Наталья Ертулова
Конспект комплексной интегрированной НООД для детей с ЗПР «Что будет, если из леса исчезнут птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР
Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?»
(решение проблемной ситуации)
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательный.
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект комплексной интегрированной НООД для детей с ЗПР „Что будет, если из леса исчезнут птицы?“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
• Изучить последствия исчезновения из леса одного из экологических звеньев — птиц.
• Воспитывать интерес к собственным открытиям через решение проблемных ситуаций.
• Содействовать развитию познавательно-исследовательской деятельности;
• Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе;
• Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
• Создавать условия для развития зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, логическое мышление;
• Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами;
• Воспитывать осознанные, правильные отношения к птицам и природе;
• Познакомить с особенностями жизнедеятельности грача;
Социально-коммуникативное развитие:
• Содействовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми;
• Совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
• Содействовать обогащению опыта эмоционально-эстетического восприятия;
• Воспитывать экологическую культуру детей.
Речевое развитее:
• Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
• Содействовать развитию связной речи;
• Содействовать развитию словотворчества;
• Расширить читательский интерес у детей.
Художественно-эстетическое развитие:
• Содействовать развитию творческих способностей детей;
• Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность.
• Развивать художественные, творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность.
• Способствовать саморазвитию и самовыражению детей; способствовать формированию эстетического вкуса, фантазии детей;
• прививать интерес и любовь к выполнению аппликации; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Физическое развитие:
• Содействовать развитию словесно-двигательной координации, мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
Повторение названий перелётных птиц; беседа о жизни диких животных, насекомых, птицах, их месте обитания, приспособлению к жизни в природе, чем питаются; чтение рассказов, стихов, загадывание загадок; знакомство с известным художником (краткая биография); повторение признаков весны; прогулка по берёзовой аллее детского сада, наблюдение за птицами.
Оборудование: презентация, голоса птиц; таблицы –схемы «пищевая цепочка» Репродукция картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; цветная бумага, клей, кисти, салфетки, скрепки, макет дерева.
Ход занятия:
Слайд 1
1. Организационный момент. (проводит учитель-дефектолог)
Дефектолог: Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно перышко. Кто его потерял?
(звучат голоса птиц)
Дефектолог: Ребята, мы сегодня снова будем говорить о птицах. Птицы –наши друзья, и мы с вами любим узнавать о них новое и интересное. Мы много наблюдали за птицами, читали о них рассказы, стихи, загадки, рассматривали иллюстрации. А сегодня хочу узнать, кто внимательно слушал, смотрел, запоминал, кто сможет рассказать о наших пернатых.
Посмотрим, какие вы внимательные, поиграем в игру «Добавь слово»
У человека квартира, а у птицы-….
У зверей шерсть, а у птиц-…
У нас нос, а у птиц-….
У человека ребенок, а у птицы-….
Дом из кирпичей, а гнездо-…
У человека ноги, а у птицы-….
У людей ногти, а у птиц-….
1-й блок:
Молодцы, ребята. У меня для вас есть загадка:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем!
Что это? (лес)
Слайд 2
— Ребята, мы очутились в лесу. Скажите, что здесь растет, кто здесь живет?
Слайд 3
(Ответы детей : они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы.)
Слайд 4
— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей : насекомые.)
Слайд 5
— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей : птицы.)
Слайд 6
— Что еще едят птицы? (Ответ детей : птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)
Слайд 7
— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей : насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)
Слайд 8
— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей : их едят лисы, волки, медведи, совы.)
—А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)
Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Блок 2:
Слайд 9
— Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей : совам, лисам, волкам.)
— Почему? (Ответ детей : потому что у них много еды.) Животные, употребляющие мышей в пищу.
Слайд 10
—Мыши вышли покормиться. Съели почти все растения… А кому от этого плохо? (Ответ детей : растениям, а также животным, которые едят растения.)
— А кто еще может пострадать? (Ответ детей : птицы.)
— Почему? (Ответ детей : грызуны съедят все растения и семена растений, которыми питаются птицы)
Слайд 11
— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц.
—Кому от этого плохо? (Ответ детей : зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)
— А кому хорошо? (Ответ детей : растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)
Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
Дефектолог: А какие птицы прилетают к нам и приносят весну на своих крыльях. (дети перечисляют перелётных птиц) А сейчас поиграем с вами в игру и проверим, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если вы услышите лишнее слово, которое не относится к птицам - хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Блок 3
Дефектолог:
— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось.
— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей : насекомым.)
— Их станет больше или меньше? (Ответ детей : больше.)
— Становится много насекомых.
— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей : насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)
Слайд 12
— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте представим себе, что перед нами стоят не зеленые деревья на голые и безжизненные деревья.
— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей : зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)
— Что может случиться с ними? (Ответ детей : они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.
— Раз их в этом лесу не будет, как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей : они будут голодать, им совсем нечего есть. Хищники тоже погибнут.)
Слайд 13
— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)
— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей : из-за того, что из леса исчезли птицы.)
Слайд 14
Вывод Для того, чтобы наш лес оставался красивым необходимо, что бы в нем жили и росли звери, птицы, насекомые, различные растения.
о взаимоотношениях в природе дети делают совместно с педагогом.
Дефектолог: Наступила весна, и мы ждем возвращения птиц. Давайте с вами поиграем в игру «Птички-пальчики»
Физминутка.
Блок 4 Конструирование из бумаги «Грачи» (проводит воспитатель)
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представьте, что мы, в большом зале музея. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая.
Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы, дети и вам предстоит рассказать нашим гостям об одной очень известной картине. Картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. (показ портрета художника)
Слайд 15
Но сначала я вам немного расскажу об этом художнике. Алексей Саврасов жил в Москве. Он был огромный, глаза чёрные, спина широкая, длинные тёмные волосы, чаще он был хмурым, насупленный, его даже иногда побаивались. Но на самом деле он был просто очень стеснительным. А стоило ему только улыбнуться, то сразу было видно, что он был очень добрый. Он очень любил природу.
Воспитатель открывает картину на мольберте.
-Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели.)
(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать
свое название картины.)
- Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка.
-А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах)
-Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину.
-Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей) .
Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)
-Какого цвета Грач? (Чёрного)
-Что есть у этой птицы? (Туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы, клюв, глаза).
-Сколько у птиц крыльев?
-Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?
-Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.
-Чем покрыто тело птицы? (перьями)
Появление грачей после долгой зимы отмечается всеми, как начало весны.
- Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)
- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.
- Какие деревья выбрали грачи для гнёзд?
(Грачи выбрали старое, кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)
- Вспомните, как называется место, где живет грачи? (Грачовник)
- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам оживить картину «Грачи прилетели». Но сначала мы подготовим наши ручки к работе:
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками
Ребята, теперь я предлагаю вам сделать наших пернатых друзей.
(объяснение выполнения работы)
1. Используя шаблон птички, вырезала из картона черного цвета детали птички – туловище (2 шт. – склеить) и крылья с хвостиком (1шт.)
2. Затем делаю надрезы, как показано на шаблоне.
3. Собираю птичку, рисую глазки, на крылышках делаю небольшие надрезы в виде маленьких треугольников, переворачиваю птичку и с обеих сторон туловища укрепляю крылья прозрачным скотчем, на спинке птички иголкой делаю отверстие и вставляю в него скрепку.
А закончить нашу экскурсию по вернисажу, я хочу стихотворением
О. Костина «Грачи»
Включается музыка весна
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы
- Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
Итог.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?
-Что запомнилось?