавали совсем понемногу,
Его отмеряли так скудно, так строго,
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – ПАЙКОМ.
С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его».
Воспитатель: Обратите внимание на эти весы и на кусочек хлеба. Как вы думаете, можно ли было быть сытым, съев такой кусочек хлеба, если кроме него больше не было ничего?
(перед детьми стоят весы, на которых лежит кусочек хлеба - 125 грамм. Дети рассуждают и высказывают свое мнение)
Воспитатель: К сожалению, иногда можно увидеть, как в наше время люди не уважительно относятся к хлебу. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка».
Ребенок читает стихотворение С. Михалкова «Булка».
«Три паренька по переулку, играя, будто-бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?»- спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь!»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли».
Воспитатель: Прослушав это стихотворение, какие выводы можно сделать?
(Дети высказывают свое мнение)
Воспитатель: Но война давно закончилась. А мы будем помнить, и чтить тех людей, которые дали нам светлую, счастливую жизнь.
Воспитатель: Скажите, а только ли хлеб можно печь из муки?
Игра «Кто больше назовет»
Дети по очереди называют хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, аппетитные хлебные изделия можно испечь из муки!
Дети рассматривают вазу с хлебными изделиями.
Этап 3. Трудовая деятельность.
Цель этапа: Продолжать обогащать словарный запас детей, познакомить детей со словами иностранного происхождения «бутерброд», «канапе»; глаголы, характеризующие трудовую деятельность (нарезать, наколоть). Вызвать стремление работать самостоятельно, доставить радость от трудового процесса.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас на нашу небольшую кухню.
Дети переходят на импровизированную кухню.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие продукты лежат у меня на столе? ( дети рассматривают и называют продукты питания: сливочное масло, белый хлеб)
- Как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов? (бутерброд)
(показ воспитателя, процесс нарезания хлеба, намазывание маслом)
Воспитатель: Ножом нужно пользоваться очень осторожно, аккуратно! Что может случиться?
(можно порезаться, нужно попросить - взрослых)
Воспитатель: А с чем может быть бутерброд? (с колбасой, сыром, рыбой, икрой)
Слайд 12.
Воспитатель: Какие виды бутербродов вы знаете? (открытые, закрытые, холодные, горячие)
Дети рассматривают картинки с разновидностями бутербродов.
Воспитатель показывает канапе.
Слайд 13.
Воспитатель: Как вы думаете - что это? (маленький бутерброд)
- А называется этот бутерброд - канапе. Маленький потому, чтобы было удобней его съесть.
Слайд 14.
Воспитатель: И сегодня я предлагаю вам их приготовить.
- Но для начала, посмотрите, как можно приготовить канапе.
Перед детьми схема приготовления.
Дети смотрят и обсуждают последовательность приготовления канапе.
Воспитатель: А перед работой давайте разомнем ручки.
Пальчиковая игра «Мышки-пекари»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
«Замесили мышки тесто,
Стали печь они коврижки.
Пригласили всех друзей
Приходите к нам скорей»
Воспитатель: Теперь, перед приготовлением канапе мы должны вымыть руки.
Дети моют руки.
Перед детьми на подносе лежат продукты для приготовления канапе: нарезанный кубиками белый хлеб, ветчина, соленый огурец, сыр, виноград, шпажка.
Музыка 6.
Процесс приготовления канапе.
Самостоятельная работа за общим столом.
Слайд 15.
Воспитатель: Ну вот, теперь вы можете попробовать свои канапе.
По завершению работы дети пробуют свое изделие.
Этап 4. Заключительная часть. (2 мин.)
Цель этапа: Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами увлекательное путешествие.
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали? (дети вспоминают и отвечают)
Воспитатель: Закончите предложение.
«Я знаю, что хлеб наше богатство, поэтому я.»
Предполагаемые высказывания детей.
Музыка 7. Наталья Волга «Песня о хлебе».
Слайд 16, 17.
Воспитатель: БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!